Сколько раз с волнением и восторгом вслушивались мы в слова пасхального кондака: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу...» или рождественского благовестия: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит...»! Автор этих строк - святой преподобный Роман Сладкопевец (по-гречески Мелод), один из величайших церковных поэтов Византии.
В житии преподобного Романа приводится красивая легенда о чудесном обретении им певческого дара. Согласно преданию, этот святой с юности вел чистую и целомудренную жизнь, стремясь угодить Богу, но не имел дара пения и чтения. Однажды в навечерие Рождества Христова он вышел читать кафизмы, но прочел их так тихо и невнятно, что его пришлось сменить другим чтецом. Служащие в храме, завидовавшие его чистоте и кротости, воспользовались этим поводом и подняли Романа на смех. Опечаленный, он всю ночь молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Когда подвижник наконец забылся сном, Пресвятая Дева явилась ему и повелела съесть свиток с письменами (по-гречески «кондакион»). Проснувшись, юноша обнаружил, что обрел дивный голос и поэтический дар. Рассказ об обретении святым Романом дара песнетворения вошел во все известные варианты его жития.
Достоверных сведений о жизни преподобного сохранилось немного. Известно, что родился святой Роман в древнем городе Эмесе (современный Хомс) в Сирии, в еврейской (по другим данным - в греческой) христианской семье между 480 и 490 годами. Вероятно, он получил полное классическое образование, хорошо знал греческую философию и литературу. В песнопениях святого Романа часто встречаются сложные медицинские термины того времени, что дает основания предполагать, что в юности он получил также знания по медицине. Скорее всего, он занимался врачебной практикой в родном городе, но в результате конфликта с эмесскими врачебными сообществами был вынужден оставить свое занятие. Исследователь жизни и творчества святого Романа диакон Владимир Василик полагает, что причиной конфликта стало бескорыстие преподобного, который лечил больных за очень умеренную плату или вообще безвозмездно, чем вызвал гнев остальных врачей.
Не найдя себе места в Эмесе, святой Роман переселился в Бейрут - город, который был тогда центром римской культуры в Восточном Средиземноморье. Как и любой портовый город, Бейрут V века был городом больших возможностей и соблазнов, среди которых молодому человеку трудно было сохранить чистоту души. Но мирские страсти не коснулись преподобного. Его жизнь в Бейруте целиком связана с христианским служением: он становится диаконом одной из самых красивых и величественных церквей Бейрута - Церкви Воскресения - и посвящает свою жизнь служению Богу и ближним. Церковь Воскресения в Бейруте находилась по соседству с очень известной и влиятельной юридической школой. Можно предположить, что преподобный Роман посещал эту школу, потому что, как отмечает диакон Владимир Василик, «в его творениях зачастую мы наблюдаем четкую правовую мысль человека, не чуждого навыков адвоката и даже следователя».
Достоверно неизвестно, что вынудило преподобного Романа покинуть Бейрут, в котором он добился достаточно высокого положения, и перебраться в столицу Восточной Римской империи - Константинополь. В столице преподобный Роман поселился в квартале Киры. Именно здесь, в церкви Божией Матери Кириотиссы, преподобного Романа посещает чудесное видение Богородицы, о котором повествует его житие.
Святой Роман считается создателем особого жанра церковной гимнографии - кондака. Сегодня кондак - это небольшое песнопение - как правило, в одну-две строфы, которое раскрывает духовную сторону того или иного события. Кондак преподобного Романа представлял собой поэму, состоящую из 20-30 строф, сопровождаемую припевом и написанную тоническим стихом. Он включал в себя как повествовательную, так и драматическую часть, диалог, часто - спор, в котором раскрывается сложная, порой парадоксальная мысль.
Святой Роман писал на греческом языке, но обращался и к негреческой, в частности, к сирийской гимнографической традиции. В его текстах соседствуют книжные и разговорные элементы, что когда-то делало его кондаки доступными для широкой аудитории. Преподобный виртуозно владел искусством стихосложения, часто он украшал свои тексты акростихом. Например, в кондаке на брак в Кане Галилейской начальные буквы строф образуют фразу «песнь смиренного Романа».
Святой Роман жил в непростое время - время острых политических кризисов, бунтов, природных катаклизмов, ересей, самой серьезной из которых была ересь монофизитства.
Монофизиты умаляли во Христе Его человечность, ошибочно полагая, что в Нем следует признать одну Божественную природу. Представления монофизитов о Боге были просты и, на первый взгляд, логичны, поэтому они прельщали умы паствы и церковных иерархов и даже в определенный период пользовались государственной поддержкой.
