Еще в феврале ВАК вывела теологию из «подполья», закрепив ее в перечне почти четырехсот научных специальностей, признанных в России. В октябре комиссия присвоила ей шифр, одновременно раскрыв базовые разделы науки: «основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическая деятельность религиозной организации, ее религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах».
Среди областей исследования фигурируют, в частности: история конфессии, теория культуры, анализ сакральных текстов, учения о соотношении веры и разума и отношения к науке, осмысление проблем личности, изучение религиозного фактора в политике.
До нынешнего года можно было стать дипломированным богословом, получив соответствующее образование в церковных и почти 50 светских вузах, создавших у себя кафедры теологии (более половины из них - государственные университеты). Однако для того, чтобы продолжить учебу в аспирантуре и защититься, требовался выезд за рубеж. Кстати, применительно к исламу это прежде всего Саудовская Аравия, где официальное вероисповедание - ваххабизм...
Патриарх Кирилл не раз отмечал, что такая ситуация противоречит принципам системы образования, поскольку люди дискриминируются по религиозному признаку. Между тем в XIX - начале XX века в Российской империи была создана теологическая научная школа, давшая миру ярких богословов: святителя Филарета (Дроздова), митрополита Макария (Булгакова), Василия Болотова, священников Павла Флоренского и Георгия Флоровского. Отечественная теология продолжала развиваться и в эмиграции - в зарубежных университетах. Богословствовал, строя в США свои вертолеты, даже знаменитый русский конструктор Игорь Сикорский. Сегодня же происходит лишь нормальное поэтапное возвращение этой науки в «круг» высшего образования.
Кому-то это сильно не нравится, кажется «наступлением попов». Так, массу язвительной критики в СМИ и даже коллективное письмо протеста от ряда членов РАН вызвало создание кафедры теологии в МИФИ. «Присутствие теологии в светских вузах ошибочно воспринимается некоторой частью академического сообщества как нарушение принципа светскости государственного образования. Принцип светскости иногда интерпретируется как обязательность безрелигиозного мировоззрения для работника образования», - заметил на сей счет патриарх.
Особенно усердствуют в сарказме прозападные блогеры, хотя в боготворимой ими Европе аналогичные кафедры действуют практически во всех престижнейших университетах, начиная с Кембриджа и Сорбонны.
Дипломированные и «остепененные» в России теологи-мусульмане - отдельная тема. «Для нас это значимое и долгожданное событие, - признался «Культуре» проректор по учебной и воспитательной работе Московского исламского университета Раис Измайлов. - Еще в 2013 году Владимир Путин на встрече с муфтиями определил задачу для всего российского исламского сообщества - возрождать и восстанавливать школы богословия. Однако до сих пор процесс тормозился тем, что внутри страны мы могли готовить только бакалавров. Чтобы стать кандидатом, доктором наук, необходимо было ехать в Мекку, Медину или в египетский университет Аль-Азхар. Но возникал вопрос, какого толка ислам и какое мировоззрение они оттуда привозят? Это, если хотите, было политической проблемой. Есть и оборотная сторона. Многие, получив ученые степени за рубежом, преподавать на Родине не могли, поскольку в России их защита не признавалась. Сейчас мы получили возможность, наконец, открыть магистратуру, готовить теологов, которые найдут работу и в мечетях, и в учебных заведениях. Защитившись в России, они будут способны издавать богословские труды - собственные и переводные, а также фетвы, имеющие авторитет в мусульманской умме и не вступающие в противоречие с законами РФ».
Своим мнением с «Культурой» поделился также проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета отец Константин Польсков. «Публикация паспорта на специальность - логичное продолжение февральского решения ВАК о введении теологии в перечень научных дисциплин. Правда, председатель комиссии Владимир Филиппов еще тогда разъяснил, что именоваться защитившиеся будут по-прежнему кандидатами и докторами искусствоведения, истории, философии и так далее. Эта ситуация не очень устраивает РПЦ, но мы считаем ее временным компромиссом, продолжая развивать сотрудничество с ВАК в этом направлении. Сейчас, с опубликованием паспорта на теологию, мы получили возможность формировать диссертационный совет».
Проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры РПЦ протоиерей Владимир Шмалий дополняет коллегу: «Нынешнее решение - результат многолетней совместной работы с экспертным сообществом. Важно, что разграничили вопросы теологии и религиоведения, философии, истории. То, что слово «теология» в титуле ученой степени защитившегося будет, возможно, писаться в скобках после названия светской науки, на мой взгляд, не является проблемой. Ведь на Западе физиков или математиков не смущает общий титул PhD, что переводится как «доктор философии». Главное, теология как наука вернулась в Россию».
http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/122852-derzhis-teolog-krepis-teolog/