Предлагаем вашему вниманию заключительную часть интервью с протоиереем Олегом Стеняевым, известным московским публицистом и проповедником, автором книг о Церкви и обществе, руководителем Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. Начало в №2/2015.
- Отец Олег, в одной из своих бесед вы заострили внимание на том, что нежелательно назначать на ответственные должности молодых людей. Почему?
- Если руководитель ответственный, он будет окружать себя людьми с опытом, а авторитарная личность окружит себя молодыми, которыми легко манипулировать. В Библии очень хорошо говорится о детстве, это святая пора в жизни человека. Сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18:3). Очень хорошо говорится и о старости. Например, в Книге Левит сказано: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Лев. 19:32).
Но в Библии не говорится хорошо о молодости. По словам святителя Феофана Затворника, молодость в религиозном и в нравственном смыслах невменяемый период в жизни человека. «От юности моея мнози борют мя страсти», - поется на Литургии. Молодость - самый опасный период в жизни, и человек пребывает в борении достаточно долго. В Древней Руси эту проблему решали ранними браками, которые остужали страстность необузданной юности.
Когда же молодой человек входит во взрослую жизнь и его поведение не контролируется, его так бросает из крайности в крайность, что он и в старости не остановится. В стихе, записанном в 22-ой главе книги Притчей, сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Прит.22:6). А почему так сказано? Логичнее было бы сказать: «Наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во все дни жизни». Нет, именно в старости. То есть ты наставь его, но знай, что он все равно уклонится, потому что молодость - это опасный период в жизни человека. Но в старости вернется. Таким образом, если мы в детей вкладываем знания, они помогут им с меньшими потерями перейти опасный период.
В свое время Патриарх Алексий Второй обратил внимание на очень интересный факт: показатель по Русской Православной Церкви, сколько детей учится в воскресных школах, один, а сколько молодежи задействовано на приходах, - на несколько порядков ниже. Патриарх обратился к архиереям: куда пропали дети? Ответ очевиден. Когда ребенку 10-12 лет он еще охотно ходит в церковь, но к 14-15 годам перестает туда ходить. С нами остаются алтарники, певчие, чтецы, те, кто задействован в богослужении. А в роли статистов молодые люди себя не представляют, поэтому они покидают общины, и это реальность. Но не надо считать, что мы напрасно их водили в воскресную школу. Если они что-то получили в детстве, они с меньшими потерями переживут период юности. Потому и сказано: «наставь юношу в начале пути его, и не уклонится во дни старости», то есть вернется к истокам своей духовной жизни.
- Как относиться к людям другой веры?
- Мы должны исходить из евангельского учения. Взаимоотношения Господа Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение об отношении к людям другой веры. Самаряне - классическая секта внутри иудаизма. У них было альтернативное Пятикнижие, которое насчитывало до 6000 разночтений с еврейской Масорой, у них было альтернативное духовенство, место поклонение не в Иерусалиме, как у евреев, а на горе Гаризим. Как Христос выстраивает отношения с этими людьми? В отличие от иудеев, которые придерживались правила, что иудеи с самарянами общаться не должны, Христос общается с самарянами. У нас тоже сейчас есть такие горе-миссионеры, которые говорят, что православные с сектантами не общаются, мол, это бессмысленно. Нет, Христос разговаривает с ними. Мы знаем о его беседе с самарянкой. Но при этом он не разделяет вероучение самарян. Женщина задает вопрос: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.» (Ин. 4:19-20) Христос отвечает: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин.4:22). Потом Христос пришел в селение, откуда была эта женщина, и там провел два дня.
