Преподобный Феодор Студит - один из самых выдающихся византийских церковных деятелей рубежа VIII-IX веков. Сфера применения его дарований была самой разнообразной, но сам преподобный главным своим призванием считал аскетический монашеский подвиг. В историю становления монашества преподобный Феодор вошел как создатель Студийского устава, который стал эталоном для общежительных монастырей и оказал особое влияние на формирование русского монашества. Преподобный также боролся против опасной ереси иконоборчества, которая, как и большинство ересей эпохи Вселенских Соборов, пользовалась государственной поддержкой. И, наконец, он смело обличал пороки общества и власти, за что претерпел жестокие гонения. Его память мы празднуем 24 ноября.
Свидетель жестокой расправы
Преподобный Феодор родился в 759 году в Константинополе в семье высокопоставленного византийского чиновника Фотина, который был царским казначеем при византийском дворе. Семья преподобного состояла в родстве со многими родами византийской аристократии. Есть сведения о том, что преподобный Феодор был дальним родственником преподобного Романа Сладкопевца (середина V - VI век). Мать преподобного - Феоктиста - была сестрой известного византийского подвижника Платона и отличалась редким благочестием.
Преподобный Феодор получил не только блестящее богословское, философское и литературное образование, но и был воспитан в атмосфере всецелой преданности Церкви и истинному Православию.
Первым религиозным потрясением для юноши стали гонения на Православную Церковь, которые предпринял ярый иконоборец Константин V Копроним.
Иконоборчество запрещало поклонение иконописному изображению Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы и святых под предлогом, что такое почитание является ничем иным, как идолопоклонством, запрещенным еще в Ветхом Завете. По инициативе Константина V в 754 году был созван Собор в Иерии, состоящий из 330 восточных епископов, результатом работы которого стал запрет иконопочитания. Император был беспощаден к инакомыслящим. Почитатели святых икон извергались из сана, подвергались пыткам и казням. Борьба с иконами сопровождалась варварским уничтожением святых изображений. Кроме того, иконоборчество вызвало резкий упадок нравов. Политические представители иконоборческой партии ратовали за раскрепощение плоти и говорили о том, что Церковь своим аскетическим идеалом тормозит прогресс государства и парализует культурную деятельность. Особо ненавистны для вольнодумцев VIII века были монахи как самые стойкие исповедники истинной веры. Счет жертв шел на тысячи.
Преподобный Феодор был непосредственным свидетелем жестокой расправы Константина Копронима с лучшими представителями Православной Церкви, что, несомненно, повлияло на его выбор жизненного пути.
Во вторую половину царствования Льва IV Хазара (775-780) в преследовании монахов наступило непродолжительное затишье. В это время отец преподобного Феодора Фотин раздает все свое имущество, отпускает рабов и удаляется со всем семейством в Вифинию, чтобы там начать иноческую жизнь. Вместе с отцом от соблазнов мира отказался и преподобный Феодор. Когда он принял монашеский постриг, ему было всего 22 года.
Скандал в порфирородном семействе
В 794 году Византия была смущена скандалом в порфирородном семействе.
Молодой византийский император Константин VI решил развестись со своей женой Марией и жениться на ее фрейлине Феодоте. Император Византии потребовал от церковных властей, чтобы прелюбодеяние было покрыто церковным венчанием, в противном случае грозился вновь поднять иконоборческую смуту. Дело зашло в тупик. Беззаконие императора было отнюдь не семейным, но государственным делом. Гибельный пример узаконенного разврата на троне мог привести к моральной катастрофе в масштабах всего государства.
Дать пороку четкую и недвусмысленную оценку решился только преподобный Феодор, который на тот момент был уже настоятелем монастыря. Прелюбодеяние василевса (титул византийских императоров.- Ред.) вызвало в сердце святого глубокую скорбь. Он публично обличил Константина VI и вышел из церковного общения с ним, его последователями и сторонниками. Фактически преподобный Феодор напомнил общественности о том, что василевс совершил столь тяжкий грех, что должен быть низложен.
