В последнее время православную общественность будоражит вопрос относительно перезахорония предполагаемых царских останков - на сей раз святаго Страстотерпца Цесаревича Алексия и Страстотерпицы Великой Княжны Анастасии.
В силу того, что речь идет о святых людях, вопрос о идентичности захораниваемых останков приобретает особую остроту и драматичность. Сторонники подлинности и соответственно захоронения данных останков в качестве основного аргумента предлагают т.н. записку Юровского и Покровского, согласно которому тела расстрелянных членов Царской семьи не были уничтожены, а были захоронены в Поросенковом Логу под Екатеринбургом. У противников идентичности найденных там останков, на наш взгляд, гораздо более весомые аргументы. На целый ряд их вопросов нет и не может быть ответов. Например: почему на черепе, приписываемом Николаю Второму остутствует след от удара самурайского меча? Почему зубы на черепе были много лет не лечены, что было бы невозможно в случае российского монарха? Почему провалилась сравнительная генетическая экспертиза останков и подлинной крови Императора ?
Позиция церкви строится на материалах следователя Соколова Николая Алексеевича. Эта версия заключается в том, что большевики, которые уничтожали Царскую Семью, сделали все возможное, чтобы уничтожить их до конца. Не удалось им стереть только память о них, физически они сделали все возможное. То количества бензина и серной кислоты, которые были привезены в Ганину яму, не оставили надежды на обретение полноценных останков. В связи с этим становится более чем сомнительным утвержденеи из "Записки Юровского" о том, что палачи два дня жгли трупы в Ганиной яме и не смогли их сжечь. Почему-то древние греки и римляне без всякого бензина могли сжигать до пепла своих покойников, а люди ХХ века, использовавшие бензин и серную кислоту, не смогли справиться с такой задачей.
И вот в связи этим возникает вопрос: а допустили ли бы большевики то, чтобы тела Царственных мучеников спокойно лежали где-то захороненные? И как они вообще относились к царским памятникам и царским останкам?
Вначале вспомним ту дикую кампанию по уничтожению царских памятников, начавшуюся с 1918 года. С уничтожения памятника мученически погибшему Великому князю Сергею Александровичу в Кремле, когда Ленин лично накинул веревку на шею памятнику, а потом понукал своих товарищей, чтобы они тянули концы веревки и скорее свергли ненавистный ему монумент. Благодаря деятельности большевиков на территории Советского Союза были уничтожены все памятники Царю-Освободителю, Александру ΙΙ. Единственный уцелевший ему памятник оказался на зарубежной территории - Финляндии.
Что же касается его сына - Александра ΙΙΙ, то единственный уцелевший памятник, созданный П.Трубецким, был сохранен скорее в качестве... исторического курьеза.
Был уничтожен и ряд памятников Петру Великому, в частности - монумент, где он изображен качестве мастера-кораблестроителя.
То, что было оставлено, (Медный Всадник, памятник Николаю Первому, памятник Екатерине ) сохранилось лишь по настоянию наиболее здравомыслящих представителей интеллигенции и по причине художественной ценности.
К варваским антимонархическим акциям большевиков относится и ограбление вскрытие царских могил в Петропавловском соборе в Петрограде (с 1924 г. - в Ленинграде)
К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. В сентябре - октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.
Документов о вскрытии царских гробниц не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельсвующих о том, что по крайней мере частичное вскрытие производилось.
Вот воспоминания профессор В. К. Красуского (Колтуши, близ Ленинграда):
„Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта, находившегося тогда на проспекте Маклина, д. 39 (сейчас этого института уже нет, он закрыт). Целью моего приезда было обучение у А. А. Красуской приготовлению анатомических препаратов. В одной из моих бесед с А. А. Красуской она мне сообщила следующее: „Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I, Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. На присутствовавших при вскрытии гробницы Петра произвело особенное впечатление небольшое движение в сторону его рук при снятии гробовой крышки. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".
Зная А. А. Красускую как очень серьезного ученого и человека, я не могу допустить мысли, что все сказанное мне ею было основано только на слухах. Она могла сказать о вскрытии гробниц лишь то, что ей было хорошо известно".
А вот что писал доктор технических наук, профессор В. И. Ангелейко (Харьков) - Л. Д. Любимову:
„У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф. И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I...
Вот воспоминания Д. Адамовича (Москва):
„Со слов ныне покойного профессора истории Н. М. Коробова... мне известно следующее, Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой".
Заслуживает внимания рассказ писательницы Надежды Павлович. Информацию о вскрытии царских гробниц передал ей племянник Урицкого Борис Каплун: "В тот день Борис был взволнован: он только что с отрядом красноармейцев участвовал во вскрытии царских гробниц.
„Зачем?"-спросили мы.
„Чтобы проверить слух, будто в царских гробах спрятаны царские сокровища".
В ту пору были случаи, когда, подражая старинным романтическим повестям, кое-кто устраивал фиктивные похороны, чтобы в нужный час достать „из-под земли" спрятанное богатство.
- Ну и что, нашли?
- Нет, не нашли. Петр Великий сохранился лучше других - у него на пальце был бриллиантовый перстень, который мы думали снять для музея, но не решились (Павлович при этом сообщила деталь, которая выглядела особенно правдоподобной: девицы посмеялись над Борисом за то, что царь „показал ему шиш")".
Далее Павлович рассказала, со слов Каплуна, что другие цари сохранились много хуже, чем Петр, но главное: гробница Александра I совершенно пуста - гроба нет, тела нет...
До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, или вскрытие производилось избирательно. В любом случае, у нас нет полной гарантии, что в царских гробницах сейчас находятся в целости именно кости конкретных царей, к которым относятся гробницы. Не исключено, что после вскрытия царские кости могли быть свалены в беспорядке. По крайней мере, слухи об этом также ходили по Петрограду в двадцатые годы. В случае вскрытия царских гробниц для идентификации Екатеринбургских останков, мы рискуем получить недостоверныйх и не показательный материал.
Смущает в истории с захоронением в Поросенковом логу и следующее обстоятельство. С двадцатых годов cв. страстотерпец Николай ΙΙ и его семья начинают почитаться не только за рубежом,но и внутри России, несмотря на пропаганду и преследования. Именно это обстоятельство и способствовало уничточтожению Дома Ипатьевых в 1975 году. В отношении тел своих политических противников большевики были весьма последовательны: достаточно показательна история с телом генерала Корнилова, которое красноармейцы генерала Сорокина вытащили из могилы и после глумления сожгли. Следовательно, если бы действительно в Поросенковом Логу находились останки Царской семьи, то они были бы уничтожены если не в двадцатые, то в семидесятые годы, одновременно с Ипатьевским домом. Весьма сомнительна и фигура открывателя останков -писателя Гелия Рябова, тесно сотрудничавшего с МВД. Иными словами, серьезных оснований доверять версии о захоронении царских останков в Поросенковом логу нет.
И подавно, ради ее проверки не стоит идти на рискованные эксперименты, чреватые вскрытием царских гробниц, в т.ч. таких уникальных, как яшмовая гробница Александра ΙΙΙ искусно выложенным кирпичным сводом под ней. К сожалению, аналогии с вскрытием двадцатых годов будут напрашиваться сами собой и это будет чудовищный моральный удар по Государству и Церкви.
Диакон Владимир Василик, доцент СПБГУ
http://riata.ru/kultura/item/12185-k-voprosu-o-vskrytii-tsarskikh-grobnits.html