8 ноября 2015 года епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий (Владислав Альбертович Фёдоров) отметит свое 55-летие и 20-летие со дня рукоположения во иеромонаха с возложением набедренника и наперсного креста. Четыре года назад, 27 октября 2011 года иеромонах Гурий был возведен в сан архимандрита управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 6 ноября 2011 года за Божественной литургией в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Гурия во епископа Арсеньевского и Дальнегорского. В 2015 году есть еще две памятные даты: 8 апреля исполнилось 25 лет со дня его пострига, а 30 декабря исполнится 15 лет с того дня, как он впервые служил в московском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона при Центральной клинической больнице №1 ОАО «РЖД» в качестве настоятеля. В те годы он был и духовником училища сестер милосердия, созданного при этом храме, и настоятелем храма святого Иоанна Предтечи в селе Сумароково Рузского района Московской области. Будущий владыка в разные годы был архитектором, иподиаконом и пономарем на приходах Москвы, насельником Троице-Сергиевой Лавры, преподавателем церковного искусства в Николо-Перервинской семинарии Москвы. Он участвовал в семидневном крестном облете по границам России, проектировал и строил Храм Христа Спасителя, в 1997 году был награжден медалью «В память 850-летия Москвы». Много добрых слов о владыке Гурии я слышала от прихожан храма вмч. и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД», где он был настоятелем 11 из 15-ти лет существования прихода. Именно они и пригласили меня на встречу с любимым владыкой.
- Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве.
- Мое детство прошло в Подмосковье. Я родился 8 ноября 1960 года в Калининграде Московской области. Теперь это город Королев. В 1978 году окончил здесь среднюю школу № 7. Любил все предметы: литературу, физкультуру, труд, математику, даже хотел поступать на мехмат в МГУ. Пожалуй, английский язык был нелюбимым предметом. Вообще жизнь настолько интересная, что мне нравятся разные ее направления. Я был обычным дворовым мальчишкой: в хоккей и футбол гонял, в лес за ягодами и грибами ходил, в казаки-разбойники играл с ребятами, спортом любил заниматься, книжки читать, в институте писал научные статьи, с радостью участвовал в праздничных мероприятиях. Вообще жизнь Богом нам дана интересная. Мне нравилось и на небо, и на землю смотреть, и заниматься разными добрыми делами. Родители мои познакомились еще в школе, а после школы вскоре поженились. Отец Альберт Иванович Фёдоров родом из Архангельска, а мать Глафира Фёдоровна Фёдорова - из Воронежа, куда и перевели моего деда по отцовской линии. Сразу после школы я поступал в Московский архитектурный институт, но поступил туда со второй попытки. Год трудился рабочим на космическом предприятии с моими родителями, недалеко от Центра управления полётами.
- Почему Вы выбрали именно этот институт?
- В детстве я ходил в изостудию. Как-то услышал, что сотрудница мамы хвалила своего сына за то, что пошел в архитектурный институт, что у него интересная, творческая жизнь. Мама предложила эту идею и мне, мы обсудили и решили, что это хороший вариант. Через два года я поступил в МАРХИ и по его окончании стал архитектором. В 21 год женился. До 1984 года состоял в браке.
- Вас к вере отец привел? Он же был священником.
- Нет, Господь привёл его после. Моя бабушка была верующая, крестила маму. Уверовал и воцерковился сначала я - на последнем курсе института в 24 года крестился. Это было сразу после защиты дипломной работы. 2 апреля 1985 года меня крестили в московском храме пророка Илии в Обыденном переулке. Потом к вере потянулась мама (ей сейчас 84 года). Когда я пришел к вере, мама вспомнила все случаи Божьего призвания её к вере. Потом с Божьей помощью мы и отца подтянули. В 58 лет он крестился с именем Александр, в 62 года, после выхода на пенсию стал пономарем и дьяконом, а в 1993 году - иереем. Служил он перед Престолом около 18 лет, прожив без малого 82 года. Три года назад отец умер. Он был добрым пастырем, мог каждого выслушать, утешить, поддержать, поэтому добрую память о себе оставил. Одна из прихожанок называет отца Александра благодатным человеком. По ее словам, она долго не могла продать дом в Ростовской области, где дома можно продавать годами. Чудом стало то, что после молитв отца Александра буквально через неделю женщина продала дом за ту цену, которую просила.
