Наш Крым

0
260
Время на чтение 6 минут

Вот уже полтора года как многие в России с радостью говорят и твердят, что «Крым наш».  Это выражение стало лозунгом, девизом, паролем для опознавания своих (и чужих). Впрочем, все это политика. Я в статье хочу сказать о другом.  Не о политике, а о вере.  О том, как и местные, и приезжие курортники относятся к тому, что небезосновательно считается сердцевиной и сутью духа нашего народа - к православной вере. И то, что я увидел в известном и заслуженно гордом своей богатой историей поселке Коктебель, внесшем большой вклад в русскую культуру, вдруг заставило меня, как ни странно, задаться вопросом: а что значит "Крым - наш"?

В восточной части крымского побережья Черного моря распахнулась широкая красивая бухта. Слева ее подпирает узкий, как забор, мыс Хамелеон, за ним, вдали, упирается в лазоревую дымку горизонта то розовый, то сиреневый Меганом. Справа пенится каменными шишками, нависает над морем выжженой на солнце громадиной потухший вулкан Карадаг.

В бухте белеет крышами, поблескивает на жарком летнем солнце поселок Коктебель. Говорят, что в переводе с татарского  это «край голубых холмов».

Когда-то в этих местах существовал православный греческий поселок, впоследствии уничтоженный печенегами. Но мы знаем Коктебель прежде всего потому, что облюбовали его поэты Серебряного века. В свое время на стене местного кафе «Бубны», где поэты под вино и виноград читали друг другу стихи, был нарисован закутанный в тогу писатель, и надпись: «Прохожий! Стой! Здесь Алексей Толстой!» Здесь, в гостях у Максимилиана Волошина, нашла своего будущего мужа, бывшего белого офицера, Марина Цветаева. «Третьего дня один писатель читал свою прекрасную вещь про собаку", - писала из Коктебеля беллетристу Пазухину его жена, имея в виду приехавшего погостить к Волошину Михаила Булгакова. Здесь Михаил Булгаков познакомился с писателем Александром Грином.

 

крым

 

В "краю голубых холмов" все тем же Волошиным и поэтессой Дмитриевой была придумана главная отечественная мистификация начала 20 века - «виртуал», по которому сходил с ума весь Петербург, - неуловимая рыжеволосая красавица-поэтесса Черубина де Габриак. Из-за нее позже Волошин стрелялся со своим другом Николаем Гумилевым на Черной Речке из «пушкинских» пистолетов...  Здесь и самого Волошина уже про Советской власти соберутся раскулачивать за его двадцать шесть комнат и уже почти вышлют в Сибирь, но спасет его вовремя приехавший погостить к поэту Горький.

Да кого тут только не было! Чехов, Пришвин, Петров-Водкин, Эренбург, Чуковский, Заболоцкий. Даже семейство Ульяновых (правда, без Владимира Ильича).

 

DSC_0571 (1)

 

В общем, культурная история поселка богата интригами, драмами и романами. Позже, уже на излете советского времени, каким-то удивительным образом именно Коктебель превратится в мекку для разномастных неформалов, рок-музыкантов и прочих контр-культурщиков, устроивших здесь своеобразную республику свободы, нечто наподобие знаменитого американского фестивался Вудсток. Музыкальное наследие девяностых воплотится в кинофильме Ивана Охлобыстина и Гарика Сукачева «Дом Солнца», да в регулярном международном джаз-фестивале, который каждый год радует туристов и жителей поселка. В этом году новые технологии одновременной онлайн-игры двух джаз-банд в Коктебеле и Израиле анонсировал приехавший сюда Дмитрий Киселев, а закрывали фестиваль Игорь Бутман со своим джаз-оркестром и певица Лариса Долина.

- Ну так а что там с верой? - спросите вы.

- А ничего. Есть в Коктебеле недостроенный, блестящий куполами да почерневшими от времени лесами храм.

- Поселок у нас атеистический. Жителей две с половиной тысячи, а в храм ходит десятка полтора стариков. Переселенцы в шестидесятые годы ехали сюда подкованные, идеологически крепкие, - рассказывает прихожанка храма. - А теперь, когда идеология ушла в прошлое, вера не вернулась сюда. Молодежь в храмы не идет, а миссионерствовать у нас некому, - в основном люди пожилые, которым и до дому бы самим дойти.

- Батюшка наш, отец Владимир, в школу 1 сентября на линейку раньше регулярно ходил, но он тоже пожилой, а самому ему тяжело. Матушка его тяжело больна, и вот уехала она домой, на Западную Украину, умирать, - говорит другая. - А батюшка живет при временном храме. Питается из баночек, которые ему прихожане приносят. Все собранное отдает на храм, ни под каким предлогом не беря лично для себя. Да то с ценами его обманут, то стройку обворуют, а то и деньги прямо из жертвенника в алтаре утащат. И вроде поселок у нас богатый, с интересной культурной историей, но все только о заработке и думают. Сколько он не ходил по местным бизнесменам,  толка практически и нет, почти. Про духовность здесь словно никто и не думает, как будто людям и не предстоит умирать, рано или поздно.

У отца Владимира непростая судьба. Родом с Волыни, там же и начинал свою пастырскую деятельность в тяжелое для Западной Украины время раскола.

 

DSC_0316 (1)

 

- Тогда шла волна отъемов храмов. - рассказывает священник, положив свои натруженные руки на стол. - Украинские власти распространяли среди верующих листовки. В них был простой вопрос: «Хотите ли вы принадлежать к украинской церкви?» Естественно, люди подписывались, ставили подписи и священники. А позже выяснялось, что якобы тем самым приход и пастырь проголосовали за вступление в раскольничий Киевский Патриархат. Когда же люди хотели отозвать подписи, - было уже поздно: приходы были переписаны под УПЦ КП. И таким образом храмы захватывали уже «легально», с документами, подкупая колеблющихся священников, а несогласных выгоняя на все четыре стороны.

Как-то раз послали нас в одно село, в Волынской области, удерживать приход от раскола.  - продолжает отец Владимир свой рассказ. - Держал я его почти год. Однажды местные раскольники обманом выманили у меня ключи от храма. Закрыли они храм, и никого не пускают. Взялся я за голову, и думаю: как же мне ключи вернуть? А тут наступило 9 мая, день Победы. Пришел я к сельскому старосте, и говорю: давай ключи, нужно служить молебен по убиенным. Тот было засомневался, но я его председателем колхоза припугнул: мол, тебе ж хуже будет, если молебен не отслужу. А люди там верующие, волну агрессивного советского атеизма Западная Украина пережила в составе Польши. Как же молебен не отслужить? В общем, отдал он ключи, а когда выяснил, что никакого «благословения» от председателя не было, - прибежал весь в слезах. «Что же со мной теперь будет?» - плачет. А он старенький был уже. «Тебе в могилу скоро», - говорю, - «исповедайся мне, пока не поздно, а то раскольники меня скоро совсем выгонят, да так без таинства покаяния в землю и отправишься».

 

DSC_0416

 

- Но так, как здесь, в этом теплом, благословенном морем и солнцем краю, мне тяжело никогда не было. У людей совсем нет веры, и самое страшное - то, что она им совершенно не нужна. Конечно, не все такие, - есть и спонсоры, посылает Бог! Но мало их тут, очень мало.

Вся касса у общины, а денег мне лично не нужно. Люди жене и сыну помогли на операции, - слава Богу. А нам бы денег на стройку собрать. Нужны также книги в библиотеку. Я вот к покойному нашему мэру обращался, а он и говорит: «Как же я помогу? Церковь у нас от государства отделена». Бабушки копейку последнюю в храм несут, а иные - как только разбогатеют, чуть на ноги станут, - так в храм ходить больше и незачем. Богатая история поселка стала его проклятием. Все только и думают о личном обогащении. Люди у нас - советской закваски, такого сильного возврата к православной вере, как это происходило на материке, в Крыму не было. Конечно, когда пришел владыка Лазарь, здесь было около двадцати приходов, а сейчас зарегистрировано больше четырехсот. Но вера возвращается очень медленно.

 

DSC_0304

 

Плавится в знойном крымском лете, горбатится сизыми холмами выжженый южным солнцем Коктебель. Надрывно кричат бакланы да шлепает о гальку вечная соленая волна. Где-то здесь читал свои духоносные проповеди апостол Андрей. Здесь, по дороге в Хазарию, впервые увидел Евангелие на церковнославянском равноапостольный Кирилл. В этом удивительном краю был крещен равноапостольный князь Владимир. Мимо этих мест радостно спешил на праздник в соседнюю Феодосию, в Иверский храм русский путешественник Афанасий Никитин. Здесь был отпет и похоронен поэт и художник Максимилиан Волошин. И мне хочется верить, что и иссушенная неверием крымская земля будет вновь напоена живительной водой православной веры.

Реквизиты для помощи:

ОАО «Банк ЧБРР».

ОГРН 1149102030186

ИНН/КПП 9102019769/910201001

БИК 043510101

к/ сч 30101810035100000101 в Отделении Республики Крым ЦБ РФ

р/сч 40703810206901010738

Получатель: Парафия (община) храма Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Симферопольской Крымской епархии Украинской православной церкви.

PS: Желающие помочь лично отцу Владимиру должны переводить деньги с пометной «Отцу Владимиру лично», иначе денег он не возьмет.

http://foma.ru/nash-kryim.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16