История христианства на Руси с самого начала освящена женским именем. Святая равноапостольная Ольга преклонила колени перед Христом еще задолго до Владимирова крещения, тем самым предопределяя духовный путь Руси скорее как путь сердца и интуиции, а не рассудка и рационального анализа.
преподобная Анастасия Киевская
Так и крестилась впоследствии Русь - по зову души, не особо вникая в непонятные для ее ушей греческие молитвы, которые долго еще оставались и непереведенными, и необъясненными. Крестилась, как крестят неразумного ребенка, получающего сокровище благодати, еще не понимая ее. Впоследствии все появилось - и понимание, и научение. Но раньше этого Русь усеялась бесчисленным множеством монастырей и храмов и подарила миру тысячи великих святых, словно в подтверждение того, что она продолжает идти путем Ольги, путем сердца и интуитивного узнавания в христианском Боге своего Небесного Отца.
Вспоминая историю Русской Церкви, нельзя не заметить, как же горячо откликнулась на духовный выбор Ольги и ее внука, равноапостольного Владимира, русская душа, в особенности душа женская. Читая летопись, мы видим множество святых женщин, в частности из царских и княжеских родов. Первой такой инокиней, согласно Тверской летописи, стала супруга великого князя Владимира Рогнеда. После развода с супругом она приняла постриг с именем Анастасия. Ее имя открывает длинную цепочку царственных особ, ставших монахинями. Это и жена великого князя Ярослава I Ирина, и дочь великого князя Всеволода Анна, и жена Полоцкого князя Романа Предслава (Евфросиния), и многие другие царские и княжеские жены и дочери, посвятившие свою жизнь Христу. Возможно ли перечислить все подвиги благочестивых русских женщин, как монашествующих, так и не монашествующих? Они вошли в народную память не только как святые нашей земли, но и как основательницы и попечительницы больниц, детских домов и прочих центров благотворительности и милосердия, странноприимницы.
* * *
История женской святости на Руси удивительна. Но более поразителен тот факт, когда особенности русской женской религиозности вместе с обретением православной веры входят в сердце иностранки, и она становится глубоко русской женщиной и даже, если позволительно так сказать, матерью русского народа. Так случилось с последней русской императрицей Александрой Феодоровной и ее сестрой Елизаветой. Но еще ранее это произошло с женщиной, которую по праву можно назвать матерью и покровительницей города Киева. Может быть, именно такое имя носит в Небесном Царстве та, которую мир знал как великую княгиню Александру Петровну Романову, а Церковь прославляет ее как святую преподобную Анастасию Киевскую.
Житие святой сегодня широко известно и не нуждается в очередном пересказе. Масштабная благотворительность в миру, длительная болезнь и чудесное исцеление, принятие монашества и строительство Покровского монастыря, настоятельские труды, уход за больными в основанной ею больнице... Обо всем этом много написано, подвиг княгини исследован и прославлен. Не повторяя вновь истории жизни Александры Петровны, хотелось бы оттенить некоторые грани ее подвижничества и его значения. Для этого зададим себе несколько вопросов.
* * *
Для чего вообще нам вспоминать историю инокини Анастасии? Зачем оглядываться так далеко назад? Ведь то было совсем другое время. Такой жизни уже не будет никогда. Феномен царской России навсегда ушел в прошлое, получив неоднозначную оценку. Россия ушла, а с ней ушли и ее святые - юродивые, преподобные, благоверные князья, праведные жены... Сейчас совсем другие люди, другая жизнь и другие идеалы.
Великая Княгиня Александра Петровна
Идеалы... А ведь в этом-то, наверное, и состоит причина наших воспоминаний о временах прошедших. Красота идеала имеет непреходящую ценность. Перед нами вопрос не государственного идеала, не идеала построения общества и даже не идеала национальной идеи. История жизни великой княгини Александры Петровны поднимает тему более значительную - тему женского идеала.
