Сегодня свой 100-летний юбилей отмечает схиархимандрит Иеремия (Алехин), игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, которым он управляет вот уже 36 лет. К слову, самый долголетний управляющий монастырем. С юности жизнь его была трудной. Коллективизация, выселение на Север, смерть родителей, побег, немецкая оккупация... Пленение и работа в Германии, возвращение на Родину, поступление в Одесскую семинарию и монастырь, где он был под духовным руководством у преподобного Кукши Одесского. В 1974 году отец Иеремия отправляется на Афон. В 1979 году он становится игуменом и духовником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
- Отец Игорь, приходилось ли вам когда-то лично встречаться с отцом Иеремией (Алехиным)? И что это были за встречи, какой он человек?
- По долгу своей службы (я несу послушание секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям) мне регулярно приходится бывать на Афоне, и всякий раз я посещаю Русский Пантелеимонов монастырь и имею возможность видеться с батюшкой Иеремией. Впервые я попал на Афон еще в студенческие годы, в 1996 году, тогда же я в первый раз встретился с отцом Иеремией, взял у него благословение. И меня поразила его простота. Эту простоту он сохранял на протяжении всей своей долгой жизни.
- Отец игумен не любит ездить по конференциям, давать интервью. Он не публичный человек. В то же время он постоянно на трудовых послушаниях: закупает продукты, выполняет хозяйственные работы и т.д. Как вы думаете, может ли сочетаться игуменство и отсутствие публичности?
Была ночь. Весь монастырь спал, а игумен в полном одиночестве молился в храме
- На мой взгляд, тут нет какой-то особой загадки: монахами становятся не для публичности, а для уединения. Это тем более справедливо, если речь идет о подвиге на Святой Горе Афон. Отец Иеремия по своему смирению старается избегать лишнего внимания, но он всей своей жизнью лучше многих церковных ораторов свидетельствует об истине Христовой. Хотел бы рассказать об эпизоде, виденном мною самим не так давно. Как известно, на Афоне живут по так называемому византийскому времени, которое на несколько часов отличается от общепринятого светского. Приезжающим на Афон паломникам подчас довольно сложно переключиться на афонское время, рассчитать его соотношение с временем мирским. Так однажды было и со мной, когда, заранее узнав, в котором часу по местному времени начинается Божественная литургия в Пантелеимоновом монастыре, я ошибся в расчетах и пришел на нее значительно раньше. Было еще темно. В храме никого, и только через приоткрытые диаконские двери алтаря виднелся мерцающий огонек свечи. Подойдя ближе, я увидел отца Иеремию, вынимавшего из просфор частички за живых и усопших. Весь монастырь спал, а игумен в полном одиночестве молился. Мне кажется, что этот эпизод довольно ярко характеризует батюшку.
- Отец Иеремия подал прошение о поступлении в братию Пантелеимонова монастыря на Афоне в 1960 году. И только после 14 лет ожидания патриарх Константинопольский Димитрий I разрешил ему приехать на Святую Гору. Почему пришлось так долго ожидать ответ?
- ХХ век был трагическим периодом в истории Русского Пантелеимонова монастыря и вообще всего русского монашества на Святой Горе Афон. Страшные события, которые произошли у нас в отечестве, отразились в том числе и на положении русской святогорской братии. Наибольшей проблемой стала невозможность пополнять братию новыми насельниками, вследствие чего ее численность стала быстро сокращаться. Если в начале ХХ века общее количество русских на Афоне - братии монастыря, насельников скитов, келий, послушников, трудников, паломников - составляло порой до 5000 человек, то в 1960-е, а особенно в 1970-е годы это число уменьшилось практически до десятка. Русское монашество на Афоне оказалось под угрозой полного исчезновения. Произошло это в силу политических причин.
После революции связь обителей с Отечеством прекратилась, в разгар безбожных гонений 1920-1930-х годов никто не мог выехать из Советского Союза, и русское иночество пополнялось за счет русской эмиграции, а также братии, происходившей из бывшей территории Австро-Венгрии - из Карпатской Руси. Но этот ресурс быстро иссяк. После Второй Мировой войны сразу же началась «холодная война», Греция принадлежала к блоку НАТО, Советский Союз считался ее противником. Существовал так называемый «железный занавес», и очень трудно себе представить, чтобы какой-нибудь монашествующий из России или других республик Советского Союза смог попасть на Святую Гору. Даже паломничество было абсолютно невозможным.
Первым соотечественником, оказавшимся на Святой Горе в послевоенное время, а именно в 1959 году, был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) - в ту пору он был еще архимандритом. Он застал в живых последних старцев Андреевского скита, побывал в Пантелеимоновом монастыре, и его рассказы об увиденном были первой весточкой о том, что происходит на Святой Горе. Когда владыка Никодим стал председателем Отдела внешних церковных сношений, он не забыл об Афоне и всю свою необыкновенную энергию употребил на то, чтобы изменить положение русских святогорцев к лучшему. Плодом его настойчивых усилий стал приезд на Святую Гору в 1974 году двоих монахов из Русской Православной Церкви, в том числе отца Иеремии, и поселение их в Русском Пантелеимоновом монастыре.
- Когда отец Иеремия прибыл на Афон, в каком состоянии он застал обитель?
Обитель была в плачевном состоянии: в 1969 году произошел страшный пожар, а самому молодому иноку было больше 70 лет
- Обитель была в плачевном состоянии: в 1969 году произошел страшный пожар - пожары вообще часто бывают на Афоне, и эта беда коснулась Пантелеимонова монастыря. В то время братия была сплошь вся пожилая - самому молодому иноку было больше 70 лет, - но они мужественно, как могли, противостояли натиску огня. Носили ведрами воду с моря для тушения.
