И трудный, и легкий «Экспромт»
Найти детский театр «Экспромт» довольно легко. Он расположен в центре Москвы, на Чистых прудах. Ориентир - театр «Современник» (о нем еще зайдет речь). В просторной квартире на Чистых прудах мы и беседовали с народной артисткой Людмилой Ивановной Ивановой.
Премьеру «Вифлеемской звезды» на сайте театра уже анонсировали. Рассказать о библейских эпизодах на детском языке - задача крайне сложная. Детей трудно обмануть - они чувствуют фальшь; еще труднее удержать их внимание.
- У нас один верблюд. Почти живой, - Людмила Иванова раскрывает детали «Вифлеемской звезды». - Изумительный большой верблюд. Очень добрый...
Разобраться в характере верблюда может только очень тонко чувствующий человек.
Людмила Иванова не просто руководит детским театром - она его основала. Сама уговаривала депутатов, сама выбивала деньги, сама составляла репертуар. Чиновники, с которыми она вела переговоры, шутливо отмахивались: «Идите вы, Шура, в... бухгалтерию!»
Но Людмила Ивановна оказалась не менее напористой, чем ее героиня Шурочка из кинофильма «Служебный роман». В 1990 году всем стало понятно: детскому театру «Экспромт» быть!
С тех пор на сцене ставят проверенные временем шедевры: произведения русской классики, сказки народов мира и русские народные сказки.
Нужно давать людям надежду. Нужно ободрять их, чтобы они не унывали
- Русские сказки тоже очень страшные, - рассказывает Людмила Иванова. - Но нужно давать людям надежду. Нужно ободрять людей, чтобы они не унывали.
Возможно, именно поэтому на сцене «Экспромта» волк не съедает Красную шапочку, а корова из сказки «Хаврошечка» не умирает, а превращается в яблоню.
- Наша задача - воспитывать молодое поколение, - поясняет создатель театра. - Такое время у нас непростое и нелегкое. Православные люди должны знать свою историю. Должны приобщаться к этому.
Вокруг Людмилы Ивановны всегда собираются люди неравнодушные и любящие детей. Еще они знают, что для детей, как сказал однажды Станиславский, нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше.
- Это очень важно для детей. Они настолько восприимчивы. И пока они еще не ушли в интернет, пока они приходят к нам... - делится своими мыслями Людмила Ивановна.
Она крестилась, когда ей было 9 лет. Дедушка и внучка ходили в Елоховский собор.
- Я жила и в советское время, и в перестройку, и сейчас живу, слава Тебе, Господи. Но у меня была православная семья. Мой дедушка находил церковь, которую еще не снесли в советское время. И приводил меня, - вспоминает Людмила Ивановна.
О семейном благословении и виконте де Бражелоне
На столе рядом с диктофоном лежит моя книга «Виконт де Бражелон». Людмила Ивановна ее замечает и спрашивает:
- А почему именно «Виконт де Бражелон»? Мне его безумно жалко, этого виконта. Он вызывает у меня такое сочувствие. Как-то ему очень не повезло в жизни.
Пытаюсь не ударить лицом в грязь.
- Меня больше интересуют отношения между Людовиком XIV и королем Карлом II. Да и сама фигура д'Артаньяна, - отвечаю.
Разговор от французских возвращается к нашим, русским делам. Людмила Ивановна рассказывает о семейной реликвии:
- У меня есть икона - ее мне подарила бабушка. Она этой иконой благословила моего дедушку, когда он уезжал на войну - в Порт-Артур.
Листок с бабушкиным благословением
Икона, о которой зашла речь, - Иверский образ Божией Матери. Вместе с ним хранится пожелтевший листок с благословением, написанным бабушкой своему мужу, определенному в Крымскую роту.
- Дед спросил меня однажды: «А ты в пионеры пойдешь?» Я отвечала: «Пойду, дедушка, потому что Христос был первым коммунистом!» Я так и сейчас считаю.
- Почему?
- А вы как думаете? - неожиданно спрашивает Людмила Ивановна.
- ...Потому что Христос все перевернул. Все для людей.
- У нас постоянно меняется ситуация. То вдруг становится модным верить. То церкви рушат, то их снова восстанавливают. Но Бог остается.
О благородстве
Большая кухня, массивный стол, высокие потолки, за окном барабанит дождь. Кстати, по узкому коридору прямо из кухни, где мы беседуем, мимо гримерок можно сразу попасть на сцену театра «Экспромт». Вот уж, действительно, тот самый случай, когда человек живет в театре. Задаю вопрос:
- Сейчас в искусстве востребована провокация. Я не хочу утверждать, что раньше и снег был белее...
- Был белее! - поправляет Людмила Ивановна. - Но не везде. 1960-е годы - это и «Театр на Таганке», и Товстоногов в Ленинграде, и у нас в Москве «Современник», куда я пришла работать в 1957 году. Была задача говорить только правду, быть благородными. Мы реанимировали Станиславского.
Сначала она работала во МХАТе, студию при котором закончила. Потом перешла во ВГИК к Марлену Хуциеву. Затем - Гнесинское училище, а после - ГИТИС.
Режиссеры сегодня стараются себя выявить, а не жизнь человеческого духа. А в русском театре на первом месте - человеческий дух
- Никаких квартир, званий и орденов нам не обещали. Сейчас другое время. Сейчас время перформансов. Режиссеры стараются себя выявить, а не жизнь человеческого духа. В русском театре - а это лучший театр - на первом месте человеческий дух, - говорит Людмила Ивановна.
Сегодня она преподает в Международном славянском институте имени Гавриила Державина. На счету Людмилы Ивановны уже пять выпусков. Ее ученики всегда востребованы - и в кино, и в театре.