Голос подвижника быстро достиг византийского двора. Вначале император хотел подкупить совесть святого лестью и дорогими подарками. Но ни посулы, ни уговоры не принесли ожидаемого результата. А когда Константин VI решил лично поговорить со строптивыми монахами, насельники монастыря даже не вышли, чтобы поприветствовать преступного правителя.
Увидев, что святость не хочет склониться перед пороком, Константин VI «забыл» о том, что он просвещенный монарх, и прибегнул к пыткам. Святого Феодора и троих близких ему иноков подвергли истязанию ремнями, а обитель разгромили. В марте 796 года преподобный Феодор и десять его сподвижников были сосланы в город Фессалоники, где фактически находились на правах узников. Святой переносил заключение не только мужественно, но и с радостью. Он знал, что страдает, отстаивая первенство Божественных канонов над властью человеческой. Божественным предписаниям должны подчиняться и император, и Патриарх. Фактически подвижник возвысил свой голос против злоупотребления принципом икономии, то есть снисхождения к слабостям грешного человека.
Устав для иноков
Грубая сила торжествовала недолго. 16 июля 797 года император Константин был свергнут с престола и ослеплен. Византийский престол заняла благочестивая императрица Ирина (797-802), при содействии которой преподобный Феодор был торжественно возвращен в Константинополь.
Правительница предложила подвижнику заняться восстановлением древнего Студийского монастыря. Эта обитель была основана в середине V века римским патрицием Студием Евпрепием, однако изза иконоборческих гонений пришла в упадок. Когда преподобный Феодор стал игуменом этого монастыря, в нем подвизалось всего двенадцать человек братии, однако уже через некоторое время количество насельников перевалило за тысячу. При этом духовное состояние братии оставляло желать лучшего. Массовый разгром монастырей привел к тому, что многие монахи превратились в бродяг и в своей кочевой жизни позабыли принципы монашеского общежития. Для того чтобы вернуть братию к иноческим уставам основателей монашества - преподобного Пахомия, преподобного Антония Великого, святителя Василия Великого, необходимо было разработать свод правил. В результате получилось чтото вроде иноческого законодательства, в основание которого преподобный Феодор положил три принципа: послушания, девства и нестяжания. Через некоторое время подвижник не только возродил былую славу обители, но и сделал ее непревзойденным образцом монашеского общежития.
Исповедник и богослов
Монастырские стены не спасали братию от политических треволнений. Благочестивую Ирину сверг государственный казначей Византии Никифор, а Никифора сменил на троне кроткий император Михаил, который был вынужден уступить свое место иконоборцу Льву Армянину. Вновь начались допросы и преследования монахов, вновь святые иконы были втоптаны в грязь сапогами императорских войск.
Лев Армянин вначале пытался действовать в рамках чисто богословской дискуссии. Преподобному Феодору не составило большого труда привести блестящее богословское обоснование иконопочитания. Он показал, что в почитании святого изображения Христа, Богородицы и святых мы через образ, изображенный на холсте красками, поклоняемся Первообразу: «Не сущность иконы служит предметом поклонения, но отпечатленное на ней изображение Первообраза, т. к. сущность иконы непокланяема». Убедившись, что его аргументы не состоятельны, мнимый богослов на троне превратился в гонителя и узурпатора: преподобный Феодор вновь был отправлен в ссылку.
Череда дворцовых переворотов, однако, продолжалась. Лев Армянин был убит, и на престол вступил Михаил Травл (820-829) - человек, равнодушный к вопросам религии. Новый василевс прекратил преследование иконопочитателей и в 821 году освободил из заключения преподобного Феодора и всех его сторонников.
Ссылки и пытки не сломили дух великого подвижника, но подорвали его здоровье. В 826 году у него усилились приступы желудочной болезни. 24 ноября преподобный Феодор причастился Святых Таин и мирно отошел ко Господу, непрестанно вознося молитвы Богу.
Газета «Православная вера» № 22 (546)
Екатерина Ивановаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nastavnik-monakhov