Евангелие показывает, что эти заведомые еретики иногда в своих нравственных качествах опережают правоверных иудеев. Вспомним притчу о добром самарянине. Христос рассказывал ее, отвечая на вопрос «Кто мой ближний?». Оказывается, им может быть сектант, человек другой веры. Если на современный язык перевести название этой притчи, получится притча о добром свидетеле Иеговы. О чем она? Избит правоверный иудей, лежал весь окровавленный. Мимо пробежал правоверный священник, не остановился: наверное, спешил на требу, потом прошел левит, певчий, наверное, спешил в храм на спевку хора. А вот сектант, самарянин, остановился, перевязал раны этого человека, привез его в гостиницу, заплатил за лечение и содержание и сказал хозяину гостиницы, что, если потребуется, оплатит и другие издержки.
Христос, рассказывая эту притчу, не отказывает в нравственных преимуществах людям другой веры. Мы знаем, что есть благочестивые люди в разных, так называемых сектантских направлениях, в любой религиозной группе можно найти множество благочестивых людей, которые преданно служат Богу в той мере, в которой Он им открыл Себя. Евангелие показывает, что люди другой веры могут быть и более благодарны по отношению к Богу. Помните, Господь исцелил десять прокаженных, но только один вернулся Его поблагодарить. И евангелист как бы с досадой пишет: «и это был Самарянин» (Лк 17:16). Иисус Христос так часто хорошо отзывался о людях другой веры, что Его противники говорили Ему: «Ты Самарянин и бес в Тебе» (Ин. 8:48). Итак, вся система взаимоотношений Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение о об отношении к людям другой веры.
А если мы посмотрим на святоотеческую традицию того, как выстраивать такие отношения, то здесь великий пример - святитель Иоанн Златоуст. В «Слове о статуях» он сказал: « И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость».
А ниже он пишет: «Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство». Если в городе найдется хотя бы десяток людей, которые проявят заботу о заблудших, то скоро весь город станет православным. Вот это здравое евангельское и святоотеческое учение об отношении к людям другой веры. Конечно, мы с ними не молимся и не должны входить в материальную зависимость от них, но иметь доброе расположение к ним обязаны. Наше религия учит, что мы должны ненавидеть грех, ересь и обязаны любить грешника и еретика.
Скорее всего, те люди, которые агрессивно относятся к иноверцам, просто по утрам не читают молитвенное правило. В нем есть молитва о заблудших, «отступивших от православной веры и погибельными ересьми ослепленных». Мы каждое утро желаем, чтобы они оказались с нами, братьями и сестрами по вере. Некоторые еще придумали, что эти люди зомбированы, не способны откликнуться на Слово Божие и с ними надо разбираться другими методами. Это, прежде всего, поношение на Слово Божие. А оно, как пишет апостол Павел, «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12-13).
Слово Божие - это универсальное средство в борьбе с любыми заблуждениями. Когда дьявол искушал Сына Божьего по Слову Божьему, говоря, сказано о Тебе, написано о Тебе, Сын Божий отвечал ему строго по Писанию. Мы знаем, как братья Кирилл и Мефодий вели диспуты с мусульманами, как известные миссионеры Синодального периода успешно дискутировали с людьми других вер, сектантами, раскольниками. Те, кто отказывается от традиционных методов общения с заблудшими, не знают Священного Писания, не знают традиций и, чтобы прикрыть свое невежество, говорят о зомбированности людей других вер, мол, до них не достучишься. Если Христос стоит у сердца человека и стучит, человек все-таки может открыть свое сердце.
Главное, о чем надо помнить: Бог не принимает Православие без любви, как не принимает любовь без Православия. Апостол Павел в послании к Коринфянам сказал: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2). Нет тогда никакой пользы. Мы обязаны соединить с истинным исповеданием истинную, деятельную любовь. Если этого нет, это не Православие. Это мертвая вера, которую Иоанн Златоуст называет «дьявольское бесчеловечие и сатанинское бесчувствие», а апостол Иаков бесовской верой - и «бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Поэтому вера, надежда - очень важны, но любовь превыше всего.
Беседовала Людмила Селиванова
http://arh-eparhia.ru/publications/index.php?ELEMENT_ID=51256