С Богом одиночество невозможно

0
299
Время на чтение 7 минут

Знакомство с автором материала, который сегодня представлен в рубрике «Личный опыт», началось с телефонного звонка. Женщина, назвавшаяся Марией, поведала грустную историю: предприятие, на котором она трудилась почти 15 лет, закрылось. Ей нужна была работа. К сожалению, по ее специальности предложить было нечего, но, узнав, что по образованию наша собеседница филолог, посоветовали: попробуйте что-то написать для газеты. «Даже не знаю, я никогда не писала, не уверена, что получится», - растерялась Мария. «А Вы попробуйте». И она попробовала. Получилась история о том, как человек, встретившийся с Богом, перестает чувствовать себя одиноким.

Бабушка, прости!

 

Я родилась и выросла в невоцерковленной семье. Единственным близким человеком, который ходил в церковь и молился, была моя бабушка. Она и меня пыталась «приобщить», но на ее предложения пойти в храм я всегда отвечала отказом. Мне казалось, что это всё выдумки - про жизнь вечную. Считала, что в церковь ходят люди, которые чего-то боятся: пожилые - потому что боятся смерти, молодые - потому что боятся провалить экзамен и т. д. А еще думала, что если кто-то из знакомых меня там увидит, будет смеяться.

Мне было 27, когда бабушка умерла. Я очень горевала и однажды поймала себя на мысли, что хочу зайти в храм, поставить свечку за упокой. Тогда родилась моя первая молитва - правда, в ней я просила Бога простить не грехи бабушки, а мои перед ней. И тогда же возникло желание пойти на исповедь.

И вот я впервые на богослужении. Как красиво поют! Почему я раньше не заходила в храм, чтобы это услышать?.. После исповеди на душе была такая легкость! А когда батюшка сказал, что бабушка меня простила, появилась радостная уверенность: так и есть, это не просто слова утешения от священника.

С этих пор я стала заходить в храм: сначала редко, потом чаще. Тянуло на воскресные службы, когда много людей и особое праздничное настроение. Удивляло, что с какими бы тяготами на душе ни приходила на службу, домой возвращалась с ощущением радости и покоя. Жалела, что не слушала бабушку, столько времени жила без церкви, сама себя обкрадывала.

Им там от этого легче

 

Поворотным моментом на пути к вере в моей жизни стал крестный ход в Вавилов Дол. Отправляясь в паломничество, думала, что это дня на два-три. Было у меня сокровенное желание - о второй половинке. И в крестный ход я пошла, по большому счету, чтобы выпросить у Бога суженого. Так я тогда рассуждала. Мне казалось, что именно семьи мне не хватает для полного счастья. Но обрела я через этот опыт нечто гораздо более ценное.

После первого дня пути накрыла такая жуткая усталость, что начала подумывать о побеге. Очень хотелось домой. Утешала себя мыслью: крестный ход - не единственный вариант подвига, и можно, например, творить добрые дела во славу Божию, помогая ближнему. И тут женщина, идущая рядом, вдруг сказала: «Я в прошлом году хотела вернуться с полпути, а ночью во сне мне умершая родственница явилась и говорит, что когда мы идем и молимся, им "там" намного легче». После ее признания у меня будто крылья выросли, поняла: вот он - смысл крестного хода! Живым-то мы всегда помочь успеем, а вот для усопших мало что можем сделать. Ради бабушки, может, еще продержусь...

Во время крестного хода человек внутренне меняется, и это проявляется в его взаимоотношениях с окружающими. Помню, как в первый день мы старались поскорей встать в очередь во время раздачи еды, как стремились занять место в палатке, а когда присоединялись новенькие, неохотно теснились. Но прошло какое-то время, и отношения между людьми начали теплеть: в очередях уже пропускали вперед пожилых, детей, уступали друг другу и в палатках: «Ничего, подвинемся, всем места хватит». Люди, которые сначала казались чужими, вдруг стали тебе родными, действительно братьями и сестрами во Христе. Поймала себя на мысли, что они мне даже ближе родных по плоти - так остро ощущалась духовная близость. Сближали совместная молитва, труд ради Господа, общая трапеза и, конечно, общение. Мы все стали немного терпеливее, великодушнее, а еще крестный ход помог мне преодолеть одиночество, найти новых друзей не только из прихожан своего храма, но и из других приходов. Раньше в церкви я чувствовала себя одиночкой, так как никого в храме не знала. Пришли, помолились, разошлись каждый в свою сторону. Лишь после крестного хода пришло осознание, что церковь - это не стены, а люди, которые рядом с тобой молятся. И теплая молитва рождается, когда их знаешь и по-доброму к ним относишься. Церковь я стала считать не только Домом Божиим, но еще и немножко своим, появилось желание что-то делать для храма: убираться после службы, помогать в трапезной.

Меня поражала выносливость пожилых людей. Всем нам - городским жителям, не привыкшим к таким марш-броскам, - пешие переходы давались тяжко. Координатор крестного хода Сергей Михайлович Чамышев (сейчас служит диаконом в Покровском храме Саратова.- Ред.) время от времени отправлял нас в машину сопровождения, чтобы какой­то отрезок пути мы преодолели на «Газели», чем наше поколение благодарно пользовалось, тогда как старики на предложения передохнуть только отмахивались. И откуда у них силы?! Впрочем, ответ на этот вопрос отыскался тоже в процессе движения.

Крестный ход помог ощутить, как же к нам близок Господь. Сначала я надеялась лишь на выносливость своего молодого организма. Мне говорили, что каждый пройдет столько, сколько допустит Господь, здесь всё в Его власти. После первого дня пути поняла, что это мой предел: всё, дальше идти не могу, нет сил. И тогда начала молиться, просить сил у Бога. И так в конце каждого дня. И Господь помогал - крестный ход прошла до конца.

