Конец дракона и другие истории

0
382
Время на чтение 6 минут

Истории из жизни знакомого батюшки. Вроде бы забавные, а задуматься заставляют о серьезных вещах - на мой, по крайней мере, взгляд.

В храме, где батюшка настоятельствует, появилась новая прихожанка - девица лет двадцати, в красном платке, который плотно и глубоко, до бровей, облегал голову. Можно было предположить, что под платком очень короткая стрижка. Приходила, стояла службу, потом попросила о личном разговоре.

Вопросы ее к батюшке были сформулированы не очень четко, но общий смысл их все же улавливался: найду ли я себя в Православной Церкви? То ли это место, где мне нужно быть? Точно ли, что Церковь - и для таких, как я, тоже?

Батюшка попытался объяснить, что искать в Церкви нужно не себя, а Бога; что она не для каких-то индивидуально особенных, а для всех... Вот тут-то гостья и развязала свой красный платок и сняла его с головы.

Голова ее была обрита наголо, а в левой височной области чернела татуировка - дракон. Хвост обвивался вокруг уха, огнедышащая пасть висела надо лбом.

- Ну вот такие люди, - спросила девушка, - в Церкви возможны? Приходят такие люди в Церковь?

- Конечно, приходят, - спокойно ответил батюшка, - и очень быстро обрастают.

- Значит, и я могу?.. А дракон?

- Дракон сдохнет после первой честной исповеди. И там, в чаще волос, сгниет и разрушится его труп.

Девушка рассмеялась и попрощалась, пообещав прийти еще и продумать исповедь. И, действительно, пришла.

Сдается мне, если бы батюшка в момент обнажения ее головы воздел руки и возопил: «Да что ж вы с собой сделали, да вы посмотрите на себя, да образ Божий, да облик женский...» - эта история могла бы получить другое, не радостное, а грустное продолжение.

Средство от страсти винопития

 

В конце 90‑х батюшку - тогда еще начинающего священника - направили в старинное село восстанавливать храм, в котором полвека кряду хранили зерно и свиные кожи. Условия проживания оказались вполне аскетическими, так что семью батюшка решил оставить пока в городе. О трудах и муках, предшествовавших второму рождению храма, нужно писать отдельно. Наконец настал день первой Божественной литургии в двухсотлетних стенах, не обретших еще, конечно, былого благолепия. Со всей округи собрался народ. После службы все обступили батюшку. Посыпались вопросы, просьбы: когда можно будет покрестить детей, как молиться о здравии заболевшего, кто изображен на оставшейся от прабабушки иконе, а вот еще неплохо бы дом освятить и сарай с погребом...

Последней подошла женщина средних лет:

- Батюшка, а Вы можете мужа моего отпеть?

- А что с ним случилось - погиб, умер? - Спросить необходимо: вдруг самоубийство?

- Да что Вы, батюшка, живой он. Пьет очень сильно.

Вон оно что! Старинное бабье поверье: если пьющего мужика отпеть в церкви как покойника, он непременно начнет новую жизнь.

Следующие пятнадцать минут батюшка объяснял бедной женщине, насколько недопустимо и неприемлемо то, о чем она просит, в какой грех могла бы она ввести священника... Незадачливая супруга пьяницы смущенно кивала. Батюшка старался быть убедительным. Он боялся, что женщина учтет ошибку на свой лад - поедет к другому священнику и просто-напросто скроет от него, что отпеваемый жив. Но она вроде бы прониклась и даже пообещала привести супруга к батюшке на беседу.

Однако их беседа состоялась раньше. Как только наш герой вернулся в арендуемую избушку и встал на вечернюю молитву, раздался мощный стук. Запах перегара батюшка почувствовал раньше, чем открыл дверь.

- Слушай, ты, как тебя, поп! Правду люди по селу болтают, что вы с Валькой моей меня как покойника отпели, чтоб последнего удовольствия лишить?!

- Люди, вот именно, болтают, - спокойно ответил батюшка. Он пригласил гостя в дом и пододвинул ему табурет. Через десять минут умиротворяющей беседы несчастный мужик классически подпер щеку ладонью и глубоко вздохнул:

- Батя... А может, ты меня вправду того... отпоешь, а? Что ж я, всё пью и пью, и остановиться никак не могу...

Он оказался хорошим столяром и здорово помог батюшке в храме: настелил, наконец, деревянные полы, смастерил скамейки. Потом, будучи в легком хмелю, ходил по селу и с великой гордостью рассказывал всем, что «за так отцу всё сделал, вообще ни копейки с него не взял за его ко мне уважение».

Ахмет

 

...Впрочем, кое-что о трудах и муках, предшествовавших возрождению сельского храма, можно рассказать и здесь. Конец 90‑х, сельская местность - денег нет ни у кого, кажется, что они вообще перестали существовать в природе. А через некоторое время понимаешь, что у некоторых местных жителей деньги есть, и даже в большом количестве. Только вот делиться с Церковью эти жители не намерены совершенно.

И вот батюшка сидит на бревнышке у входа в поруганный, чернеющий закопченными стенами храм, созерцает бездну отчаяния и вот-вот, кажется, в нее шагнет.

