В контексте Всемирного Русского Народного Собора, да и в более широких дискуссиях не первый год обсуждается вопрос, что есть наша цивилизация - русская, российская, цивилизация русского мира. Очевидно, что мы не можем сузить ее рамки до пределов русского этноса, сообщества граждан Российской Федерации, так называемой российской гражданской нации или сообщества православных христиан, чувствующих свою причастность к традиции Руси.
Дискуссии эти,
конечно, будут продолжаться. Но очень важно, с одной стороны, определить
нашу миссию, нашу предельную идентичность, нащупать духовные и идейные
основы нашего единства, позволяющего раскрыть во многом пока еще
дремлющие силы народа и заявить о себе в истории, в ходе непростых
глобальных процессов. С другой же стороны, важно не оттолкнуть никого,
кто готов идти вместе с нами, кто разделяет нашу миссию, - людей русских
и не русских, православных и не православных, людей, живущих в России и
других государствах, близких нам географически или далеких.
На
мой взгляд, нет другого пути, чем ясно сказать: основа нашего
миропонимания и нашей миссии - в христианстве, в Святом Православии, в
тех смыслах и задачах, заповедях и устремлениях, которые содержатся в
Евангелии Христовом. Русский народ, другие народы, чей духовный исток - в
крещальных купелях Херсонеса и Киева, сформированы как духовная,
идейная, цивилизационная общность именно во Христе. Дай Бог, чтобы
осознание этого не только на уровне исторических воспоминаний или
личного благочестия, но и на уровне права, общественного устройства,
исторической миссии помогло нам не метаться, помогло нам найти высшую
общность, даже перед лицом тех конфликтов и разделений, которые
последовали за распадом единого государства и привели к серьезным,
подчас кровопролитным конфликтам.
Верю, что настанет время,
когда люди, исповедующие украинский или российский, белорусский или
молдавский патриотизм, смогут в особом смысле почувствовать свою
близость, формируя христианский смысл своего общественного бытия и
понимая, что этот смысл не совпадает с устремлениями цивилизаций,
которые, увы, ставят во главу угла материальный достаток, диктат
обезбоженного мировоззрения, отказ от вечных нравственных ценностей и
стремительный отход от них. Христианин, желающий обустроить свой дом по
заповедям Спасителя, должен встретить в своем историческом делании
другого христианина, даже если их патриотические чувства
разнонаправлены, даже если народы, к которым они относятся, сегодня
разделены непониманием, резкими враждебными заявлениями и силовыми
конфликтами.
Впрочем, сказанное не означает, что мы должны
исключать из своего цивилизационного поля мусульман, иудеев, буддистов,
католиков, протестантов, равно как и тех неверующих людей, которые
привержены традиционным нравственным установкам. Христианские народы,
христианские цивилизации всегда были сильны не в последнюю очередь тем,
что могли объединяться с людьми других вер и с неверующими, когда
сталкивались с общими для всех этих людей вызовами и угрозами. Очень
часто это был внешний агрессор. У нас и сегодня есть недруги, которым
нужно противостоять, - и в первую очередь, это те, кто хочет построить
глобальную диктатуру или навязывает свой выбор средствами террора. Но
перед нами и еще один общий вызов - это вызов нравственного нигилизма,
атомизации общества, попытки лишить людей настоящей исторической
самореализации, разделив их, рассадив по эгоистическим миркам и оставив
большую историю на откуп тем манипуляторам, которые вроде бы выступают
за свободу, а нас самом деле прекрасно понимают: управляют социумами
всегда немногие, только одни привыкли вести людей за собой, открыто
провозглашая высшие цели, а другие стремятся закулисно манипулировать
людьми, используя изощренный, но нравственно порочный интеллект.
На этот вызов мы тоже можем вместе ответить - не перенимая методы
нечестной политической, культурной и информационной борьбы и уж тем
более не уподобляясь псевдорелигиозным экстремистам, - а так, как всегда
действовали христиане, храня единство, прямо говоря о нашем уповании и
не позволяя нас ни обманывать, ни разделять, ни втягивать в чужие игры. К
такому образу действия, уверен, присоединятся многие верующие других
традиционных религий и многие неверующие, в том числе люди, живущие в
странах Запада, где у нас, поверьте, много союзников.
Итак,
наша цивилизация русская, но не только для русских. Христианская, но
живущая и действующая в мире с людьми других вер и убеждений. Сильная,
но не использующая агрессивные или нечестные методы. Российская, но
вбирающая в себя многих людей, не являющихся гражданами России. Это
цивилизация Святой Руси, живущей во Христе и объемлющей многих людей,
христианами не являющихся, но близких нам по духу и по устремлениям, по
жажде справедливости, мира, правды и любви.
http://rusderjavnaya.ru/news/civilizacija_svjatoj_rusi/2015-11-08-235