Быть миссионером: каждый на своем месте

0
518
Время на чтение 7 минут

С сентября в Саратове действуют курсы «Проповедь Евангелия в современном мире». О принципах подготовки миссионеров наш разговор с автором этой учебной программы - руководителем миссионерского отдела Саратовской епархии, настоятелем храма великомученика и целителя Пантелеимона г. Саратова священником Дионисием Каменщиковым.

Миссия - дело мирян?

- Отец Дионисий, Ваш курс рассчитан на мирян. Вы считаете, что человек, не облеченный священным саном, может быть эффективным миссионером?

- Конечно. Однажды в семинарии на лекции по миссиологии мы со студентами обсуждали этот вопрос. И один молодой батюшка рассказал, что он лично обратился ко Христу благодаря женщине-мирянке. Он тогда служил в армии, она пришла в часть, провела беседу о Евангелии, и эта встреча стала для него отправной точкой на пути к Богу. И таких примеров много.

- Для чего созданы курсы, где проходит обучение?

- Наша цель - дать мирянам, которые хотят послужить Церкви, инструментарий, с помощью которого они смогут нести слово Божие людям. Проходят курсы на базе Саратовской православной духовной семинарии - каждую неделю по вторникам в 19.00.

- Сколько человек сейчас занимаются?

- На лекции приходит от двадцати до тридцати человек. Мне, с одной стороны, отрадно видеть такой интерес, потому что я веду различные курсы не первый год, и такой наполняемости ранее не наблюдалось. Но с другой стороны, понимаю, что тридцать слушателей - это капля в море. Между тем сегодня такая ситуация, что если миряне не начнут помогать своей Церкви, духовенству будет невероятно сложно справляться с задачами, которые перед ним стоят. Сравните: до революции в России было более двухсот тысяч священников. Сейчас - около тридцати тысяч. Мы просто физически с объемом воцерковляющихся людей не можем справиться.

- Кто ваши слушатели?

- Это люди в основном уже состоявшиеся, зрелые. К сожалению, мало молодежи и, к великому сожалению, очень мало мужчин. Но радует, что есть те, кто адекватно оценивает свои способности, хочет учиться, развиваться и приносить пользу Церкви. Ведь порой миссионерским пылом горят люди, которые на словах готовы горы свернуть и буквально выпрашивают для себя миссионерские поручения, но когда им эти поручения даются, очень быстро «выдыхаются».

- Почему?

- Им кажется, что когда они придут, их все будут слушать, всем будет интересно: аплодисменты, толпы благодарных неофитов... А в реальности этого не происходит. Когда люди понимают, что миссионерство - это каторжный труд изо дня в день, из года в год, чтобы привести к Христу хотя бы одного человека, у них опускаются руки. Начинающим миссионерам не хватает понимания, что от нас лишь в небольшой степени зависит, придет ли человек к Богу - все-таки Господь приводит, а от нас требуется лишь систематический, тяжелый труд. Мало того, ты хочешь, допустим, одно делать, а тебя благословили на другое. Ты должен смириться и пойти по этому пути. А если будешь свою линию гнуть, ничем хорошим это не кончится.

Для того чтобы миссионерская работа дала первые плоды, как правило, необходимо длительное время - годы. Святитель Николай Японский восемь лет трудился, казалось бы, совершенно бесплодно - ни один человек не пожелал креститься. Но потом Господь его терпение увенчал тем, что Православие принял жрец-самурай, который и стал первым священником-японцем.

Десница Творца на клеточном уровне

- Как построены занятия?

- Весь курс разделен на три тематических блока. Сейчас мы проходим блок «Проповедь Евангелия в среде сект и других религиозных учений и течений». Для того чтобы продуктивно общаться с иноверцами, нужно знать основу их учения, понимать, во что эти люди верят.

Следующий блок занятий - «Проповедь Евангелия в профессиональных сообществах». Будем учиться выстраивать диалог с представителями различных профессий: врачами, учителями, юристами, строителями и т. д. Христос не зря говорил притчами, основываясь на каких-то понятиях, близких тем, с кем Он общался. Например, притчи о зерне и о сеятеле произнесены в Галилее, где население занималось земледелием. Этот принцип нужно использовать в миссионерской работе - говорить с людьми на понятном им языке.

Медикам, к примеру, можно сказать следующее: «Вы знаете, что за время жизни тело каждого из нас на клеточном уровне несколько раз полностью умирает и воскресает?». Апоптоз - естественное умирание клетки - одна из великих тайн организма. До сих пор нет объяснения, почему клетка гибнет, когда вокруг есть всё, чтобы она жила дальше. Причем умирает она по разработанной до мельчайших подробностей схеме, словно срабатывает какой-то ограничитель жизни. Например, красные клетки крови - эритроциты - живут 120 дней, затем погибают, и двухвалентное железо, входящее в состав гемоглобина, транспортируется в костный мозг для синтеза молодых клеток. Суммарная масса клеток, которые на протяжении одного года жизни подвергаются разрушению, эквивалентна массе тела человека. Столько же за год появляется новых клеток. Все медики и биологи это знают. Разговор на понятном им языке науки может настроить душу человека на памятование о смерти и явить прообраз всеобщего воскресения.