- Двое из моего курса играют пастухов в «Вифлеемской звезде». Они очень серьезно относятся к своей роли.
Подопечные Людмилы Ивановой поют не только песни - им под силу и оперные арии.
- Перед детьми тяжело выступать?
- Для детей играть трудно. Они настолько болеют за положительных героев. Они кричат: «Волк! волк! Красная шапочка, посмотри!»
- Рождество Христово - событие, которое перевернуло абсолютно всё. Как вы детям объясняете, что это не сказка? Одно дело - волк, который разговаривает, совсем другое - убедить зрителей, что то, что вы показываете на сцене, - это реальные события, которые произошли на самом деле.
- Дети и про сказки думают, что всё было на самом деле. Мы с ними вместе верим, что это всё было на самом деле. Вифлеемская звезда у нас зажигается, волхвы идут... Царь Ирод - шикарный голос. Весьма страшный. Роскошный бас! Так что всё очень наглядно.
Труппа «Экспромта» регулярно ставит спектакли для ребят с ограниченным возможностями. Например в центре «Даунсайд Ап» для людей с синдромом Дауна.
- Наш театр - очень добрый театр. Красивый. Мы никаких завихрений в постановках не делаем. У нас всё очень просто, ясно и благородно. Теперь это слово - «благородство» - практически уже и не употребляют. Вот вы читаете «Трех мушкетеров», так там это слово встречается на каждом шагу. Дети должны это читать. Это моя любимая книга. Слава Богу, что я на ней выросла. Думаю, что теперь люди даже и эту книгу не читают. Сейчас очень мало читают.
О самой главной встрече
Театр «Современник», которому Людмила Ивановна отдала больше 50 лет, свел ее с Александром Солженицыным, Василием Шукшиным, Булатом Окуджавой, Людмилой Гурченко. Да и не только. Она дружила с Анной Герман. Решил спросить про Александра Исаевича:
- Каким вам запомнился Солженицын?
- Он принес в театр «Современник» пьесу «Олень и шалашовка» - о его пребывании в нехороших местах. Мы поняли, что нам не дадут ее выпустить. Он знакомился очень характерно, - Людмила Ивановна берет меня за руку и показывает выражением глаз, как пристально изучал Солженицын человека, с которым знакомился.
Солженицын тебя всего просматривал, пристально изучал каждого человека
- Он тебя всего просматривал. И был крайне внимателен. А некоторые современные люди с тобой здороваются, а уже смотрят на следующего.
Людмила Иванова с мужем Валерием Миляевым Но самой главной для Людмилы Ивановны стала встреча с будущим мужем Валерием Миляевым. Они познакомились в начале 1960-х на вечере в Физическом институте Академии наук, который она вела.- Я прожила с мужем 50 лет и была очень счастлива. Он был физик. Обвенчались мы лет 10 назад. Я сохраняю его письма, которые он в молодости писал. Они помогают мне жить. Вы знаете такую песню: «Приходит время, / С юга птицы прилетают, / Снеговые горы тают / И не до сна...»?
Песню узнал, но о том, что эти строки принадлежат супругу Людмилы Ивановой, услышал впервые.
- Он был очень благородным и справедливым человеком. И вся наша семья считала, что нужно быть полезными, если ты родился на свет. Мы никогда не ссорились, хотите верьте, хотите нет. Каждый из нас писал стихи, - вспоминает своего супруга актриса.
Правила жизни от Людмилы Ивановой
Людмила Иванова
Московский детский музыкальный театр «Экспромт» рассчитан на 75 зрителей. Это совсем немного, зато в зале камерная и уютная атмосфера. Гости каждой постановки из простых наблюдателей превращаются в участников. Людмила Ивановна, чье мастерство отточено десятилетиями, не упускает ни одной, даже самой незначительной детали. Поэтому если руководитель театра говорит, что верблюд добрый, - значит, верблюд действительно добрый.
- Хорошо, если семья приходит к нам. У нас всё очень красиво и серьезно. Молодые актеры, оркестр, хорошие голоса, - рассказывает Людмила Иванова. - Сейчас очень мало читают. Не знают, кто такой Окуджава. Я спрашиваю школьников. Никто не знает. Копаются в интернете, какие-то ужастики, страшилища. И каждый, кто может воспитывать ребенка правильно, он должен заниматься этим делом. Наш театр в этом смысле, я считаю, очень благородно поступает.
- Людмила Ивановна, у вас огромный жизненный опыт. Поделитесь им с нашими читателями.
Дедушка написал: "Внуча моя, не завлекайся суетой временной жизни. Думай о вечном". Вот этому я и следую
- Надо благородно себя вести. Ты явился на землю. Ты должен сделать что-то доброе. И вовсе не денег заработать. Я даже не думаю, что они кому-то счастье приносят. Есть, конечно, таланты. Кто-то Третьяковскую галерею делает, кто-то спонсирует какие-то хорошие мероприятия. Я желаю, чтобы люди ставили себе долгосрочную цель, задачу. Когда мне было 16 лет, дедушка прислал письмо: «Внуча моя Людмила, не завлекайся суетой временной жизни. Думай о вечном». Вот этому я и следую.
Обратно шел с ощущением, что меня полностью отформатировали. Дождь по-прежнему продолжался. Я промок, но не обратил на это никакого внимания. Общение произвело на меня неизгладимое впечатление. В редакции скачал песню «Весеннее танго», слова к которой написал Валерий Миляев - муж Людмилы Ивановой. И сохранил в свой плейлист. Вот это люди! Вот это эпоха! Вот это стержень! Все на спектакль.