Пропавшие без вести

Об убийственном равнодушии и людях, живущих в «параллельном мире»

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
357
Время на чтение 6 минут

Как-то пару лет назад, в конце декабря, отправляясь на службу, я стал свидетелем одной очень странной картины. Несколько молодых людей, с пачкой листов и пластиковыми бутылками белого цвета с яркими, цветастыми этикетками на них, молча, пошатываясь, ходили по окрестным дворам, расклеивая эти листы на деревья и двери подъездов. В бутылках, судя по всему, были алкогольные коктейли...

Внешний вид молодых людей указывал на то, что они только что явно приняли на грудь, а на листах были объявления, в которых предлагались услуги трезвых грузчиков. Это были объявления одного из закрытых уже позже по инициативе Госнаркоконтроля реабилитационных центров для зависимых от алкоголя и наркотиков. А молодые люди, как я понимаю, были как раз таки теми, кто эту реабилитацию там якобы проходил. Только была ли там реабилитация? Почему-то складывалось ощущение какой-то безысходности и отчаяния в этих дорвавшихся до воли и выпивки под Новый год худых и мрачных парнях.

Начало ада

Слезы отчаяния, гнев и уныние - это то, с чем нередко приходят в храм люди, чьи родственники страдают от алкогольной или наркотической зависимости. Чаще всего это родственники алкоголиков. Оно и понятно, потому что купить спиртное всегда и без труда можно в любом магазине, с наркотиками же все сложнее. Алкоголь повсеместен, он не привилегия отдельных маргинальных групп, в конце концов, пьянство не преследуется Уголовным кодексом, и вопрос: «пить или не пить?» всегда стоит перед самим человеком. То, что с ним происходит потом, - уже его личные проблемы. Ну и, само собой разумеется, его родственников.

Алкоголь не различает возраста, пола, социального статуса. Он медленно, но верно обезличивает человека, заставляя его приводить в ничто свою собственную жизнь и калечить жизнь других людей. Ужас алкоголизма в том, что человек, страдающий этим заболеванием, редко способен к критическому мышлению в отношении самого себя. Зато скор на саможаление, страх, уныние, враждебность к окружающему миру, убежденность в том, что его злоупотребление алкоголем сталоследствием каких-то внешних факторов, непонимания со стороны родителей, друзей, жен, мужей, детей и т.д. Какая-то самоубийственная уверенность в неспособности к счастью и душевному спокойствию. Алкоголь дает иллюзию успокоения, временного комфорта, он создает суррогат счастья, плохо слепленную модель равновесия и уверенности, но проходит время - и он забирает еще больше от того, что могло бы быть.

Страх признаться себе в том, что это тупик, откладывание на завтра волевых действий, борьбы с самим собой делает человека белкой в адском колесе, из которого он вырывается лишь на мгновение, чтобы... правильно, хлебнуть из блюдечка (бутылки, банки, рюмки). Вся разница только в том, что вода для белки жизненно необходима и дает ей хоть некоторое, но возмещение потраченных сил, а алкоголь приказывает человеку возвращаться в тот же самый тупик, чтобы опять начать бессмысленное и страшное нисхождение еще глубже в бездну.

Ложь не во спасение

Что происходит с этим миром? Почему человек отчаивается и падает? Но более того - почему он не желает вставать, находя себе в своем падении некую нишу с призраком решенных проблем?

Ну, можно, конечно, отговориться, что спиваются люди от нашей повседневной гонки на выживание, от бедности и неразрешимости социальных проблем, низкого уровня жизни, унизительных поисков стабильности. Но разве не спиваются богатые?

Или вот, к примеру: мне довелось освящать комнату в малосемейке, в которой жили студенты, они попросили освятить помещение после смерти какого-то малознакомого им человека, который попросился через какие-то знакомства к ним, так сказать, перекантоваться пару ночей, но после первой же ночи, с утра они обнаружили его мертвым. Смерть наступила в результате острого сердечного приступа, спровоцированного употреблением спайса. Они не употребляли наркотик вместе, парень, судя по всему, уже прибыл на место своего последнего ночлега в состоянии веселости. Десантник, только что вернулся со срочной службы. Дорвался до воли...

А на улице мне нередко доводилось встречать людей в различной степени подпития, которые, завидев подрясник, начинали разговор, хотели в чем-то каяться, за что-то просили прощения, о чем-то сожалели. Когда предлагалось встретиться в более подобающем месте и состоянии для исповеди, охотно соглашались и даже спрашивали адрес храма и как добраться, но никто еще ни разу так и не дошел.

