Как Церковь вернула москвичам парк, как вместо храма строили торговый центр и почему участковый обрадовался священнику, рассказал иерей Димитрий Бондаренко, настоятель строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном. По словам священника, москвичи нуждаются в том, чтобы кто-нибудь просто сел рядом с ними и внимательно выслушал.
Полчаса на лавке вместо пяти минут перед службой
- В одних приходах организуют множество миссионерских проектов, потому что не могут молчать о Христе, в другие традиционно ходит интеллигенция. Каково сегодня лицо вашего храма, что это за община?
- Я сам думал над этим вопросом. Полтора года прошло с момента первой службы - каким должен быть наш приход, каким он будет? Я поставил себе такие задачи: доступность храма и внимание к каждому, кто пришел. У людей сегодня чувствуется острая потребность в человеческом общении и участии, в том, чтобы священник уделил им 20-30 минут и внимательно выслушал их, узнал об их проблемах. У всех есть какие-то проблемы на работе, в семье. В нашем приходе у священников есть возможность пообщаться так с каждым. Не на бегу, не пять минут по пути в храм, перед службой. Здесь можно спокойно сесть на лавочке в парке или в самом храме и поговорить, что-то посоветовать, помолиться, помочь войти в церковную жизнь.
А доступность - это значит, что я должен организовать приходскую жизнь так, чтобы никого не оттолкнуть. Будь то хозяин собаки или просто человек, который зашел подвыпившим поставить свечку - такое тоже бывает. Важно, чтобы люди почувствовали, что в храм всегда можно прийти, что здесь на тебя не накричат, не выгонят, можно встретиться со священником и задать ему сложные вопросы. А потом уже, когда эти люди соберутся в общину, они сами подскажут - какая помощь им нужна в первую очередь, какие проблемы мы будем решать. Но одно из главных направлений приходской миссии, безусловно, это привлечение молодежи к участию в богослужении.
- А если молодые люди вам отвечают, что у них «Бог в душе» и «посредники им не нужны»?
- Я в таких случаях всегда вспоминаю слова св. ап. Иакова из Соборного послания: «Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). И потом я всегда стараюсь обратить внимание такого человека на происхождения слова «христианин». Это название верующим во Христа дали язычники в Антиохии в I веке. Язычники увидели, что верующие живут особым образом: более нравственно, стараются бороться со своими страстями. Стали выяснять у этих людей - кто они такие, они сказали, что верят во Христа, и их стали называть христианами. В наше же время из поведения человека, порой, не поймешь, является ли он христианином. Каждый из нас должен жить так, чтобы было видно, что он христианин не только по тому, что он носит крестик и ходит в храм. Кроме того, Бог познается только через личный опыт богообщения: через молитву и участие в Таинствах. Хочешь понять, что Бог есть? Попробуй, поживи так, как Он нас призывает жить.
«Золотой Вавилон» построили на месте храма
- Интересно, что храм сначала планировалось построить рядом с метро «Отрадное», но потом городские власти решение изменили и построили там ТЦ «Золотой Вавилон». Это совпадение?
- Здесь можно увидеть некоторый символизм. Мир выбрал Золотой Вавилон. Уже само название - не просто торговый центр, а «Вавилон», да еще «Золотой» (золотой телец) - символ богоборчества. Сама программа возведения храмов в Москве ставит жителей перед выбром, заставляет их самоопределиться. Когда у человека рядом с домом начинается стройка, он вынужден ответить для себя на вопрос: «А христианин ли я»?
В переносе места строительства мы видим явное действие Промысла Божия. Катехизис свт. Филарета определяет Промысл как действие Благодати Божией, которым Господь всякому добру помогает, а всякое зло пресекает, или направляет к благим последствиям. Я не знаю, насколько храм был бы там востребован, там есть и другие храмы не очень далеко. При переносе места строительства сюда оказалось, что здесь храм востребован. Конечно, приезжают люди и из других районов, но большинство прихожан - местные жители. И эти бабушки и мамы с детьми, которым тяжело далеко ездить, много раз мне говорили, что очень рады и благодарны, что храм появился здесь.
Что касается парка, то, справедливости ради, надо отметить, что раньше парк был неухожен и заброшен. Местные жители через этот парк вечером ходить боялись. В основном здесь собирались наркоманы, после них мы находили шприцы, каждые выходные мусорные баки были переполнены посудой из-под алкоголя. Участковый, когда пришел знакомиться, вообще сказал, что храм нужен, потому что раньше в парке ежегодно находили как минимум один неопознанный труп. Теперь, после возведения временного храм, здесь чаще стали гулять мамы с детьми, появилась детская площадка. Сам парк стал чище, люди начали гулять по вечерам. Произошла смена назначения парка, он стал, наконец, парком.
«Поп, убирайся из нашего парка»
- В Москве действуют организации, которые активно борются против строительства храмов. Вам доводилось сталкиваться с каким-либо противодействием?
- Да, у нас был митинг рядом со стройплощадкой в октябре 2014 года. Лица все те же самые, которые мелькают и на других площадках. Когда нам стало известно о проведении митинга я, естественно, обратился за помощью к управляющему викариатством - епископу Подольскому Тихону. Мы стали вместе думать и решили вспомнить древнейший метод борьбы с силами зла: молитва и пост. Владыка благословил: пусть митинг будет митингом, а мы - приход и люди, которые пришли поддержать строительство храма, соберемся в храме и совершим молебное пение с чтением акафиста Божией Матери.
