Подвиг Василия Рябова
Простой русский крестьянин Василий Тимофеевич Рябов родился в 1871 году в деревне Ивановке Пензенской губернии. До начала Русско-японской войны жил в соседней Лебедёвке, работал на Рязано-Уральской железной дороге сторожем. После начала военных действий в возрасте 33 лет был призван в армию и отправлен в Маньчжурию - в «охотничью» команду (так в то время называли разведчиков) 284-го пехотного Чембарского полка. Василий Рябов обладал артистическим талантом и ловко копировал походку, мимику и жесты китайских солдат, чем неоднократно развлекал своих товарищей.
Осенью 1904 года после сражения у Лаояна командованию российской армии были очень нужны сведения о расположении японских частей. Рядовой Василий Рябов вызвался добровольно и, переодевшись китайским крестьянином - привязав к голове косу, облачившись в длинный халат, соломенный шлем и деревянные башмаки, отправился на территорию противника. Раздобыв нужную информацию, Рябов уже возвращался с задания, но тут встретил японского офицера, который приказал напоить коня. Поскольку ни китайского, ни японского языка наш разведчик не знал, он в чём-то ошибся. Японец схватил его за косу и она оторвалась. Разведчик был доставлен в штаб, где японцы тут же приступили к допросу. Единственная информация, которую удалось получить японцам - тот факт, что Рябов родом из Пензенской губернии и служит в Чембарском полку. Дальнейшие побои, угрозы, уговоры и даже обещание сохранить жизнь ни к чему не привели: Василий Рябов молча хранил военную тайну. Неудивительно, что японцы вынесли ему смертный приговор. Казнь Рябова прошла по японским обычаям: солдаты стояли в затылок друг другу в пятнадцати шагах от Рябова, сидящего на земле: если один солдат промахивается, стреляет следующий. Рядовой Василий Рябов был убит первым же выстрелом.
Все эти подробности стали известны в России благодаря японцам, поражённым мужеством и стойкостью русского разведчика. Через несколько дней казачий разъезд, проверяющий расположение войск неприятеля, обнаружил на видном месте на нейтральной территории конверт, подписанный по-русски: «В действующую в Маньчжурии русскую армию от японского штаба». Текст этого письма вскоре был перепечатан во множестве российских газет, поэтому приводим его целиком:
«Запасный солдат Василий Рябов, 33 лет, из охотничьей команды 284-го пехотного Чембарского полка, уроженец Пензенской губернии, Пензенского уезда, села Лебедёвки, одетый, как китайский крестьянин, 17 сентября 1904 года был пойман нашими солдатами в пределах передовой линии. По его устному показанию выяснилось, что он по изъявленному им желанию был послан к нам для разведывания о местоположении и действиях нашей армии и пробрался в нашу цепь 14 сентября через Янтай, по юго-восточному направлению. После рассмотрения дела установленным порядком Рябов приговорён к смертной казни. Последняя была совершена 17 сентября ружейным выстрелом.
Доводя об этом до сведения русской армии, наша армия не может не высказать наше искреннейшее пожелание уважаемой русской армии, чтобы последняя побольше воспитывала таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов, как означенный рядовой Рябов.
На вопрос, имеет ли что сказать перед смертью, он ответил: «Готов умереть за Царя, за Отечество, за Веру». На предложение: мы вполне входим в твоё положение, обещаемся постараться, чтобы ты так храбро и твёрдо шёл на подвиг смерти за царя и отечество, притом, если есть, что передать твоим от тебя, пусть будет сказано. Он ответил: «Покорнейше благодарю, передайте, что было...» - и не мог удержаться от слёз. Перекрестившись, помолился долго в четыре стороны света, с коленопреклонениями, и сам вполне спокойно стал на своё место. Присутствовавшие не смогли удержаться от слёз. Сочувствие этому истинно храброму, преисполненному своего долга, примерному солдату достигло высшего предела.
С почтением, капитан штаба армии Японии».
Благодарная Россия
История Василия Рябова долетела до всех уголков России. О подвиге русского крестьянина узнал Николай II, который создал комитет по увековечиванию памяти героя и выделил из личных средств тысячу рублей семье Рябова. По высочайшему повелению дети героя были устроены в казённые учебные заведения, а Василия Рябова навеки зачислили в списки 284-го Чембарского полка - «в назидание потомству». В Храме Христа Спасителя, который считался основным российским воинским собором, среди мраморных плит с именами офицеров и генералов, ставших образцами военной доблести, была лишь одна плита, на которой были высечены имена рядовых. Среди семнадцати имён на этой памятной плите значилась фамилия Василия Рябова.
Деньги для семьи Рябова и строительства школы-памятника в Лебедёвке поступали со всей страны. В областном архиве сохранились «отрезные купоны» переводов: Уфа, Хабаровск, Тула, Астрахань, Нижний Новгород... Учитель из пензенского села Дубасово Семён Полозов прислал вдове героя два рубля, буквально по копейке собрав эту сумму вместе со своими учениками, потрясёнными прочитанным им известием о подвиге Рябова. Всего было собрано около семи тысяч рублей для семьи и более двух тысяч на постройку школы, которая торжественно открылась в мае 1909 года. На фронтоне здания разместили вывеску: «Начальная школа памяти героя Василия Рябова. Погиб 14 сентября 1904 года за Веру, Царя и Отечество». В октябре того же 1909 года прах Василия Рябова был доставлен в Лебедёвку из Манчжурии и с почестями захоронен рядом со школой.
Поезд, в котором перевозили остатки рядового Рябова, на всех станциях от Читы до Пензы встречали люди с иконами и букетами цветов. В самой Пензе гроб встречал военный оркестр, а по пути следования до деревни - местные жители с цветами. Похоронили Василия Рябова со всеми воинскими почестями в Лебедёвке недалеко от школы, названной его именем.
Подвиг «русского китайца» лёг в основу нескольких фильмов (например, «Подвиг рядового Василия Рябова» режиссёра А.И. Иванова-Гая, вышедший на экраны в ноябре 1914 года. В 1912 году в Аккермане (сейчас это Белгород-Днестровский Одесской области) был торжественно, с военным парадом открыт памятник Василию Рябову. В театрах шли пьесы, посвящённые этой героической истории, вышло несколько книг, были написаны стихи.
В советское время о подвиге пензенского крестьянина вспоминали не очень часто. В ряде источников упоминается, что в 1971 году перед торжествами по случаю столетия со дня рождения героя местной администрации было поручено убрать с памятника сведения о черносотенцах, организовавших сбор средств на его возведение.
Сейчас в Лебедёвке реконструировали памятник легендарному герою Русско-японской войны, в школе, носящей его имя, открыт музей, на могиле установлен памятник.
В селе он воспитан крестьянской средою,
Где свято хранили завет -
Стоять за родную отчизну горою
В годины несчастий и бед.
Врагом он присужден был к казни печальной...
И вот ряд стрелков перед ним.
Простился он мысленно с родиной дальней,
Отправил поклон всем родным...
Кончиной спокойною слезы восторга
Он вызвал у наших врагов.
И память о нем сохранится надолго
На славу России сынов.
Алексей Болдырев, 1904 г.
При подготовке материала использована статья О.М Савина «Готов умереть за отечество».