Память о таких святых, как Анастасия Киевская, восстанавливает поврежденный за сто лет кромешного безбожия образ русской женщины. Это евангельский идеал жертвенности и служения, внутренней красоты и молитвенной крепости, чуткости к боли другого и твердой решимости сделать все для ее облегчения. Идеал честной женщины, благочестивой матери, великой труженицы.
Но разве была русской великая княгиня Александра Петровна? По происхождению - нет. По духу - да. Она стала глубоко русской женщиной и даже идеалом русской женщины через воспринятое ею Православие. Это удивительный факт.
Владимир Соловьев утверждал: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (В. С. Соловьев. Русская идея). Это замечательные слова. Не нужно быть академиком, чтобы понять: относительно Руси Бог задумал Православие. И только Православием Русь жива, и им она сильна, как израильский народ когда-то был силен своим Богом - и только Им. Русь без Православия немыслима и невозможна.
Православная вера сделала принцессу с немецкими корнями русской святой. Великая княгиня, раз и навсегда полюбив Православие, прониклась через свою веру замыслом Божиим о Руси и стала одним из строителей русской православной цивилизации - того, для чего и чем Русь должна жить. Всякая женщина, приближающаяся своей жизнью к идеалу инокини Анастасии, становится рядом с ней в великом деле явления красоты Православия всему миру. Может быть, ради этого еще Русь жива. Возможно, потому и жива, что такие женщины еще есть. И будет жить, если русские женщины будут такими.
* * *
Во многих киевских храмах есть икона инокини Анастасии. Но подвиг великой княгини - это не только подвиг исповедания веры, а также образец служения отечеству в евангельской системе координат. Святость матушки не столько монастырская, сколько гражданская. Великая княгиня всю жизнь прожила в миру - даже в монастыре она всегда находилась в бурлящем окружении мира. Но мир не поглотил ее - она научила мир. Научила нас святости в миру, показала, что служить ближнему можно не только в монашеских одеждах, но и в платье княгини, не только в великокняжеской приемной, но и на смиренном ложе болезни, не только в горячей молодости, но и в старческой немощи. Поэтому в киевских храмах должны быть иконы инокини Анастасии, а в киевских школах - ее портреты. Киевляне должны знать свою историю и лучших людей в истории Киева.
Подвиг великой княгини учит истинному евангельскому патриотизму - служению своему народу в усердном исполнении заповедей Христовых. Только тот патриотизм подлинный, который созидает и спасает человеческую душу. Патриотизм разрушающий и ненавидящий, постоянно ищущий врага и не замечающий недостатков своего народа, - это дьявольская подмена. Евангельский патриотизм творит волю Божию в недрах своего народа, прославляет имя Господа среди своей нации и далеко за ее пределами. Евангельский патриотизм превращает любой народ в народ Божий и дарит представителю любого народа куда более высокое имя - имя христианина. Тот англичанин будет лучшим англичанином, кто будет лучшим христианином. Тот американец станет лучшим из американцев, кто научится творить волю Божию. Так и великая княгиня в своем служении евангельского патриотизма спасла не только свою душу, но и тысячи вокруг себя, и стала лучшей из нас - гордостью святого города Киева. Она служила Богу через ближнего, и Господь превознес ее выше всех.
* * *
Память о святых женщинах, в земле Русской просиявших, - это не экскурс в прошлое, это взгляд в будущее. А будущее будет, если память о таких людях, как инокиня Анастасия, сохранится не просто как страница нашей истории, а как пример для подражания, образ, дорогой для сердца каждого русского человека, особенно для сердца русской женщины.
О, блаженная наша мати Анастасие! Якоже имела еси сердце твое преисполнено милосердия и любве Христовой, сице и нас научи Бога всем сердцем любити и к ближним нашим милостивыми быти.
Преподобная мати наша Анастасие, моли Бога о нас!
Сергей Комаров
http://pravlife.org/content/velikaya-knyaginya-aleksandra-prepodobnaya-anastasiya-kievskaya