Верность людям - до конца

0
306
Время на чтение 6 минут

Шесть лет назад мы с семинаристом Денисом Каменщиковым (ныне он отец Дионисий, настоятель храма во имя великомученика Пантелеимона при Первой городской больнице) встречали 8 ноября - день Димитрия Солунского в столице шахтерского Донбасса. Это была загранкомандировка: украинские таможенники придирчиво изучали наш багаж, особенно интересуясь свежими номерами епархиальной газеты и журнала: «Вы планируете распространять на территории Украины печатную продукцию?..»

На самом деле задание наше было таково: познакомиться с настоятелем Покровского храма в Донецке протоиереем Димитрием Гапоновым, поздравить его с именинами и с 80-летием, а затем записать его воспоминания о молодости, проведенной в Саратове, о преподавании в Саратовской семинарии (1956-1959). Наша духовная школа в том далеком уже году тоже готовилась к юбилею, к 180-летию, и мы собирали материал о ее истории.

С поезда мы сошли в Ясиноватой. Нас встретили ребята из Покровского прихода и привезли в Донецк, в гостиницу:

- Будет какое-то время - обязательно погуляйте по городу. Он вам очень понравится!

Это было непривычно, увы, для нас, саратовцев - искренняя любовь людей к родному городу, гордость Донецком. Мы гуляли и убеждались: в молодом, выросшем из шахтерского поселка городе чисто, и все соответствует назначению: скамейка, скажем, - это скамейка, на нее можно спокойно сесть, даже в светлой юбке. Клумба - это клумба, на ней растут цветы, даже в ноябре. Газон - это газон, а не пустырь, заросший бурьяном. Забегая вперед: минувшим летом я нашла в Интернете ролик, этим же летом и снятый, и с большим удивлением убедилась, что вопреки войне, блокаде, разрушениям и всему прочему Донецк, в общем, таким и остался...

Но тогда, осенью 2009‑го, мы не знали, что через пять лет наши сердца замрут от ужаса и боли за этот город, что всю географию Донбасса мы изучим по страшным новостям. Некоторое напряжение и тревога чувствовались и тогда, но вот такого не ожидал никто...

* * *

Не ожидали мы с будущим отцом Дионисием и другого - что встреча с отцом Димитрием Гапоновым станет для нас настоящей радостью и подлинным духовным обретением.

Сказать, что поздравляли батюшку в день 80-летия не одни мы - это ничего не сказать. Большой новый храм Покрова, построенный, кстати, отцом Димитрием, был заполнен до отказа, а поздравляющие весь день шли потоком: от мэра миллионного города до безвестных бедно одетых старушек. От такого количества гостей отец Димитрий, конечно, устал, но чувство юмора ему не изменяло. «Спасибо Вам, что Вы привели меня к Богу», - говорила, вручая огромный букет роз, молодая, элегантно одетая женщина. «Ну, такую красавицу, да к Богу не привести!..» - откликался батюшка.

Уже тогда, шесть лет назад, ему жилось очень трудно: возраст и тяжелая болезнь сделали проблемой буквально каждое движение. Встать со стула, подняться по лесенке, пообедать, переодеться, взять в руки необходимый предмет - все это в любой момент могло не получиться. Слава Богу, рядом всегда были люди, готовые помочь. Любовь и преданность, окружавшие этого престарелого протоиерея, просто поразили меня, совсем незадолго до того пришедшую в Церковь.

- Отец Димитрий - это действительно Божий человек, - объяснял один из наших новых донецких знакомых, Сергей. - Я раньше не знал, что такое отношение к людям, как у него, вообще возможно. Он смотрит на тебя - и все видит, все понимает и не осуждает. У нас реакция на чужой недостаток, на что-то враждебное нам в другом человеке - какая? Встречная враждебность, агрессия, осуждение. А у него этого нет. Совсем нет. Когда я это понял, меня это просто поразило. И я сам стал меняться с этого момента.

- Батюшка всегда поддерживает нас, женщин, - рассказывала Людмила, бухгалтер прихода. - Говорит нам, что мы - лучшая половина человечества и ни при каких обстоятельствах не должны ронять себя. Даже если муж пьет или что­то еще подобное происходит - нельзя терять свое женское христианское достоинство. Объясняет, что семья - это маленькая церковь, а мужчина должен быть главой церкви, то есть почти священником... И если человек к батюшке обращается - он не только не отмахнется никогда, он с каждым человеком разговаривает так, что этот разговор превращается в маленькую частную проповедь, одному человеку адресованную.

Вопреки немощи, отец Димитрий оставался человеком очень общительным и деятельным. Покровский храм, строившийся в течение десяти нелегких лет, был его любимым детищем, и ему не терпелось показать его нам, гостям из далекого-близкого Саратова, рассказать, как строили, как было трудно, как удалось с Божией помощью всё преодолеть...

- Это что! - говорили мне потом мужчины из покровского прихода. - Вы бы видели его пять лет назад. Мы­то, молодые, уставали за ним по этой стройке бегать.