Я наблюдал, как проходит митинг. От места, где выступали противники строительства храма, к временному храму князя Владимира образовалась тропинка. Местный житель из окон видел, что что-то происходит, приходил в парк, ходил некоторое время среди протестующих и потом шел в храм. Ставил свечки, писал записки и, выходя, краем глаза косился на этот митинг: «Чего это они там собрались, православные никому не мешают, спокойно молятся, храм открыт». Если раньше в районе клеили листовки и на асфальте писали надписи против храма и против меня лично, например «поп, убирайся из нашего парка», то потом я видел, как местные жители сами затирали эти надписи и срывали листовки. Все как-то с Божией помощью прекратилось.
Когда строительная компания «Зодчий» возводила временный храм, одна женщина приходила с собачкой и возмущалась: «Зачем строите, здесь нужен парк, ничего себе территорию отхапали» и т.д. Я приезжал на стройку, а она с собакой каждый день здесь гуляла. Сначала мы подискутировали по поводу необходимости храма - нужен ли он здесь. Потом она начала рассказывать о своих трудностях, я ей стал что-то советовать, стали здороваться, обсуждали здоровье собаки. Потом я смотрю - она уже стоит в храме. Сейчас наша прихожанка.
Туфли у наместника были с золотыми бубенчиками
- Говорят, что христианство не доказывается, а показывается. В вашей жизни был человек, который на своем опыте показал, что такое христианство?
- Больше всего мне запомнилось, когда я еще учился в школе и пономарил, вот что. Священник, который служил в храме, ныне покойный, ни с того ни с сего во время Литургии подошел и сказал: «Ребята, в вашей жизни будет все. Вас будут гнать за Христа. Вы ничего не бойтесь, бойтесь только Бога. Господь всегда защитит». Я эти слова вспоминаю всегда, когда возникают какие-то серьезные трудности, для меня они стали девизом всей жизни.
- Кто ваши любимые святые?
- Святители Митрофан Воронежский и Иоасаф Белгородский. Святитель Митрофан был духовным наставником Петра Великого. Однажды Петр хотел посоветоваться со святителем и позвал его к себе в резиденцию. А путь в резиденцию по моде того времени украшали изваяния языческих богов. Святитель, вступив на тропинку и увидев языческих богов, развернулся и пошел обратно в свою келью. Петр второй раз послал за ним, третий, а потом разгневался. Кто ты такой, тебя зовет царь-император, а ты не идешь. Святитель ответил: передайте Петру, что я епископ христианской Церкви и негоже мне ходить под изваяниями языческих богов. Пусть или уберет, или я к нему не пойду. В результате Петр сам пришел к святителю.
Святитель Иоасаф Белгородский мог сочетать христианскую кротость с властными полномочиями и не заражаться гордостью, которую дает власть. Святитель был наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, и во времена его наместничества благосостояние Лавры достигало такого уровня, что у наместника была обувь с золотыми бубенчиками. И вот святителя отправили на окраину России, в Белгородскую область, для того, чтобы организовать там епархию. Свт. Иоасаф со смирением назначение принял и благословение Священноначалия исполнил, и стал святым. В этом можно увидеть пример для подражания каждому из нас.
Священник на своем приходе должен заботиться о спасении душ и быть примером христианской жизни, поддерживать людей и помогать им в духовной жизни, вместе с ними молиться, сопереживать их трудностям и разделять их радости. То есть быть «добрым пастырем», какими были святители Митрофан и Иоасаф.
- Что вы пожелаете нашим читателям?
- Сегодня борьба с Церковью снова обострилась, например, в Интернете поливают грязью священнослужителей, многие соблазняются и выступают против строительства храмов. Я бы пожелал верующим людям не обращать на это внимание и не злиться, не произносить проклятия в адрес ругающихся на Церковь людей. Вместо этого лучше помолиться за хулителей и со своей стороны сделать все, чтобы имя Церкви не хулилось из-за нас, христиан. Реагировать на эти выпады надо так, как реагировал Христос. Ведь любой озлобленный человек - это человек, который в своей жизни испытывает какое-то несчастье, и ему необходима помощь - наша помощь.
* * *
Строящийся храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном возводится в рамках программы строительства новых православных храмов в Москве. Храм рассчитан на 500 человек, генподрядчиком строительства выступил концерн «КРОСТ», главным инвестором стала компания «Транснефть».
Рядом со стройплощадкой действует временный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира - возведен компанией «Зодчий» за один месяц. Первую Литургию в храме служили 5 января 2014 года. Настоятель храма - иерей Димитрий Бондаренко, второй священник - иерей Константин Банников. Отец Димитрий преподает Священное Писание Нового Завета в МДАиС.
Адрес храма: пересечение проездов Юрловского и Дежнева, напротив вл. 21-21А.
Сайт: www.купина.com.
Текст и фото: Кирилл Миловидов
Московская городская епархия
http://www.moseparh.ru/news/text/46348.html