Генерал Кузьма Деревянко ставит свою подпись под Актом о капитуляции Японии
Фото: Виктор ТЁМИН
В начале месяца отмечалось 70-летие окончания Второй
мировой войны. 2 сентября 1945 года в Токийской бухте на американском
линкоре «Миссури» был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.
От имени СССР капитуляцию принимал генерал-лейтенант Кузьма Николаевич
Деревянко. Многим его имя мало о чём скажет, между тем генерал был яркой
личностью. И конечно, неслучайно ему была доверена эта миссия.
Почему же Акт о капитуляции подписывал не Маршал Советского Союза
Александр Василевский, главнокомандующий советскими войсками на Дальнем
Востоке, которому это вроде бы положено по чину? Ведь от лица союзников
подписи ставили Верховный командующий войсками на Тихом океане
американский генерал Макартур и командующие британскими, китайскими и
другими войсками.
Но Генералиссимус Советского Союза Иосиф Сталин назначил именно Деревянко представителем СССР на мероприятии, хотя тот занимал лишь должность начальника штаба армии. Почему так решил Верховный главнокомандующий?
Многие исследователи отмечают, что в то время он уже начал ограничивать участие знаменитых советских полководцев в международных акциях, опасаясь появления «наполеоновских амбиций».
Впрочем, Кузьма Деревянко был на тот момент заслуженным боевым генералом, опытным военным разведчиком и дипломатом. После окончания спецотделения военной академии (ещё задолго до войны) он свободно владел английским и японским языками. В 1936-1938 годах, рискуя жизнью, участвовал в доставке советского вооружения для армии Мао Цзэдуна. Во время Советско-финской войны командовал лыжным диверсионно-разведовательным полком. В январе-марте 1941 года выполнял особое задание в Восточной Пруссии. К сожалению, в открытых источниках отсутствуют сведения о конкретных целях задания и о том, насколько успешно оно было выполнено. В годы Великой Отечественной войны, будучи начальником штаба армии, Деревянко участвовал в разработке победоносных наступательных операций на Украине, в Румынии, Венгрии и Австрии. После капитуляции Германии Кузьма Николаевич некоторое время был первым представителем СССР в Союзном Совете по Австрии. Потом его перевели на Дальний Восток.
Генерал Деревянко был мастером спецопераций в тылу врага. Последней из них была операция по освобождению из японского плена американских и британских генералов, других командиров и солдат войск союзников. Их содержали в лагере у города Мукден в Маньчжурии. Отступая, японцы могли уничтожить пленников, как это делали в других местах. Генерал Деревянко участвовал в разработке захвата лагеря. Привлекалась для этого и агентура из маньчжурских союзников Японии. Стремительный бросок советских стрелковых батальонов и неожиданная для врага высадка парашютного десанта привели к освобождению Мукдена и всех военнопленных. Среди них было 28 генералов (в том числе 15 американских), 500 офицеров и 1200 солдат. Освобождённый из плена американский генерал Джордж Паркер потом вспоминал: «Эти парни, русские солдаты, были для нас посланцами с неба».
Кузьму Николаевича наградили орденом «За выдающиеся заслуги» - вторым по значимости среди американских военных наград. Было у него немало и советских наград, среди которых ордена Ленина и Суворова.
Когда он в непривычной для советской амуниции чёрной генеральской форме появился на палубе линкора «Миссури», американские моряки встретили его громкими овациями. Эти приветствия стали неожиданными даже для американского командования. В одной из газет российской эмиграции сообщалось, что «военная форма генерала Деревянко напоминала дореволюционную генеральскую форму, а сам он своим внешним видом напоминал статного русского гвардейца из прошлой России».
Я проживаю в Москве на улице, которая носит имя генерал-полковника Ивана Тихоновича Гришина, Героя Советского Союза. Он умер, не дожив до 50 лет из-за последствий тяжёлого фронтового ранения. Кузьма Деревянко получил, скажем так, смертельное ранение при иных обстоятельствах. Как советский представитель в Ставке Верховного командования войск союзников он посещал Хиросиму и Нагасаки, разрушенные американскими атомными бомбами. По итогам поездки он подготовил для Сталина и Политбюро ЦК ВКП(б) детальный отчёт о последствиях применения ядерного оружия в этих городах, составил объёмный фотоальбом и представил свои исследования в Генштаб. Его доклад одобрили на всех уровнях и оценили как очень важную информацию. После возвращения из Японии он стал постепеннно угасать от раковой опухоли, вызванной ядерным облучением, и скончался 30 декабря 1954 года. Ему было всего 50 лет. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
К сожалению, в книгах о генерале Деревянко, написанных его близкими родственниками, нет ряда важных и интересных сведений о его жизни. Это, например, участие в организации партизанского движения. «Моим заместителем по организации партизанских отрядов в полосе фронта был назначен очень деловой и толковый офицер Алексей Никитович Асмолов», - писал Деревянко в рукописных воспоминаниях. Этот «толковый офицер» впоследствии руководил операциями по ликвидации бандеровских отрядов на Украине.
Парадокс истории, но в современной Украине бандеровцы признаны героями страны. Официальным Героем Украины является и советский генерал Кузьма Деревянко. Это звание указом президента Ющенко ему присвоили в 2007 году. Указ готовили торопливо, чтобы, как писали в Киеве, «опередить россиян». Но генерал Деревянко так и не стал Героем России. В указе Ющенко сказано, что звание присваивается «за мужество и самоотверженность, проявленные в годы Второй мировой войны 1939-1945 годов, выдающиеся дипломатические заслуги в послевоенном урегулировании межгосударственных отношений».
Генерала Деревянко, который действительно родился на Украине в многодетной крестьянской семье, в украинских СМИ часто называют не советским, а украинским генералом, как будто такие были в годы войны.
Со званием Героя на Украине вообще большая путаница. Например, оно было присвоено Надежде Савченко, штурману украинского военного вертолёта. Её, как известно, задержали на российской территории и обвиняют в причастности к убийству российских тележурналистов под Луганском. Сейчас в российском суде рассматривается её дело. Похоже, это звание на Украине весьма политизировано. Поэтому получается, что одни власти его присваивают, а другие отнимают. Вряд ли генерал Деревянко хотел бы оказаться в ряду таких «героев».
Сергей ТЮЛЯКОВ
http://www.lgz.ru/article/-36-6524-16-09-2015/sudba-generala-36-2015/