Бог не принимает Православие без любви

0
411
Время на чтение 6 минут

Бог не принимает Православие без любвиПредлагаем вашему вниманию заключительную часть интервью с протоиереем Олегом Стеняевым, известным московским публицистом и проповедником, автором книг о Церкви и обществе, руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. Начало в №2/2015.

- Отец Олег, в одной из своих бесед вы заострили внимание на том, что нежелательно назначать на ответственные должности молодых людей. Почему?

- Если руководитель ответственный, он будет окружать себя людьми с опытом, а авторитарная личность окружит себя молодыми, которыми легко манипулировать. В Библии очень хорошо говорится о детстве, это святая пора в жизни человека. Сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3). Очень хорошо говорится и о старости. Например, в Книге Левит сказано: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Лев. 19:32).

Но в Библии не говорится хорошо о молодости. По словам святителя Феофана Затворника, молодость в религиозном и в нравственном смыслах невменяемый период в жизни человека. «От юности моея мнози борют мя страсти», - поется на Литургии. Молодость - самый опасный период в жизни, и человек пребывает в борении достаточно долго. В Древней Руси эту проблему решали ранними браками, которые остужали страстность необузданной юности.

Когда же молодой человек входит во взрослую жизнь и его поведение не контролируется, его так бросает из крайности в крайность, что он и в старости не остановится. В стихе, записанном в 22-ой главе книги Притчей, сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Прит.22:6). А почему так сказано? Логичнее было бы сказать: «Наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во все дни жизни». Нет, именно в старости. То есть ты наставь его, но знай, что он все равно уклонится, потому что молодость - это опасный период в жизни человека. Но в старости вернется. Таким образом, если мы в детей вкладываем знания, они помогут им с меньшими потерями перейти опасный период.

В свое время Патриарх Алексий Второй обратил внимание на очень интересный факт: показатель по Русской Православной Церкви, сколько детей учится в воскресных школах, один, а сколько молодежи задействовано на приходах, - на несколько порядков ниже. Патриарх обратился к архиереям: куда пропали дети? Ответ очевиден. Когда ребенку 10-12 лет он еще охотно ходит в церковь, но к 14-15 годам перестает туда ходить. С нами остаются алтарники, певчие, чтецы, те, кто задействован в богослужении. А в роли статистов молодые люди себя не представляют, поэтому они покидают общины, и это реальность. Но не надо считать, что мы напрасно их водили в воскресную школу. Если они что-то получили в детстве, они с меньшими потерями переживут период юности. Потому и сказано: «наставь юношу в начале пути его, и не уклонится во дни старости», то есть вернется к истокам своей духовной жизни.

- Как относиться к людям другой веры?

- Мы должны исходить из евангельского учения. Взаимоотношения Господа Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение об отношении к людям другой веры. Самаряне - классическая секта внутри иудаизма. У них было альтернативное Пятикнижие, которое насчитывало до 6000 разночтений с еврейской Масорой, у них было альтернативное духовенство, место поклонение не в Иерусалиме, как у евреев, а на горе Гаризим. Как Христос выстраивает отношения с этими людьми? В отличие от иудеев, которые придерживались правила, что иудеи с самарянами общаться не должны, Христос общается с самарянами. У нас тоже сейчас есть такие горе-миссионеры, которые говорят, что православные с сектантами не общаются, мол, это бессмысленно. Нет, Христос разговаривает с ними. Мы знаем о его беседе с самарянкой. Но при этом он не разделяет вероучение самарян. Женщина задает вопрос: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.» (Ин. 4:19-20) Христос отвечает: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин.4:22). Потом Христос пришел в селение, откуда была эта женщина, и там провел два дня.

