Церковь в Пятой Горе стала жертвой антирелигиозных гонений хрущевского времени.
ФОТО АВТОРА
Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы в деревне Пятая Гора Волосовского района Ленинградской области напоминает древнегреческое творение. Возвышаясь над окружающими лесами и полями, она как будто бы вырастает из окружающего ландшафта. С дальних точек может показаться, что белокаменный храм парит над лесными далями...
Поскольку до 2000-х годов почти никакой литературы об этом сооружении не было, его история обросла домыслами и легендами. Впервые подробные и достоверные сведения о нем были опубликованы в книге филолога Марины Арабоглы «Три усадьбы, три судьбы», увидевшей свет в 2006 году. В ней повествуется об истории трех усадебных церквей, построенных по одному проекту в разных местах Российской империи женой сенатора Федора Максимовича Брискорна _ Ольгой Константиновной Брискорн, урожденной Маврогени.
Историки называют ее «курской Салтычихой». Она была печально известна созданием нечеловеческих условий труда и жестоким обращением со своими крестьянами. А еще была памятна тем, что в своем петербургском доме на Галерной улице (ныне дом № 53) с осени 1831 года до весны 1832 года сдавала квартиру поэту А. С. Пушкину.
Первую церковь, Покровскую, сенаторша Брискорн возвела на собственные средства в своем курском имении Прилепы в 1820 _ 1821 годах. В склепе был перезахоронен ее муж Федор Максимович, умерший в 1819 году. Хотя до сих пор в источниках можно встретить информацию о том, что сенатор Брискорн похоронен в церкви Пятой Горы. Вторая церковь, Крестовоздвиженская, была построена в 1824 году в имении Вышетарасовка Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область на Украине).
Оба храма были разрушены в советское время, а место последнего в Вышетарасовке вообще было затоплено Каховским водохранилищем. Может быть, то, что богоугодные инициативы «курской Салтычихи» превратились в прах, было наказанием за ее грехи? Как бы то ни было, из трех церквей сохранилась лишь последняя _ в бывшем имении Пятая Гора...
Этот храм был возведен в 1828 _ 1830 годах и освящен в 1831-м. Строился он по тому же самому проекту, по которому помещица построила два предыдущих храма, лишь с незначительными отклонениями. Стены церкви и двадцать четыре колонны портиков и полуротонд были облицованы пудостским известняком.
Чертежи церкви в петербургских и других архивах пока не обнаружены. Единственный сохранившийся проект есть в деле о строительстве храма в Прилепах в Государственном архиве Курской области. Автор проекта всех трех церквей пока считается неизвестным. Однако дело из курского архива свидетельствует о том, что наблюдал за стройкой московской архитектор Дмитрий Васильевич Байков, который был крепостным сенатора князя Алексея Васильчикова. Подписи Байкова имеются на некоторых чертежах проекта, но специалисты полагают, что это не вполне подтверждает его авторство.
Исторических свидетельств о крепостном архитекторе почти не осталось, неизвестны и другие его постройки. Часть искусствоведов связывают проекты церквей с творчеством архитектора Николая Львова, другие считают возможным автором Ивана Старова, однако и тот и другой умерли задолго до строительства означенных церквей.
Первоначально в Пятой Горе был учрежден отдельный приход, для чего собственно и строилась церковь. Однако средств и поступлений на содержание храма и причта было недостаточно. В 1879 году приход упразднили, а церковь приписали к Владимирскому храму в имении Трубецких Дылицы. Храм не закрывали в советское время, службы были в нем окончательно прекращены только в 1943 году _ в период оккупации.
В 1950-х годах, как рассказал гатчинский краевед Андрей Бурлаков, с церкви по инициативе председателя местного колхоза был сброшен купол. На следующий год этот человек погиб, когда полез снимать листовое железо кровли. Сорвался с храма и разбился насмерть...
Только в 1982 году бывшая усадьба с парком была взята под государственную охрану как вновь выявленный объект культурного наследия, в 1994 году взята на охрану церковь, которая к тому времени уже пришла в аварийное состояние. Общественность предпринимала попытки (не очень, правда, настойчивые) привлечь внимание к храму. К сожалению, епархия от него отказалась, посчитав ремонтные работы экономически невыгодными: села и деревни вокруг населены в основном только летом дачниками, в саму Пятую Гору не ходит даже автобус.
В 2010 году Министерство культуры России сообщило, что организовано «лазерное сканирование» церкви для мониторинга ее состояния и разработки проекта реставрации. Тем временем в 2012 году рухнула одна из колонн притвора, потянув за собой часть стены. А в апреле этого года полностью обвалилась полуротонда апсиды. Нынешним летом после обращения градозащитников в областной комитет по культуре и Министерство культуры стало известно, что наконец-то определен охранный статус усадьбы и церкви как памятника регионального значения. Храм будет учтен как объект недвижимости. В 2016 году предполагается выделить средства из областного бюджета на разработку проекта реставрации. Как считают специалисты, чтобы спасти хотя бы часть подлинной постройки, необходимы неотложные меры по ее консервации.
http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/kurskaya_saltychikha/