- А как объяснить, что такое жертвенная любовь - основа христианства?

- Привести в пример рождение нового человека. Код жертвенности прописан в нас изначально. Когда наступает беременность, организм матери не думает, сберечь кальций для своих костей или отдать его для формирования костей плода. Он просто отдает, зачастую себе в ущерб. Но без этой жертвы новая жизнь не появится.

Еще пример: любая иммунная реакция протекает с помощью клеток крови - лейкоцитов. Если в организм проникает какое-то инородное тело, к примеру, заноза, лейкоциты устремляются туда и вступают в сражение. Многие из них в этом бою гибнут, образуя гной. Но если они не будут сражаться и умирать, может начаться заражение крови. Мы видим, что на клеточном уровне многое зиждется на жертвенности. Заглянем в микроскоп - и там увидим десницу Творца, узрим премудрость Того, Кто сказал: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24).

Аналогичные примеры можно привести для людей из любой профессиональной среды.

Главное оружие - любовь

- Чему будет посвящен третий блок?

- Мы будем учиться практически применять полученные на теоретических занятиях знания. Постараемся понять, как быть миссионером в наше время, какие особенности свидетельства о Христе существуют в Православии.

- Есть ли какие-то универсальные правила, которых нужно придерживаться, говоря на религиозные темы с иноверцами?

- Общий принцип такой: нельзя говорить, что их вера полностью неправильная, что у них всё не так. Стоит начать с признания положительных моментов: «Хорошо, что ты веришь в Единого Бога, хорошо, что у вас на высоте семейные ценности», - скажем мы в беседе с мусульманином. Если начать разговор с конфронтации, диалога не получится. Нужно сначала человека расположить к себе, а потом рассказать, как веруем мы. Не убеждать, а просто объяснить, посеяв в душу семя, которое, если Богу будет угодно, прорастет. Ну и конечно, главное оружие миссионера - любовь. Ораторским искусством можно поразить, заинтересовать, но тронуть сердце человека можно только любовью. А для того, чтобы в твоем сердце такая любовь появилась, над собой нужно много трудиться. Так что миссию, как и всё в христианской жизни, нужно начинать с себя.

- Предположим, что курсы закончились, ваши слушатели вышли с ощущением, что они теперь грамотные миссионеры. Что дальше? Куда они пойдут? Как и где они станут реализовывать полученные знания?

- В своей обычной жизни. Свет Христовой истины мирянин-миссионер, прежде всего, призван нести тем, кто его окружает: близким, друзьям, коллегам. Нужно найти священника, который занимается просветительской работой либо служением, которое вам интересно, начать ходить к нему на исповедь и под его руководством уже совершать какие-то дела на благо Церкви.

- Почему Вы подчеркнули: «начать ходить к нему на исповедь»?

- Потому что священник должен узнать человека и убедиться, что это служение будет ему по силам. Порой бывает так: «Батюшка, благословите меня заняться социальной работой», - говорит какая-то активная, но редко исповедующаяся, малознакомая священнику прихожанка. Допустим, священник благословит, а через месяц она приходит в слезах: «От меня муж ушел». Оказывается, ситуация в ее жизни такова, что вместо того, чтобы заниматься внешними делами, ей нужно было уделять внимание семье. Кроме того, иногда миссионерствовать рвутся люди, имеющие неправильное представление о нашей вере, которые и свою духовную жизнь выстраивают неправильно. И, если они будут это собственное представление транслировать - горе священнику, который не глядя благословил, и погибель самому «миссионеру».

Очень важна укорененность человека в литургической традиции. Он должен регулярно исповедоваться и причащаться. Еще лучше, если он будет читать на клиросе или, если это мужчина, помогать священнику в алтаре. Большое значение имеет также регулярность миссионерской работы. Нужно заранее определиться со временем, которое человек сможет уделять своему послушанию. Пусть это будет два часа в неделю, но это должно быть постоянное, выделенное время.

Еще одно большое направление работы для человека, желающего послужить Церкви, - его родной приход. Когда в храм приходит новоначальный, он, как правило, ничего не знает: как к исповеди и Причастию подготовиться, как благословение взять, как разобраться в богослужении. И понятно, что священник не может каждому такой вводный курс провести. А опытный мирянин - может. Такой духовный патронаж на приходе очень важен. Но и этим нужно заниматься только по благословению священника, который определяет, пригоден ли тот или иной прихожанин в своем нынешнем состоянии к этому служению. То есть мы снова приходим к тому, что каждый человек, который хочет Церкви послужить, должен пустить корни в церковный пол, прорасти в приход, стать его клеточкой. А когда прихожане кочуют по разным храмам, плодотворное служение вряд ли возможно.

Фото Андрея Гутынина

Газета «Православная вера» № 22 (546)

Священник Дионисий Каменщиков
Беседовала Ольга Протасова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/byt-missionerom-kazhdyjj-na-svoem-meste

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дионисий Каменщиков
Все статьи Священник Дионисий Каменщиков
Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51