Истинно православное учение о Христе было сформулировано на IV Вселенском Соборе (451 год) в городе Халкидоне. Оно гласило, что Божественная и человеческая природы соединены в Господе «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно», что Господь наш Иисус Христос есть «истинный Бог и истинный Человек».
Творческое служение преподобного Романа пришлось как раз на тот период, когда христианский мир пытался осмыслить эти истины. Конечно, соборные постановления Халкидона были слишком сложны для рационального мышления. Представить себе Христа истинным Человеком - во всем, кроме греха, подобным нам - было непросто даже просвещенным богословам, что уж говорить о простом народе! Для того чтобы раскрыть и объяснить тайну соединения несоединимого в Богочеловеке, нужно было обладать поэтическим даром.
В творениях преподобного Романа с удивительной поэтической силой звучит весть о том, что Бог стал Человеком, о том, что «нас бо ради родися Отроча младо - превечный Бог» (кондак Рождества), Который в Крещении явил нам Свой «Свет Неприступный», Который одновременно и «на престоле на Небеси», и «на жребяти на земли», Которого восхваляют и Ангелы, и дети (кондак Входа Господня в Иерусалим).
Самые трогательные строки святого Романа, конечно, посвящены Пресвятой Богородице. В поэме «Мария при Кресте» перед нами предстает полный трагического драматизма диалог Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, в котором показана безмерность Ее человеческого горя и высота Его Сыновьей любви.
Отложи, о, Мати, печаль, отложи,
Ибо неприлично Тебе плакать, Которая Благодатною названа.
Посему не омрачай плачем имя
(Не будь подобна неразумеющим, Всемудрая Дева).
3ачем Ты, Чадо, говоришь, не уподобляйся другим женам?
Разве не подобно им во утробе Сына,
Тебя, Я выносила и вскормила молоком груди Моей?
Как же Ты хочешь, чтобы не оплакивала Я Тебя, Чадо,
Идущего принять смерть несправедливо?
Вот, Чадо, Ты, желая от очей Моих
Слезы отогнать, сердце Мое удручаешь еще более.
Тематика кондаков преподобного Романа очень широка. В центре его творчества - евангельские и ветхозаветные сюжеты: Воскресение Христово, предательство Иуды и отречение Петра, жертвоприношение Авраама и притча о юродивых девах, чудо в Кане Галилейской. Часть сюжетов он заимствует из житийной литературы. В его песнопениях можно найти отклик на современные ему проблемы церковной и общественной жизни. Огромное влияние оказали на преподобного Романа творения святых отцов Церкви - Василия Великого, Григория Нисского и Иоанна Златоуста.
Творческое наследие преподобного Романа было огромно, но до нас дошло лишь 85 его кондаков. Только некоторые из них переведены на русский язык. Сегодня роль кондаков в богослужении весьма скромна. Уже в VIII веке кондак был практически полностью вытеснен в богослужении другой формой - каноном. Ученые полагают, что это связано с изменением характера церковного пения. Во времена преподобного Романа византийское церковное пение было приближено к декламации. Простая мелодия легко сочеталась с самыми разнообразными и сложными стихотворными размерами. Но к VIII веку мотивы церковных песнопений стали сложнее и многообразнее, что сильно затруднило исполнение текстов, написанных в V веке. Изысканное стихосложение уступило место изысканной мелодии.
Творчество преподобного Романа оказало огромное влияние на дальнейшее формирование богослужебной традиции. Преподобному Сладкопевцу подражал преподобный Андрей Критский в своем Покаянном каноне. Поэму святого Романа «Мария у Креста» в X веке переложил в форму канона, читаемого в Великую Пятницу, Симеон Метафраст.
Память преподобного Романа отмечается 14 октября. Ученые полагают, что святой скончался между 555 и 562 годом.
Роман Сладкопевец почитается покровителем составителей богослужебных текстов и церковных композиторов, клиросных певчих и чтецов. Он также является покровителем рода Романовых.
При подготовке материала использовались следующие работы:
1. Диакон Владимир Василик. Жизнь преподобного Романа Сладкопевца
2. Священник Михаил Асмус. Соединение несоединимого
3. Успенский Н.Д. Кондаки святого Романа Сладкопевца
Газета «Православная вера» № 19 (543)
Екатерина Ивановаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/o-chem-poet-smirennyjj-roman