Я склонен верить в искренность их намерений, это не просто пьяное нытье, и обстоятельства, приведшие человека в это состояние, бывают подчас весьма прискорбными. Но что же происходит потом, что мешает им встать и пойти навстречу с проблемой, лицом к лицу, осудить самого себя, не других, а именного самого себя за это безволие? Ложь, которую им подсказывает алкоголь, весь смысл которой в простой, дразнящей фразе - ничего у тебя не выйдет. Это и обидно, и страшно. И все окружающие отвернулись, и утрачены связи и намерение, искреннее и серьезное, встать и начать все снова сталкивается со стеной неверия со стороны других людей.

Высокомерие в законе

На протяжении многих поколений к людям, страдающим алкогольной или иной зависимостью, всегда было предосудительное отношение, смешанное с брезгливостью и презрением. «А что с него взять, запустил себя, алкаш, бич...» И вот это-то и самое печальное. Те, кто так рассуждает, совершенно не понимают и не хотят даже задуматься о том, что стало причиной этого падения. Действительно ли это расхлябанность и безволие? А как же физиологичекий фактор? Организм человека порой может быть совершенно толерантен к этиловым веществам, которые сразу же или со временем приводят к зависимости. Известен же факт, что народности Крайнего Севера совершенно не способны к нормальному употреблению спиртных напитков: почти сразу же в этом случае возникает зависимость и человек спивается. Безволие? Расхлябанность и лень? Как бы не так...

Очевидно же, что жизнь в таких условиях все время понуждает человека к труду, причем к тяжелому, физическому труду. Пасти скот, ловить рыбу - это что, досуг, что ли, такой? Когда наоборот, южане, выпивающие почти ежедневно определенное количество вина, спиваются гораздо реже. А что могло случиться с человеком, что он вдруг взял и запил? Кто пытался в этом разобраться? Но есть ли кому-то до этого дело?

Мы часто судим по конечному результату, не спеша даже задуматься о том, что однажды человеку просто не была подана рука. Не было сказано ни слова поддержки, не было проявлено сочувствия и терпения. В советское время человека, попавшего в такую беду, продолжали клеймить, вывешивали фотографии на так называемые доски позора. И это приводило к тому, что человек замыкался в себе, убеждаясь лишь в том, что сейчас его может спасти только забвение. А алкоголь всегда находился под рукой.

А потом теряется все, человек нередко остается на улице, брошенный всеми и почти обезличенный.

Когда тебя нет

Я как-то раз, выходя из магазина, увидел такого человека, в жутком виде, грязного, опустившего голову, сидящего на остановке. Вокруг люди, а его вроде бы как и нет. Кто-то брезгливо отошел, а в его глазах и правда была пустота, но это была совершенно трезвая и очень страшная пустота и еще понимание того, что его самого для этого мира, для окружающих просто нет. Нет, потому что ему понятно, что никому нет дела до того, почему и как с ним все это случилось.

И все-таки я не верю, что абсолютно всем все равно, так не бывает. Бывает еще растерянность, а еще непонимание того, как и чем можно помочь такому человеку. Поэтому кому-то просто все равно, а кто-то отчего-то думает, что он сам ничего в жизни этого несчастного не изменит. Я дал ему немного денег, а он совершенно спокойно и тихо сказал: «Спасибо, брат...» И сказал это совершенно трезвым голосом.

Да, можно, конечно же, рассуждать о том, что вся его повседневность - это сбор несчастных копеек на бутылку или же флакон спиртосодержащего лекарства в аптеке, что мы не знаем, как он распорядится этими жалкими рублями. Но ведь можно же дать и не деньги, а купить хлеб и молоко. Тот, кому надо просто дойти до кондиции, вряд ли согласится на такую помощь, но чаще всего встречаются люди, которые в отчаянном осознании своего дна, уже просто не верят в то, что кому-то еще есть дело до его беды. Эти пропавшие без вести словно существуют в параллельном мире, они есть - и их словно бы нет. Нет для многих из нас, потому что существует некая сомнительная мера нашего суда: сам виноват, кто ему мешал жить и работать, и т.д. Но не всякий человек способен сам в одночасье решить навалившийся на него шквал трудностей. А бывают еще и такие испытания, что выдержать их способен только человек с необыкновенной силой воли и веры. Сколько было и, увы, будет таких вдовцов или вдов, чья жизнь оказалась сломанной после потери любимого человека. И там не смогли помочь ни родители, ни братья с сестрами, ни дети. А потом кто-то просто махнул рукой. И все.

Алкоголь совершает очень коварную подмену, создает видимость внутреннего уюта и даже как будто бы дает уверенность. Но как только завершается его действие, он тянет за цепь, к которой уже привязан человек, и все начинается снова. Но что делать тому, кто сам осознал, что он попал в беду и желает избавиться от зависимости?

Продолжение следует....

Газета «Саратовская панорама» № 36 (1015)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/propavshie-bez-vesti
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16