- Как вернуть к Богу повзрослевших детей, которые перестают ходить в храм, исповедоваться, причащаться, живут в гражданском браке?
- Когда меня рукоположил Патриарх, я обратился к Его Святейшеству: «Где мне взять средства на возрождение епархии?» Он сказал: «Приход - это как золотая жила. Начни жить по-христиански, трудиться. И люди начнут ходить, и появятся средства, чтобы все это возрождать». То есть не средства нужно искать, чтоб возродить, а начать жить, и средства появятся. Так и в семье. Можно сказать, семья - это в хорошем смысле слова золотая жила, это то, что может сделать ребенка человеком, позволит воспитывать его в Православии, привить ему христианские нравственные ценности. Брак - это Святыня. Поэтому если выходить замуж, то только за верующего, а не просто абы за кого ради развлечения, чтобы свои какие-то утешения получить - поддержку, опору. Раньше родители старались найти для своей верующей дочки и жениха верующего. У верующих людей единая позиция. Авва Дорофей говорит: «Две точки на радиусе, чем ближе к Богу в центр, тем ближе друг к другу». Правильно? Вот и супруги, которые стремятся к Богу, становятся ближе друг к другу. И сами соединяются, и детей воспитывают хорошо, потому что у них одинаковые ценности. Мать всегда поддержит то, что отец сказал. Может, они потом разберутся, уточнят, согласуют и скорректируют, но опять-таки будут стоять на одной позиции, одинаково спрашивать с детей. Один пожилой человек рассказывал мне: «Раньше в деревне, если я, будучи ребёнком, на улице сделал что-то плохое, прохожий, например, сосед, живущий через пять домов, мог дать мне подзатыльник. Прибегаю домой, говорю отцу: "Вот, он мне там дал по голове", - а папа еще и добавит: "Значит, ты плохо себя вел"». То есть была общая система воспитания: все следили за порядком - семья, учителя в школе и общество. Была система общественного суда, порицания, поддержки добрых людей. И мы должны правду нести. Мы - общество доброе, а не какое-то американское, где банда руководит законом. Я считаю, здесь на самом деле все очень просто. Если ты сам живешь по-христиански, то и дети начнут тянуться к тебе. Люди должны спокойно сохранять веру до конца. Если они начинают подстраиваться под общество, то, как написано в Псалтири, «со строптивым развратишися», а если живешь как с преподобным, то «преподобен будеши». Выходить замуж нужно за верующего. А так, конечно, дети мечутся между вами и неверующим мужем. Если во всём подстраиваться под мужа, то получается, что и вы постепенно начинаете терять и мужа, и детей и катиться вниз. Мужа нужно уважать, любить, слушаться в житейских семейных делах. Поэтому надо терпеть, смиряться в непринципиальном, житейском. Апостол говорит: «Откуда ты знаешь жена, не спасешь ли мужа?». Но в вещах нравственных нужно Бога слушаться. А если муж Бога не слушается, то не надо потакать его порокам, грехам, страстям. Да! Смиряться надо, но не умножать грех! Надо нести свой Крест до конца, и до конца оставаться верующим.
- Владыка, о чем у Вас сейчас болит сердце?
- Болит, конечно, за детей и их родителей. Чтобы добраться до Кощея Бессмертного, нужно найти ларчик и сломать иголочку. Так и мы. Чтобы начать работать с детьми, сначала все это решается наверху: Патриархия договаривается с президентом, потом вопросы решаются на уровне государственных и церковных Министерств образования. Потом уже мы подписываем с главами восьми администраций совместный договор об образовании, социальных и культурных вопросах, затем с гороно и директорами школ. После всего этого активно занимаемся с преподавателями и, по возможности, с родителями, и лишь после этого дело доходит до детей. Если мы не будем работать, то сейчас свою деятельность еще больше развернут мусульманские экстремисты, псевдохристианские и тоталитарные секты, поддерживаемые из-за рубежа. Мы в наш заброшенный край приглашаем замечательных людей: священников, методистов, серьезных специалистов из Москвы, Твери, Тамбова, Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяем учителям, которые ведут Основы православной культуры, историю и литературу.
