К России только любовь...

0
528
Время на чтение 6 минут
К России только любовь... Знать святого в дни его земного пребывания и чудо, и тайна... Жизнь владыки Петра - епископа Кливлендского, управляющего Чикагской и Средне-Американской епархией - тесно связана со святителем Иоанном Шанхайским. В юности будущий владыка Петр прислуживал ему и сопровождал в архипастырских поездках.

Владыка Петр родился в 1948 году в Сан-Франциско, учился в Кирилло-Мефодиевской русской церковной гимназии - и его владение русским языком безупречно. Интервью для «Вестника Архангельской митрополии» гость дал, приехав на торжества в честь святого Иоанна Кронштадтского.

- Владыка Петр, что связывает вас с Россией?

- Я русского происхождения. Отец родился на Дону, учился в кадетском корпусе в Омске, вырос в Сибири, мать родилась на Волге. Корпус во главе с Колчаком отступал, дошел до Владивостока, затем папа очутился в Китае. Семья мамы тоже попала в эту страну. Родители встретились в Шанхае, там и венчались. Отец работал в американской фирме. Потом они отправились в Америку, где и родился я, самый младший в семье, у меня еще три брата. Родители поселились в Сан-Франциско.

Там была довольно большая русская колония, а при кафедральном соборе работала гимназия. Программа - согласно классическим программам дореволюционной России. Мы изучали все, кроме математических предметов, которые проходили в обычной школе: русский язык, литературу, историю, географию, пение. Программа очень насыщенная, прекрасные преподаватели, еще «дореволюционные», например, историю вела Инна Петровна Скуригина, которая преподавала в Полтавском кадетском корпусе. Так что я вырос в Америке, но в русской семье, в русской среде, по укладу - в дореволюционной России...

- А чем люди того поколения, эмигрировавшие по вынужденным причинам, отличаются от наших современников?

- То были люди культуры, идейные. Они покинули Россию не потому, что хотели, а потому что вынуждены были это сделать. Но они жили Россией и нам - детям, молодым людям - старались передать любовь к ней. Знаете, старшие никогда не прививали нам ненависть, непримиримость к коммунизму - да, но к России только любовь.

- Вы долгое время были рядом со святителем Иоанном Шанхайским. Расскажите, пожалуйста, о нем.

- Да, владыка знал мою семью по Шанхаю. Когда родители переехали в Сан-Франциско, мать продолжала переписываться с владыкой Иоанном. Потом, переехав в Европу, он часто бывал в Сан-Франциско и знал меня буквально со дня рождения. Когда в конце 1962 года его назначили архиереем в Сан-Франциско, я находился при нем, когда мог. Когда мог потому, что нужно было посещать гимназию. Но в праздники, субботу, воскресенье, иногда даже в будние дни я был при владыке. Мне это просто нравилось. Я столько хорошего получил и почерпнул! Келейничал у владыки последние три с половиной года его жизни. В 1966 году должен был поехать с ним в Сиэтл, но пришлось отказаться, потому что брат пригласил меня в гости, я и отправился к нему. Теперь всю жизнь жалею, что не был с владыкой, когда он скончался... (Святитель закончил земной путь 2 июля 1966 года во время архипастырского посещения этого города с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной - Одигитрией Русского зарубежья. - Ред.)

Владыка был большим молитвенником. В особенности уделял много внимания больным. Сейчас люди молятся пред иконами святителя Иоанна Шанхайского об исцелении от болезней, и многие свидетельствуют о его чудотворной помощи.

- А при его жизни вы чувствовали, что это необычный человек?

- Знаете, да. Есть люди, которые описывают владыку не таким, каким он был. Например, утверждают, что он никогда не улыбался. Это неверно. Владыка Иоанн знал, понимал жизнь, любил пошутить. Как-то говорит мне: Вот тебе загадка. Висит на потолке зеленая и лает. Это армянская загадка, а ответ - селедка». Я спрашиваю: «Почему она висит на потолке?» Отвечает: «Потому что я ее туда повесили». «А почему она зеленая?» - «Чтоб ты подумал, что я так хочу». «А почему лает?» - «Чтоб ты не угадал», - и сам смеется. Очень любил шутить. Думаю, что те люди, которые приписывают владыке особую строгость, портят его образ. Для меня, например, он - святой человек, и я считал его таким при жизни, но в то же самое время я видел, что можно любить эту жизнь, можно шутить и все равно угодить Богу. Потому те, кто пытается представить владыку Иоанна строгим и хмурым, искажают его образ.

- Вы чувствуете его присутствие в вашей жизни?

- Это очень личное. Я всегда стараюсь помнить то, чему он меня научил: церковной дисциплине, богослужению.

- Владыка, какие чувства вы испытали, когда святителя Иоанна сначала, в 1994 году, канонизировала Русская Православная Церковь Заграницей, а позже, в 2008-м, - Русская Православная Церковь?

- Для меня причисление владыки к лику святых было естественным продолжением событий. Правда, я не думал, что это так скоро произойдет, но для меня он всегда был святым.