Слышится хруст сухой травы. Батюшка поднимает голову - к нему подходит смуглый скуластый человек в непривычном глазу одеянии: длинная белая рубаха поверх штанов, маленькая круглая шапочка.

- Здравствуйте, уважаемый! Меня Ахмет зовут. Хозяйство у меня здесь небольшое, конина, халяльное мясо, молоко, ну так, еще кое-что. Помочь чем-нибудь нужно?

- Нужно, Ахмет...

- Много не могу, а вот немножко...

Ахмет за свой счет отремонтировал давно развалившуюся паперть, вставил в церкви окна, поставил забор. Дело сдвинулось с мертвой точки, а главное - русским стало стыдно, и они начали, наконец, своему священнику помогать.

Горящая благочестием

 

Сразу после предпасхального приходского субботника в кабинет настоятеля ворвалась прихожанка - знаете, бывают такие, горящие благочестием:

- Батюшка! Вы представляете!.. Смотрю, а две наши девицы прямо возле храма подметают, а сами - в мужской одежде! В штанах, представляете!.. Христианки, называется! Ну, я взяла у Нины Ивановны в иконной лавке две юбки, подбегаю к ним: «Так, милые мои, а ну-ка быстро надели!». Одна - ничего, надела, и даже прощения у меня попросила. А другая - нет, Вы представляете? - прекословить мне начала! «А вы кто такая, а почему я должна...» Я ей говорю: сестра! Вы слышали что-нибудь про добродетель такую - послушание?

Батюшка - устало:

- Светлана Михайловна! Давайте-ка мы с Вами договоримся: послушания, кротости, терпения и прочих христианских добродетелей, включая также и благопристойность внешнего вида, Вы будете отныне требовать с одного-единственного человека. А именно - с себя самой. Хорошо?

Светлана Михайловна обескуражена. Так гореть благочестием - и вместо похвалы получить от батюшки выговор...

На полном серьезе

 

Батюшку посетили крепкие такие молодые люди, счетом трое. Не то чтобы бандиты, ну, так скажем - предприниматели.

- Отец, горе у нас, друга хороним. Отпоешь, как полагается?

- А что с ним случилось?

- Да вот, дурь накатила: поругался с бабой своей новой, полбутылки текилы хлопнул и с лоджии выпрыгнул. Двенадцатый этаж. Хороший парень был, жалко очень.

- Действительно, жалко... Только вот отпеть я его, ребята, не могу. Самоубийц ведь не отпевают.

- Отец, да мы заплатим, мы хорошо заплатим, не беспокойся!

Батюшка уже знаком с подобной логикой, потому сразу переходит на язык, близкий аудитории:

- Хоть миллион мне предлагайте, ребятки, не могу. Мне ведь не перед начальством - перед Богом отчитываться. А Он взяток не берет у нас. Его не купишь.

Предприниматели в замешательстве - происходящее слишком сложно и трудновместимо для их сознаний. Наконец один из них произносит:

- Отец, ты чё... Ты на полном серьезе, отец?..

- А на каком же я, по-твоему, серьезе?

- Ну ты даешь...

Встали, натянули шапочки, вежливо попрощались, вышли из подсобного здания, в котором находится кабинет настоятеля, на храмовый дворик. Постояли с минуту. Потом опять стянули шапочки и, осторожно ступая по ступенькам - будто боясь как-то этим ступенькам навредить - вошли в храм...

Призывая во свидетели

 

Поздним осенним вечером, после затянувшейся беседы с одним прихожанином, батюшка запер на ключ подсобное помещение, в котором, как уже было сказано, находится его кабинет, и собирался уйти домой. Вдруг к нему подошла молодая, но основательно побитая жизнью пара.

- Отец, - обратился к батюшке парень, - я вот свою девчонку обидел, я хочу при Вас перед ней извиниться.

Батюшку удивило и даже тронуло то, что неожиданный гость поступал по канону: призывал священника в свидетели своего раскаяния.

- Ну что ж, извиняйся.

- Прости меня, Ленка, - старательно проговорил парень, - я больше никогда так про тебя говорить не буду.

Ленка тряхнула крашенной в лиловое головой:

- Ну что скажете, батюшка? Простить мне его или нет? Он такое про меня болтал, что я здесь, в святом, можно сказать, месте, даже повторить это не могу.

Батюшка прекрасно понял, что мадемуазель просто набивает себе цену, а его при том берет себе в помощники.

- А есть ли Вам, что прощать? Может быть, он правду про Вас говорил?

- Правду?!! Да Вы что!.. Да я ни разу с этим Коляном!.. Ни разочка!..

- И что из того, - пожал плечами батюшка, - что вот именно с Коляном Вы ни разочка? Что это меняет?

Голова Елены разом поникла. Что интересно, поник и ее «спутник по жизни». Некоторое время они еще стояли возле батюшки в каком-то столбняке, будто им не хотелось от него уходить. Потом тихо попрощались и вышли на мокрую темную улицу.

Рис. Алексея Ковалева

Газета «Православная вера» № 22 (546)

Записала Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/konec-drakona-i-drugie-istorii

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59