- Священники сами приходят в школы?
- Конечно, но не часто: в церковные и гражданские праздники, а наших педагогов для повышения образования и духовности посылаем в Москву на Рождественские чтения, сами организуем курсы и семинары по повышению квалификации, пытаемся заинтересовать учителей. Они воодушевляются, воцерковляются и начинают в ходе эксперимента проводить православные программы в детских садах и школах. Мы потихоньку завоевываем авторитет, люди тянутся в Церковь, видя, что с Церковью интересно сотрудничать. Проводим праздники, концерты для ветеранов войны, для многодетных и обычных семей, акции в защиту жизни и поддержку семейных ценностей, развиваем волонтерское движение. До сих пор помню, как красочно и весело прошел у нас парад колясок в День семьи, любви и верности. Всем этот праздник очень понравился. Организуем для детей конкурсы, викторины, спортивные соревнования, привлекаем их к каким-то добрым делам. Хотим, чтобы все общество было втянуто в эту деятельность. Необходимо заниматься и своими церковными людьми. Основная задача - поставить на приходы хороших духовников, исповедников, молитвенников, проповедников - это наш золотой фонд. Люди должны не просто молиться друг за друга, за своих близких и родственников, которые скатываются в свою бытовуху житейскую, нужно, чтобы они трудились, во всем участвовали. Душеполезно читать древних отцов-аскетов, в келье молиться. Кому-то это кажется скучным, а на самом деле это приятно, благодатно, спасительно, радостно. Идеализм присущ любому человеку, тем более, если он христианин, русский человек. Приятно любым Божьим делом заниматься: миссионерством, проповедью, социальными делами, культурными.
- Вы по образованию архитектор. Удалось поработать по специальности?
- В 1985 году окончил МАРХИ, потом два года по распределению поработал архитектором, но понял, что мой путь - с Богом, и пошел по духовной линии. С радостью стал ходить в храм, читать духовные книги, и мне открылась другая жизнь. С 1986-го по январь 1989 года был алтарником и чтецом в церкви Преображения Господня на Краснобогатырской улице в Москве. 30 января 1989 года стал насельником в Троице-Сергиевой Лавре, жил по-монашески, а 8 мая меня приняли в число братии обители. Там в экономском отделе я нес послушания архитектора, также был заведующим складом, пел на клиросе. 8 апреля 1990 года наместник Лавры архимандрит Феогност (Гузиков) постриг меня в монашество. А 21 сентября 1990 года епископом Бендерским Викентием я был рукоположен во иеродиакона. Потом нес послушания у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С 25 ноября 1990 года по 8 ноября 1995 года был у него старшим иподиаконом.
- Но образование Вам все же пригодилось?
- Да. В свое время от лаврских духовных наставников я получил послушание заниматься проектированием и строительством храмов и монастырей. Наша деятельность была не столько проектная или строительная, сколько координирующая, связывающая людей между собой. К нам обращались архиереи, игумены и игуменьи монастырей, настоятели храмов. Они просили помочь с проектами. Опытных православных архитекторов было мало. Мы находили их и знакомили заказчиков с профессиональными исполнителями - архитекторами, художниками, иконописцами, резчиками и строителями. Одни не знали традиций, другие знали, но были неверующими. Некоторые архитекторы тянулись к вере и становились верующими в процессе работы. Мы занимались согласованием проектов, пытаясь совместить то, что трудно совместить. Каждый хотел делать что-то своё, а мы призывали всех делать всё по воле Божией, но иногда приходилось идти на компромиссы. К культуре, древним памятникам архитектуры надо относиться не как к собственности, а как к Святыне, которую предки создали своими молитвами, трудами, потоками слез. Всё они делали с любовью, с молитвой. И мы говорили архитекторам, что нужно уважать церковные традиции. Священники же часто не понимали строительных традиций и канонов, технологических процессов, но отлично разбирались в церковных нуждах и чинопоследованиях. Например, архитекторы проектируют храм в городской застройке, но не знают, что нужны ещё и дополнительные церковные здания - дом причта, трапезная, Воскресная школа и т.д. А батюшка знает, но не разумеет, что надо заранее предусмотреть все функциональные, технологические и этические процессы в будущем храмовом комплексе, и заложить всё это в проекте с выделением соответствующей территории, а иначе потом он не сможет расширить территорию, будут проблемы с подключением тепла и света и тому подобное. Мы все это продумывали, планировали и разрабатывали. Начали мы с маленьких проектов, а потом потрудились на проектировании и строительстве Храма Христа Спасителя, получив немало опыта.