Евангелие показывает, что эти заведомые еретики иногда в своих нравственных качествах опережают правоверных иудеев. Вспомним притчу о добром самарянине. Христос рассказывал ее, отвечая на вопрос «Кто мой ближний?». Оказывается, им может быть сектант, человек другой веры. Если на современный язык перевести название этой притчи, получится притча о добром свидетеле Иеговы. О чем она? Избит правоверный иудей, лежал весь окровавленный. Мимо пробежал правоверный священник, не остановился: наверное, спешил на требу, потом прошел левит, певчий, наверное, спешил в храм на спевку хора. А вот сектант, самарянин, остановился, перевязал раны этого человека, привез его в гостиницу, заплатил за лечение и содержание и сказал хозяину гостиницы, что, если потребуется, оплатит и другие издержки.

Христос, рассказывая эту притчу, не отказывает в нравственных преимуществах людям другой веры. Мы знаем, что есть благочестивые люди в разных, так называемых сектантских направлениях, в любой религиозной группе можно найти множество благочестивых людей, которые преданно служат Богу в той мере, в которой Он им открыл Себя. Евангелие показывает, что люди другой веры могут быть и более благодарны по отношению к Богу. Помните, Господь исцелил десять прокаженных, но только один вернулся Его поблагодарить. И евангелист как бы с досадой пишет: «и это был Самарянин» (Лк 17:16). Иисус Христос так часто хорошо отзывался о людях другой веры, что Его противники говорили Ему: «Ты Самарянин и бес в Тебе» (Ин. 8:48). Итак, вся система взаимоотношений Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение о об отношении к людям другой веры.

А если мы посмотрим на святоотеческую традицию того, как выстраивать такие отношения, то здесь великий пример - святитель Иоанн Златоуст. В «Слове о статуях» он сказал: « И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость».

А ниже он пишет: «Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство». Если в городе найдется хотя бы десяток людей, которые проявят заботу о заблудших, то скоро весь город станет православным. Вот это здравое евангельское и святоотеческое учение об отношении к людям другой веры. Конечно, мы с ними не молимся и не должны входить в материальную зависимость от них, но иметь доброе расположение к ним обязаны. Наше религия учит, что мы должны ненавидеть грех, ересь и обязаны любить грешника и еретика.

Скорее всего, те люди, которые агрессивно относятся к иноверцам, просто по утрам не читают молитвенное правило. В нем есть молитва о заблудших, «отступивших от православной веры и погибельными ересьми ослепленных». Мы каждое утро желаем, чтобы они оказались с нами, братьями и сестрами по вере. Некоторые еще придумали, что эти люди зомбированы, не способны откликнуться на Слово Божие и с ними надо разбираться другими методами. Это, прежде всего, поношение на Слово Божие. А оно, как пишет апостол Павел, «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12-13).

Слово Божие - это универсальное средство в борьбе с любыми заблуждениями. Когда дьявол искушал Сына Божьего по Слову Божьему, говоря, сказано о Тебе, написано о Тебе, Сын Божий отвечал ему строго по Писанию. Мы знаем, как братья Кирилл и Мефодий вели диспуты с мусульманами, как известные миссионеры Синодального периода успешно дискутировали с людьми других вер, сектантами, раскольниками. Те, кто отказывается от традиционных методов общения с заблудшими, не знают Священного Писания, не знают традиций и, чтобы прикрыть свое невежество, говорят о зомбированности людей других вер, мол, до них не достучишься. Если Христос стоит у сердца человека и стучит, человек все-таки может открыть свое сердце.

Главное, о чем надо помнить: Бог не принимает Православие без любви, как не принимает любовь без Православия. Апостол Павел в послании к Коринфянам сказал: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2). Нет тогда никакой пользы. Мы обязаны соединить с истинным исповеданием истинную, деятельную любовь. Если этого нет, это не Православие. Это мертвая вера, которую Иоанн Златоуст называет «дьявольское бесчеловечие и сатанинское бесчувствие», а апостол Иаков бесовской верой - и «бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Поэтому вера, надежда - очень важны, но любовь превыше всего.

Беседовала Людмила Селиванова

http://arh-eparhia.ru/publications/index.php?ELEMENT_ID=51256

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Стеняев
Все статьи Протоиерей Олег Стеняев
Людмила Селиванова
Все статьи Людмила Селиванова
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45