Человека, с которым могла бы создать семью, так и не встретила. Сначала роптала, что Бог меня не услышал, а однажды вдруг поняла, что любящий Бога никогда не бывает одиноким, потому что с ним всегда Бог.

Рабочий момент

 

Нам, участникам крестного хода, очень не хотелось расставаться, все говорили, что обязательно пойдут еще, если Господь сподобит.

В следующем году я уже исполняла послушание на полевой кухне. Приходилось раньше вставать, позже ложиться, больше ощущалась усталость, но было утешение, что помогаешь кормить людей, которые идут и молятся за всех нас.

Сергей Михайлович, который в крестный ход ходит с 2006 года, рассказывал, что многие люди после этого меняют работу: уходят из мира в Церковь. Я на это только улыбалась: это не про меня, у меня прекрасная работа, я в этой организации тружусь много лет и не собираюсь с ней расставаться. Прошло три года после моего первого крестного хода, и предприятие, где я работала, закрылось.

Для меня это стало тяжелым испытанием. Как же я молилась Богу, чтобы вразумил, где искать работу! Встала на биржу труда, и первый вопрос, который задала мне специалист по кадрам, был: «А где и кем Вы сами хотели бы трудиться?». И тут я, не задумываясь, выпалила: «Хочу, чтобы работа была связана с Церковью!». И тут кадровик заявляет, что только что от нее ушла специалист по кадрам из Саратовской епархии, которая подыскивала персонал, и предложила мне ее номер телефона. Дрожащими руками я набирала цифры заветного номера. Услышал Бог мои молитвы - для меня нашлась работа!

Послушание у бабы Раи

 

Помню свои впечатления от первого архиерейского богослужения, на котором я побывала. Это было в Покровском храме Саратова. Разлитое по храму взволнованное ожидание. Вдруг тишину разорвал радостный колокольный звон, и вот уже в храм торжественно входит Владыка. Меня поразило великолепие службы: не предполагала, что церковное богослужение может быть таким красивым. Подумалось: если в такое восхищение приводит богослужение на земле, какая же радость должна быть там, где Ангелы поют хвалу Господу!

Эти переживания оказались созвучны впечатлениям, которые рождались у меня при прочтении воспоминаний о Владыке Пимене (Хмелевском) (архиепископ Саратовский и Вольский в 1965-1993 годах.- Ред.). Читая эту книгу под названием «Всегда с Богом», думала: вот бы встретиться с теми, кто знал его лично... Как же быстро исполняются наши желания, когда они на пользу! Мне предложили ухаживать за прихожанкой нашего храма Раисой Варфоломеевной Красненковой. Баба Рая, которой было под 90, жила одна, и ей требовалась помощь по дому. Оказалось, что она много лет была у Владыки в послушании - помогала в ведении хозяйства.

Сначала я ходила к ней, потому что мне было жалко одинокую старушку. Но постепенно поняла, что не столько я ей помогаю как-то облегчить быт, сколько она мне помогает своими советами и духовными наставлениями. Каждый ее день начинался с молитвы. Не сядет за стол, пока не вычитает утреннего правила, не съест просфорки, запив ее святой водой. Именно баба Рая приучила меня молиться: когда я приходила к ней по утрам, мы читали правило вместе. Большое значение баба Рая придавала церковной службе, никогда не пропускала воскресные и праздничные богослужения. У нее были очень больные ноги, ей было тяжело стоять, каждый шаг давался с трудом. Прихожанин нашего храма, Сергей, возил ее в церковь на машине, водил на исповедь, Причастие. Я, жалея ее, предлагала порой: «Баба Рая, давай сегодня в церковь не пойдем, ведь у тебя ноги больные, дома помолимся». Она всегда отвечала отказом. Пока могла двигаться, стремилась в храм.

Поначалу баба Рая казалась мне очень строгой. Я обижалась на нее: всё ей не так! А потом поняла, что она так во мне послушание воспитывала. Баба Рая говорила, что покойный Владыка тоже был строг по отношению к людям, но еще более требовательным он был по отношению к себе. Неукоснительно соблюдал пост, когда в пост ему предлагали скоромное, всегда отказывался, боясь Бога обидеть. Так и баба Рая моя: уже на ноги не вставала, а принесу ей скоромное - ешь, говорю, чтобы сил прибавилось, - она говорит «нет». И мне наказывала в пост поблажек себе не давать.

Похоронили бабу Раю на кладбище, где покоятся мои родные бабушки, и когда приезжаю к ним, всегда стараюсь дойти до ее могилы. Благодарю за ее советы, наставления, она мне во многом помогала утвердиться в вере.

Оглядываясь назад, вспоминая свои первые шаги на пути к Церкви, я не перестаю удивляться тому, как бережно, любя ведет Господь нас к Себе: каких людей посылает, в какие обстоятельства нас определяет, чтобы не оступились, не свернули, не заплутали... Как бы хотелось, чтобы как можно раньше каждый человек начинал свой путь, чтобы потом не пришлось жалеть о потерянном времени - жизни без Бога.

Газета «Православная вера» № 22 (546)

Мария Соловьева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/s-bogom-odinochestvo-nevozmozhno
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Соловьева
Человек бесплатный
Ведомство Владимира Филиппова пытается опровергнуть прогнозы скептиков о тотальном переходе высшего образования на коммерческую основу
17.12.2003
Все статьи Мария Соловьева
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48