- Как Вы попали в этот проект?
- Меня на это послушание благословил мой духовный отец прозорливый старец архимандрит Наум (Байбородин), насельник Троице-Сергиевой Лавры, которому сейчас 86 лет. Он благословил меня заниматься организацией строительства. С 17 апреля 1994 года по 29 декабря 2000 года я входил в рабочую группу по проектированию и строительству Храма Христа Спасителя. Сначала наша группа состояла из трех человек. Татьяна Николаевна Кудрявцева была идеологом, Ирина Геннадьевна Тимофеева - проектировщиком, а мне пришлось быть преимущественно связующим звеном между Церковью и общественностью. Мы долго занимались исследованием и подготовкой материалов. В итоге Божьей милостью получился интересный эскизный комплексный проект. Передали его мэру Москвы Ю.М. Лужкову и в Московскую Патриархию. Лужков заинтересовался и даже загорелся. Закипела работа. Храм Христа Спасителя строился всем миром. Верхний замечательный исторический храм проектировался и воссоздавался по проекту русского архитектора Константина Андреевича Тона. К этой работе подключились ОАО «Моспроект» и другие организации. Кстати, в день рождения Тона, который родился 26 октября (8 ноября) 1794 года, сподобился родиться и я грешный. Предложенный Тоном проект Храма Христа Спасителя очень понравился Императору Николаю I, хотя сначала храм собирались строить на Воробьёвых горах по проекту А.Л. Витберга. Возведением храма Тон занимался с 1829 года до конца своей жизни. Нашей православной группе досталось проектирование нижнего Преображенского храма и деревянного храма во имя Державной иконы Божией Матери. Во время работы над их проектами нас уже было не три человека, а больше. Деревянный храм спроектировал Андрей Борисович Барабанов, а проектировать нижний нам помогали Наталья Борисовна Оськина, Евгения Юрьевна Огородова, Ольга Николаевна Ермакова, Николай Николаевич Аввакумов и другие. И нижний, и деревянный храм - это авторские проекты современных православных архитекторов, которые внесли свой добрый вклад в возрождение древнерусского храмоздательства.
- А сами Вы служили в Храме Христа Спасителя?
- Да, по благословению Святейшего Патриарха Алексия с 5 октября 1994 года по сентябрь 2000 года я был помощником ключаря Храма Христа Спасителя, оказывал необходимую помощь в вопросах, связанных с воссозданием порушенной Святыни. Совершал богослужения в деревянном храме-часовне во имя иконы Божией Матери «Державная». Там мы с многочисленными прихожанами молились о возрождении Державы Российской и Храма Христа Спасителя - символа этого возрождения. Мы совершали водосвятные молебны и освящали все этапы строительства главного кафедрального собора страны. После освящения нижнего храма служил и там. Очень много людей приходило посмотреть, помолиться, примириться с Богом. В воскресенье приходилось исповедовать по 100-200 человек в течение 4-5 часов. Поток людей шел постоянно. Храм хоть и новый, но он стал известным, его все видели, он у всех был на виду. Перестройка - это было ужасное время, катаклизмы, разобщение общества, разложение всех государственных институтов. Такой развал был. Но, с другой стороны, время было благодатное, потому что люди к Богу шли, и нормальные люди, и всякие разбойники, и проститутки, все подряд. Их нужно было выслушать, вникнуть в проблему, понять, как быть, что-то посоветовать. Люди искренне к Богу обращались, задумывались о главном, каялись от всего сердца. И мы старались направить их на правильный путь.