- А почему вы считали его святым еще при жизни?

- И потому, что слышал о нем, и по личному опыту. Существует мнение, что владыка юродствовал, я с этим не согласен. Владыка жил «потусторонним миром». Это не то же самое, что юродствовать. Юродство - такой подвиг, когда люди себя так держат, ведут, говорят, чтобы вызывать над собой насмешку. Цель этого - победить гордость. Владыка не мог юродствовать, потому что был архиереем Божиим и не позволил бы себе подвергать осмеянию архиерейский сан. Он был не от мира сего - это другое дело.

Помню, как-то владыка закончил Литургию в старом соборе, и к нему подошел помощник старосты с каким-то вопросом. Смотрю: владыка теряется, не может ответить, и я даже удивился - в чем дело? Помощник старосты толком так и не получил ответа. Когда этот человек ушел, владыка ко мне повернулся и произнес: «После Литургии не могу ни на чем сразу сосредоточиться, переключиться». Понимаете, он весь уходил в службу, и эта настроенность в нем сохранялась и после богослужения. Может быть, некоторые считали это юродством, считали юродством и то, что он ходил босиком, сидя спал. А у него были опухшие, отекшие ноги, ему было больно носить обувь. Может, конечно, и было какое-то желание подвига... Но в собор, на какие-то официальные мероприятия он никогда босиком не приходил. У себя дома, в келии, где он жил, в приюте Тихона Задонского, да, он ходил босиком. Служил буднюю Литургию босиком, но это просто для того, чтобы его ноги отдыхали. Да, необычно, но это не было желанием юродствовать.

- Сейчас отношения между Россией и Америкой напряжены. А как простые люди относятся к этому?

- Половина моей паствы англоязычные православные американцы, и половина - русские, украинцы, белорусы, жители Крыма. Довольно много приезжих, которые покинули Россию за последние 25 лет. Все вместе мы - Православная Церковь, и наше дело - спасать души. Мы не занимаемся политикой, у нас в церкви на этот счет нет обсуждений. Могу сказать, как, на мой взгляд, рядовой американец относится к этому. Те американцы, которые знают и понимают историю, - журналисты, политические деятели - не оправдывают Владимира Путина, но они считают, что политика Запада необдуманна, что русский народ, как бы туго и плохо ему ни было, против России не пойдет.

- Владыка, вы можете дать нашим читателям духовные советы?

- Я не такой уж опытный духовный наставник. Как архиерей, что могу сказать? Пожалуй, такой совет: не надо стараться объять необъятное. Лучше небольшое делание, но постоянное. Утром и вечером молиться, молиться перед принятием пищи и после, в воскресенье, в праздники храм посещать, исповедоваться и причащаться, поститься в среду и пятницу, соблюдать многодневные посты, читать Священное Писание. Хотя бы этого держаться. Лучше не пять акафистов в день вычитывать, а то, что положено, регулярно исполнять. Надо быть постоянным и, конечно, внимательным на молитве. Ведь так легко ум куда-то улетучивается, старайтесь сосредоточиться.

В наших молитвах, богослужениях есть все. В советское время духовных школ не было, веру передавали внукам бабушки. Откуда они черпали знания? Думаю, из богослужений, которые содержат и жития святых, и догматическое, и нравственное учение. Тот, кто богослужения посещает регулярно, будет знать свою веру.

Правда, появилось много таких явлений, которые граничат, к сожалению, с суеверием. Может, со временем эта ситуация исправится. Знаете, часто приходят в храм, чтобы свечки поставить, а нужно приходить, чтобы участвовать в богослужении. Прийти в храм и не обратить внимания на то, что происходит, значит заниматься только своим делом и не участвовать в общей молитве. Это неправильно. Большое значение молитвы в храме связано именно с тем, что она общая, что она именно общая. Спаситель же сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Очень многое значит совместная молитва. В храме мы получаем особую благодать, чтобы созидать наше спасение.

Человек заболел или на душе тяжело - он идет на исповедь. Священник выслушивает, может дать совет, прочтет разрешительную молитву. А что светский человек делает? Идет к психологу. Тот похвалит, постарается убедить, что ничего страшного нет, но грехов простить он не сможет. Так что человек с тем же грузом возвращается домой, только думая, что чувствует себя лучше. А Церковь может простить, облегчить, освободить. Вот слова Спасителя: «Что свяжете на земле, будет связано на небе, что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Знаете, какая радость! Мы пали, согрешили, и мы можем в этом покаяться, от этого освободиться. Такое может быть только в Церкви.

Беседовала Людмила Селиванова

http://arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=53239

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Селиванова
Все статьи Людмила Селиванова
Архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр (Лукьянов)
Интервью посвященное свт. Иоанну Шанхайскому
и Сан-Францисскому о жизни Православной церкви в Америке
25.10.2021
Воспоминания о святителе Иоанне Шанхайском
на его родине в селе Адамовка, Славянского р-на Донецкой обл. 02.10.21
09.10.2021
Все статьи Архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр (Лукьянов)
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22