Осень Средневековья

Симон Ушаков

В Государственной Третьяковской галерее открылась экспозиция «Симон Ушаков - царский изограф XVII века», подготовка которой заняла почти тридцать лет. Это первая выставка, целиком посвященная творчеству иконописца. Известно, что он был мастером на все руки: делал рисунки для шитья, рисовал карты, расписывал храмы и даже создавал гравюры - последние также можно увидеть в Третьяковке.

Большая экспозиция, куда вошло около 80 икон (не только изографа, но и его учеников, таких, как Иван Максимов), предлагает проследить эволюцию Ушакова, чьи ранние произведения - например, «Богоматерь Казанская» (1658) - выполнены строго в соответствии с каноном. Более поздние, написанные когда Ушаков перешел в мастерскую Оружейной палаты, созданы в рамках иного художественного стиля - живоподобия.

В целом, уже начиная со «Спаса Нерукотворного» (1661), Ушаков кардинально изменил манеру. Прежде всего, на иконах появилась светотень: с помощью искусных лессировок изограф тщательно передавал объем, из-за чего лица святых получались более реалистичными. Как считают организаторы выставки, живоподобие возникло вовсе не под влиянием искусства Нового времени. Наоборот, Ушаков стремился вернуться к истокам иконописи. В частности, пытался передать обожение - так лики под его кистью начинали светиться изнутри. Однако эта теория до конца не убеждает. Кажется, что мастер все-таки работал в рамках общего «тренда»: отказа от высокой степени абстракции, свойственной древним иконам, и движения к реализму.

О переменах свидетельствуют и подписи, оставленные изографом: до нас дошло около пятидесяти икон с автографом Ушакова. Раньше подобное было немыслимым - художник воспринимался не как творец, а всего лишь как медиум. Все изменилось в «бунташном» XVII веке: Симон Ушаков творил на излете русского Средневековья, когда новые времена уже вовсю стучались в дверь.

«Симон Ушаков - царский изограф XVII века»

http://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/119899-osen-srednevekovya/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ксения Воротынцева:
Заветный вензель ПВТ
Благотворительный фонд им. П. М. Третьякова назвал имена лауреатов ежегодной премии «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству»
26.12.2017
Все статьи автора