Огонь, конечно, нанес большой ущерб, но, по милости Божией, не уничтожил главные святыни, монастырские храмы, библиотеку с бесценными рукописями. Вплоть до начала уже нашего столетия, подплывая к Русскому Пантелеимонову монастырю, можно было видеть здания без крыши, без межэтажных перегородок, без полов - просто голые стены с пустыми глазницами окон. Слава Богу, что в последние годы удалось наконец преодолеть последствия той беды.
А когда на Святую Гору прибыл отец Иеремия, конечно, это был один из самых тяжелых периодов для Русского Пантелеимонова монастыря и русского монашества на Афоне. Среди братии было много больных, немощных старцев. Некому было исполнять послушания, поддерживать богослужебную жизнь, заботиться о поддержании монастырских зданий. Кругом царила разруха и безлюдье.
- Какими были отношения между греческими монастырями и русским?
- Русский монастырь старался поддерживать добрые отношения с собратиями из других обителей. В то время игуменом был архимандрит Гавриил (Легач) - выходец из Карпатской Руси (он, кстати, мой двоюродный дед). А ближайшим помощником игумена был его земляк - иеродиакон Давид (Цубер), исполнявший послушание антипросопа (представителя) Русского монастыря в Священном Киноте. Он был яркой незаурядной личностью, свободно владел восемью языками, был очень деятелен и делал всё для того, чтобы, несмотря на все лишения, Русский монастырь выглядел достойно в глазах прочих святогорцев. Благодаря его усилиям отношения с другими афонскими монастырями были ровными и доброжелательными.
- 9 июня 1979 года прошла торжественная интронизация архимандрита Иеремии в игумены Пантелеимонова монастыря. Тогда же он становится духовником обители. Что такое быть игуменом монастыря на Афоне? Какова его роль, обязанности?
Промыслом Божиим именно в игуменство батюшки Иеремии монастырь стал возрождаться
- Роль игумена на Афоне, конечно, определяющая в жизни каждой обители. Игумен - это не только руководитель монастыря, он - духовный отец всей братии, образец для подражания. Игумен избирается пожизненно, и авторитет его непререкаем. Поэтому, конечно же, знаменательно, что братия оказала доверие отцу Иеремии, который к тому времени еще не так много жил на Святой Горе. В то же время он был еще сравнительно молод, энергичен - с чем, видимо, братия связывала надежды на какое-то улучшение положения обители. И Промыслом Божиим именно в игуменство батюшки Иеремии монастырь стал возрождаться. В то время мало кто мог представить себе масштаб тех восстановительных работ, которые происходят сейчас, и то, что обитель снова наполнится людьми, что будет многочисленная братия и большой наплыв паломников.
- Что сегодня представляет собой обитель?
- Сейчас в монастыре около 60 насельников: монашествующие, послушники и трудники. Есть еще сезонные рабочие, которые приезжают, когда в этом есть надобность, - тогда монастырь населяют до 80 человек. Очень активно идут восстановительные работы, особенно в преддверии 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. Из объектов, которые уже отремонтированы, можно назвать скит Старый Русик, келлию святого Димитрия, больничную, архондарики, монастырскую пристань. Монастырь сейчас имеет вид ухоженный и благолепный.
В сравнении с другими афонскими обителями у Русского монастыря есть широкие возможности по приему паломников, имеется два архондарика (гостиницы). Особенный наплыв паломников наблюдается на престольный праздник обители - день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. То же происходит и в другие чтимые в монастыре праздники: Покров Пресвятой Богородицы, дни памяти святого благоверного князя Александра Невского, святителя Митрофана Воронежского, поскольку в честь этих святых и праздников названы храмы в монастыре.
- В 2016 году будет отмечаться 1000-летие русского монашества на Святой Горе. Какое значение Пантелеимонов монастырь и Афон в целом имеют для России?
- Значение Афона для России и для Русской Православной Церкви трудно переоценить. Именно через Афон мы некогда получили весь корпус духовного наследия Византии. Здесь трудами святителя Саввы Сербского был переведен на славянский язык Иерусалимский Устав, по которому живет наша Церковь. Выходцами с Афона были такие выдающиеся русские святые, как преподобный Антоний Печерский - основатель русского монашества, преподобный Нил Сорский, преподобный Паисий Величковский - возобновитель старчества в Русской Церкви - и множество других.
Связь России с Афоном установилась сразу после Крещения Руси, о чем говорит и нынешний юбилей. И она никогда не прерывалась на протяжении всего тысячелетия.
Для русского человека афонская традиция была и остается некой духовной сокровищницей, идеалом духовной жизни
Влияние было взаимным: для русского человека афонская традиция была некой духовной сокровищницей, идеалом духовной жизни, к которому стремились не только священнослужители и монахи, но и миряне. В то же время и Афон на протяжении веков получал существенную поддержку из России, откуда прибывали новые насельники и материальная помощь. Поэтому грядущий юбилей весьма значим - именно таким его считает Святейший Патриарх Кирилл, который благословил, чтобы эта годовщина отмечалась не только на Афоне, но и во всей Русской Православной Церкви.
- Что бы вы хотели пожелать отцу Иеремии в день его столетия?
- Хотел бы пожелать, чтобы Господь укреплял силы старца - чтобы он продолжал молиться о нас, чтобы в нашу суетную эпоху как можно больше чающих духовного наставления и примера могли обрести их у отца Иеремии, чтобы братолюбие и мир Христов царили в Русском Пантелеимоновом монастыре и на всей Святой Горе Афон.
Со священником Игорем Якимчуком
беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru