В Кирилло-Белозерский монастырь снова пришло большое кино. Режиссер Николай Досталь запустился в древних стенах с картиной «Монах и бес». Впрочем, здесь в последние годы снимают почти все подобные фильмы. В музее, который давно научился извлекать выгоду из экранной славы, охотно отмечают, что в результате количество туристов, привлеченных в обитель, ежегодно растет.
В стенах Кирилло-Белозерского монастыря теперь почти всегда что-нибудь да снимают. А в перерывах монастырь захватывают военно-исторические фестивали. Киношники облюбовали местный пейзаж за девственные бескрайние виды. Следов современности здесь почти нет, разве что указатели на русском и английском. Ни спутниковых антенн, ни проводов, даже дорожки - и те из камня и старинных плит, асфальт заканчивается на автостоянке у главных ворот. Горизонты тоже мало изменились - вокруг леса и озера. Советские постройки Кириллова, маленького городка с семитысячным населением, жмутся к высоким стенам и теряются за многовековой величиной.
От стрекота же кинокамер в музее научились не только не раздражаться, но, напротив, обращать нашествия центральных студий себе на пользу. Рассказы о съемках стали частью экскурсий по монастырю, причем для многих туристов, пожалуй, самой желанной. Элементы декораций, брошенные съемочными группами, сохраняются в ожидании паломничества киноманов. В музее уже состоялось несколько «костюмных» показов из тех фильмов, что снимали в обители. Более того, два лета подряд тысячи людей могли посмотреть эти картины под открытым небом на фестивале «Достояние республики».
Откуда такое название? Первым громким фильмом, частично снятым в окрестностях Кириллова, стал лидер кинопроката 1971-го «Достояние республики» с Андреем Мироновым и Олегом Табаковым. Спустя четыре года супруга Андрея Тарковского - Ирина - здесь же сняла свою лучшую, по мнению критиков, картину «Крестьянский сын». Интересно, что оба фильма были приключенческими и рассказывали об одной эпохе - Гражданской войне. Монастырь предстает в них полуразрушенным осколком старого мира - на древних стенах происходят перестрелки, а в сырых подвалах прячут сокровища, отнятые у дворян-эксплуататоров.
Но наиболее ударной выдалась последняя десятилетка. Съемочная группа Геннадия Сидорова работала здесь две весны и два лета, а Евгений Миронов, исполнивший главную роль в «Апостоле», в многочисленных командировках перезнакомился с половиной Кириллова. Позже Сидоров на современном материале «Роман с кокаином» снял в Кирилло-Белозерском монастыре драму, которая, увы, навсегда останется последним фильмом режиссера...
Первый сериал о приключениях монахини-сыщицы Пелагии из романов Бориса Акунина в 2008-м также снимался в монастыре Кириллова. Именно здесь поселили и саму Пелагию, сыгранную Полиной Кутеповой, и ее наставника. С тех пор целый ряд фильмов и сериалов, где так или иначе рассказывается о монашеском бытии, снимался здесь. Несколько лет назад тот же Николай Досталь создал в обители 20-серийный исторический фильм «Раскол» о противостоянии патриарха Никона и протопопа Аввакума в XVII веке.
- Зачем пускаем кинематографистов? Тут две главные причины, - поясняет «Культуре» замдиректора музея «Кирилло-Белозерский монастырь» Илья Смирнов. - Во-первых, как мы заметили, фильмы привлекают широкое внимание к нашим коллекциям, экспонатам, выставкам. Некоторые гости признаются, что монастырь увидели в кино или сериале и захотели посмотреть на него вблизи. Во-вторых, съемки - это пусть и не очень большие, но живые денежные средства, которые никогда лишними не бывают. А минусов мы не видим. Съемочные группы не мешают повседневной работе: территория у нас большая, порядка 12 гектаров, и турист может часами гулять, не встретив актеров. Хотя, конечно, мы обговариваем с киногруппой, какие объекты и когда можно снимать, чтобы не мешать экскурсиям...
Случалось, правда, что администрация музея, ознакомившись со сценарием, отказывала кинематографистам. В 90-е годы московские гости пожелали снять в монастыре ряд сцен сексуального характера - по сюжету некая дама соблазняла монаха, неудивительно, что такое предложение отправилось в урну. В новой картине Досталя также говорится о монашеских искусах, но тема исследуется на ином интеллектуальном уровне. Все можно, вопрос - как и какими средствами. Фильм рассказывает о том, как молодого монаха искушает коварный бес. Действие разворачивается в начале XIX века. В картине заняты как звезды кино, так и молодые актеры. Съемки начались 1 сентября, и дело хотя не без сложностей, но продвигается вперед.
- В Кириллове нашлись православные активисты, которые высказались против съемок, даже открытое письмо написали о бесовщине, которая якобы имеет место в сценарии и будет перенесена на экран, - говорит Илья Смирнов. - Мы не боимся того, что музей будет замешан в чем-то нехорошем. Знаем, что Николай Досталь консультировался с руководством РПЦ, готовясь к съемкам.
Точно так же, кстати, в 2007 году музейщики посоветовались с историками Великой Отечественной, решая, пускать ли в стены обители съемочную группу сериала «Апостол», которая на долгие месяцы обосновалась тут, привнеся в монастырский колорит спешно достроенные рядом декорации немецкой разведшколы.
Местные жители, надо сказать, давно перестали удивляться появлению в магазине или торговом центре немецкого офицера или иеромонаха в полном облачении. Мало того - у многих набралась и собственная солидная фильмография. Массовку-то, как правило, заезжие киношники вербуют в Кириллове, Вологде или Череповце.
О том, что кинематографисты, покидая монастырь, должны убрать за собой, свидетельствует обязательный пункт в договоре. Но иногда администрация музея останавливает занесенную руку с ломиком. Съемки «Апостола» оставили в одной из келий монастыря бутафорские фрески, которые здесь не только не смывают, но с гордостью показывают посетителям. «Помните эпизод в сериале, где главный герой...» - начинает экскурсовод под щелканье фотоаппаратов. От «Раскола» монастырю достались деревянная конюшня и пушка. Туристам они представляются настоящими раритетами. Что оставят музею «Монах и бес», пока неизвестно.
Сергей ВИНОГРАДОВ, Вологодская область
http://portal-kultura.ru/articles/cinema/121106-dostoyanie-obiteli/