Эти здоровенные мужики меж собой, а порой и в глаза называли настоятеля папой. В этом не было фамильярности или небрежности: слово «папа» говорило о достигнутой степени родства. Один из донецких священников - а их на батюшкин юбилей собралось много - сказал так:

- Когда отец Димитрий обращается к человеку со словом «сынок» - человек, кем бы он ни был, сразу чувствует: это нечто большее, чем просто ласковое обращение.

* * *

На следующий день, когда девятый вал поздравлений уже прокатился, но опоздавшие с букетами и коробками еще подтягивались, мы попросили отца Димитрия рассказать о его жизни, о детстве... И это стало следующим нашим потрясением.

Протоиерей Димитрий Гапонов родился в Брянской области, в селе Новые Чешуйки в крепкой и - в иные, лучшие времена - зажиточной крестьянской семье. В начале 30‑х Гапоновых закономерно раскулачили. Вывезли все, что могли, содрали даже кровельное железо с крыши. А потом пришел гладомор. Глава семьи Петр Гапонов устроился на работу в свиноводческий совхоз. С помощью пятилетнего сына Мити (будущего протоиерея) ему удавалось уворовать там немного семян кормовой вики - для человеческого, естественно, пропитания. Для совхозных свинок вику варили в огромном чане, туда же сбрасывали порубленные трупы павших лошадей. Какой-то добрый дядя предложил однажды ребенку из этого чана поесть. Голод был сильнее отвращения...

Тайком, по ночам в Новые Чешуйки приезжал священник из Гомеля с запасными Дарами. Обедницу служили в омшанике - это такой погреб для зимовки пчел, там еще жила монахиня из разогнанного большевиками ближнего монастыря... Вера не умирала, никто в семье Гапоновых не думал, что она может умереть, никто и вопроса-то такого не задавал: продолжать жизнь доброго православного христианина или прекратить. Родные будущего отца Димитрия просто не мыслили себя вне этой жизни...

Два его старших брата погибли на войне. А он, не попавший на войну по малолетству, очень обрадовался, когда узнал, что и сейчас можно, оказывается, поступить в семинарию и стать священником.

Ему предстояло изведать все «радости» жизни священнослужителя в «стране победившего социализма». На его глазах здесь, в Саратове, было совершено два великих научно-материалистических деяния: первое - намеренно организованная травля и изгнание с кафедры митрополита Вениамина (Федченкова), второе - ликвидация семинарии, в которой отец Димитрий преподавал. В дальнейшем отцу Димитрию пришлось сменить немало приходов - он хронически не устраивал местных уполномоченных по делам религий...

- Батюшка, а Вы верили, что так будет не всегда? Что положение Церкви в стране изменится, что она будет свободна? - спрашивала я.

- Да. Глубоко был убежден: безбожие - ненадолго.

- Но откуда такое убеждение? Ведь никакого света в конце туннеля...

- Правда, не было. Но мы знали: такое зло, такое насилие долго существовать не могут.

* * *

Свой очерк об отце Димитрии я назвала «Дожить до такого счастья...». Знала бы я тогда, до какого счастья он доживет. До того, которого в Донбассе последние полтора года - хоть отбавляй...

На самом деле это очень тяжелая участь - когда беда, личная, семейная или, как в нашем случае, общенародная, застает человека в преклонном возрасте. Испытания человек должен проходить в молодости, а старость не для них, она - для покоя и духовного осмысления итогов жизни. Но, если вышло иначе, то ведь и в этом Божий Промысл. Пастыри и архипастыри Донбасса, не покинувшие свою паству в страшные месяцы, продолжающие служить и всячески помогать страдающим людям - честь и украшение сегодняшней нашей Церкви. Среди них - отец Димитрий Гапонов и отец Роман Гапонов, его сын, нынешний настоятель Покровского храма.

- Отец Димитрий для нас пример, - говорит мне теперь по телефону упомянутая выше Людмила, - несмотря на болезнь, он ни разу за все это время не пожаловался, он держится сам и поддерживает нас всех. Литургию совершать, конечно, не может, но панихиды служит, исповедует...

Спрашиваю, как дела. Трудно, отвечает Люда, но все-таки живем, вот перешли на рубли, бюджетники стали получать зарплату; разрушенные дома восстанавливаются, ко Дню шахтера привели в порядок все клумбы; подсадили розы...

Отец Роман сдержан, тверд, даже суров, но когда он произносит: «Молитесь там за нас» - я понимаю, как нужно за них молиться, и молюсь, призывая в ходатаи Солунского великомученика.

Отцу Димитрию уже чисто физически трудно говорить по телефону; но первое, что я от него слышу, - благодарность.

- Спасибо... Много у нас беды, много... Колокольню побило осколками... Владыке Лонгину поклон... Приезжайте к нам, когда все успокоится... Обязательно приезжайте...

Газета «Православная вера» № 21 (545)

Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vernost-lyudyam-do-konca
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от влдмр
13.11.2024 16:18
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Рабочий
13.11.2024 14:34
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.11.2024 13:57
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 13:54
Два полюса украинского Православия
Новый комментарий от Сергей из НН
13.11.2024 13:31
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 13:24
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02