Любя меня, родители молились, чтобы я поближе к ним был и хотя бы раз в неделю мог видеться с ними. Господь послал такую возможность. Святейший Патриарх благословил меня стать клириком города Москвы и назначил меня настоятелем храма великомученика и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД», построенного за полгода до моего назначения. Три года Патриарх лечился в этой больнице. При больнице было открыто училище сестер милосердия, которое действовало там девять лет. Сначала года два я был помощником духовника, а потом стал духовником училища. Настоятелем храма я служил с 2000 до 2011 года.
- Жалко было уезжать от своих прихожан на Дальний Восток?
- Мне всегда было жалко покидать родные приходы: и деревянный храм на Краснобогатырской, где был пономарем, и Троице-Сергиеву Лавру, где приобщился к Ангельскому чину, и приход Храма Христа Спасителя, где стал священником. Так было и в больничном Пантелеимоновском храме. Всё это можно сравнить с тем, когда режешь по живому, но Господь утешает через святое послушание.
- Сейчас в Арсеньевской епархии Вами начато строительство грандиозного монастырскогокомплекса. Проект сами делали?
- Мне как заказчику приходится искать волю Божию, а не проектировать воздушные замки. Сначала начинаешь исследовать местные возможности, затем обращаешься к необходимости выполнения высокого послушания, потом засучиваешь рукава и трудишься вместе со всеми. А автором проекта является мой однокурсник и хороший друг архитектор Владимир Иванович Козлов из Москвы. Церковные здания должны быть похожими не на мирские, но на Небесные. Они не могут быть подвержены быстроменяющимся увлечениям и модам, но призваны сохранять красоту и стройность Небесных первообразов. Испокон веков церковные здания строились красиво не ради богатства, а ради будущей Небесной славы. Сейчас в СМИ показывают, что кто-то из священников злоупотребляет деньгами. Но это частные случаи, а вообще Церкви Божии и приходские здания всегда благолепно строились на радость людям, а сами люди церковные всегда живут скромно. Наш Духовно-просветительский центр с Крестильным храмом должен вместить в себя епархиальное управление, которое сейчас размещается в тесных комнатушках старенького дома, женский монастырь, библиотеку, музей русской культуры, методический кабинет и воскресную школу. Замечательных людей дал мне Господь в помощь. Это и руководитель стройки Валерий Владимирович Гассан, и прораб Анатолий Васильевич Диулин. Он сорок лет в строительстве, возводил в Арсеньевежилые дома и промышленные предприятия, но такой сложной и интересной стройки в своей жизни не видел. Мы пригласили строителей-каменщиков из Украины, которые с усердием возводят благолепные стены. Монтажно-бетонные работы выполняют преимущественно арсеньевцы. Есть желание закончить возведение стен и перекрытий, в следующем году заняться крышей, а потом внутренней отделкой. Надеемся закончить строительство в 2018 году.
- Такое строительство требует немалых средств. Где их брать?
- У Бога всего много! Если Ему угодно будет и нам на пользу, то без милости Он нас не оставит. Пожертвовать свои средства на строительство может любой житель России и других стран, а не только нашего города или края. Можно приобрести именные кирпичи, которые пойдут в кладку второго этажа Духовно-просветительского центра (http://arseniev-eparhia.ru/chto-takoe-imennoy-kirpichik/) или пожертвовать средства другим способом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».
- Владыка, очень радостно, что столько Ваших прихожан пришло на встречу с Вами. Видно, что люди Вас любят, ценят и до сих пор благодарят за то, что Вы ввели на приходе традицию читать круговую Псалтырь. Благодарю Вас за интересный рассказ.
Беседовала
Ирина Ахундова
Фото из архива епископа Гурия