Священник и практикующий хирург, доктор медицинских наук протоиерей Сергий Филимонов посетил Архангельскую епархию и прочел лекции для студентов Северного государственного медицинского университета. После слушатели смогли задать вопросы. Мы опубликовали наиболее интересные.
Как относиться к деревенским лекарям, диагностирующим и исцеляющим болезни, которые не может излечить официальная медицина?
Не надо искать противоречий между лекарями и врачами. Известно, что есть потомственные травники и костоправы, которые не занимаются никакими оккультными практиками. Это очень внимательные, толковые люди, они действительно могут помочь. Так, преподобный Амфилохий Почаевский (Головатюк) был потомственным костоправом. После пальпации он мог химическим карандашом точно вывести линию перелома, которая до миллиметра совпадала с рентгеновским снимком.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) - крупный специалист в области гнойной хирургии и один из разработчиков метода лечения катаплазмами - мазями, приготовленными на основе почв. Святой заметил, как женщина - неизвестно кто научил ее этому - делала специальное вещество, которое помогало при лечении гнойных ран.
Такие люди могут принести особую пользу, если они, конечно, не переходят грань телесного и не входят в область мистики. Этого Церковь уже не благословляет.
Аборт - это грех, что советовать пациентам в качестве контрацепции? Как вы относитесь к предложению общественных организаций запретить аборты в РФ?
Важно не бояться рожать и доверять Богу. В Церкви подход к контрацепции индивидуальный, все зависит от семьи. Если муж и жена верующие, они воздерживаются особым способом. Если один из них неверующий, то на первом месте целостность семьи, и решение нужно принимать по обстоятельствам.
Многие беды с Россией происходят потому, что мы убиваем два миллиона младенцев в год. Знаете, сколько делают абортов за год в США? Казалось бы, такая развратно-капиталистическая загнивающая страна... в Штатах совершается 200-400 абортов в год. Их гинекологи едут в Россию учиться делать такие операции.
Конечно, необходимо различать аборт и последствия хирургического вмешательства, когда женщина, например, болеет раком матки. Хотя я знал одну матушку, страдавшую таким недугом, и она родила ребенка. Эта была ее позиция, ее решение. Но больная имела полное право на ампутацию матки. Также у меня была беременная пациентка, которой поставили диагноз «опухоль головного мозга». В тот момент мы образовали мультидисциплинарную бригаду и вели больную вместе с нейрохирургом. Все закончилось тем, что после шестого месяца беременности опухоль стала редуцироваться и к моменту родов полностью исчезла. Ребенок появился на свет здоровым.
Так что вмешательство вмешательству рознь, каждая ситуация рассматривается индивидуально, поэтому я «за» выступления организаций, которые запрещают аборты. Надо понимать совершенно четко: аборт - это детоубийство, грех.
Как относиться к гомеопатическим методам лечения?
Святые отцы благословляли гомеопатию, в частности праведный Иоанн Кронштадтский и Оптинские старцы. Святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник пользовались методами гомеопатии. Она имеет право на существование, для применения гомеопатических средств есть свои показания. Однако гомеопатией нельзя злоупотреблять: тот, кто абсолютизирует применение того или иного метода, противоречит практике современной медицины.
Возможно ли, с вашей точки зрения, применять методы кодирования при лечении алкоголизма?
Все зависит от того, какой пациент перед нами: верующий или нет. Для неверующего все допустимо, он пойдет и «подшиваться», и делать химзащиту. Церковь же не благословляет использовать методы кодирования: это прямое вмешательство в психику, а оно может привести к непоправимым последствиям.
Я видел, как человек после кодирования бросал пить, но психически становился совершенно невменяемым. Многие жены говорят, что супруг после кодирования похож на зомби. Кроме того, необходимо давать себе отчет в том, ради чего все совершается. Когда человек лечится методиками, существующими в официальной медицине, и вместе с тем кается, ходит в церковь, понимая, что это не только физическая зависимость, но и духовный недуг, то душа такого человека может быть спасена. А когда его лишь закодировали, то толку никакого.
Некоторым Господь попускает не сразу исцелиться от зависимости: недуг постоянно приводит их в состояние смирения. А оно бывает важнее и выше греха, творимого человеком. Мы знаем святых, у которых были духовные болезни, и они боролись с ними. Если бы у преподобной Марии Египетской не было такого недуга, мы бы не почитали ее как великую подвижницу. Человек должен смириться и уйти от греха.
Каково отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям?
Верующий психически больной человек является членом Церкви. В Царствии Небесном он не будет страдать этим недугом, болезнь попускается лишь на земле.
Общаясь с психическими больными, необходимо исследовать анамнез. Обычно священники поднимают родословную, это важно, чтобы понять, заболевание наследственное или нет. Если наследственное, то на каком этапе оно возникло. В своей практике я имел дело с родословной начала XIX века: юноша обещал жениться на девочке-сироте, а в итоге взял в жены богатую девушку. Покинутая прокляла его и покончила жизнь самоубийством. В роду этого мужчины из поколения в поколение на протяжении 200 лет были сплошные разводы и сумасшествия.
Лечить психически больных надо обязательно, в какой-то момент они начинают отказываться от препаратов, чем вызывают обострение. Есть священнослужители, которые благословляют не принимать лекарства, это тоже совершенно неправильно. Не должно быть однобокого отношения: лечение такого больного требует сотрудничества священнослужителя и психиатра, иначе будут ошибки и врачебные, и духовные.
Рак - это кара Божия или нет?
Практикующему врачу достаточно странно это слышать, но онкология - милость Божия к человеку. Скоропостижная смерть лишает возможности покаяния. А если пациенту поставлен диагноз «рак», то у него есть время. Образно мы называем онкологическое заболевание ударом в колокол, знаменующим приближение вечности. У человека есть время перестроить свое сознание, переставить акценты и понять, что пришло время задуматься о небесных делах, примириться с родственниками, простить всех и уйти, полностью рассчитавшись по земным счетам.
Как показывает опыт, 90% заболевших раком - люди неверующие. Болезнь для многих становится первым стимулом, чтобы обратить свой взор в сторону Бога, Церкви, покаяния. Для таких больных рак - это безусловное благо: он дает им возможность преобразить свою душу.
Бывают, конечно, и случаи, когда человек совершенно отрицает Господа. У меня была пациентка, которая говорила, что, пока не пообщается с умершими, не поверит в загробную жизнь. И Бог забрал ее душу на один день, все ей там показал, она со всеми пообщалась. Когда же больная вернулась обратно, то буквально кричала: «Люди, верьте, Бог есть». Эта женщина кардинально изменилась и умерла глубоко верующим человеком.
Скажите, это кара Божия или дар? Если по-человечески смотреть, не понимая христианского смысла болезни, то это кара. А если мы смотрим с точки зрения милости Божией, то это проявление любви к погибающей душе человека. Господь через болезнь исторгает ее из рова погибели.
Подготовила Дарья Андрееваhttp://arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=51251