В этом году мы отмечаем 1000-летие памяти святого равноапостольного князя Владимира. Даже школьники помнят историю о том, как он выбирал для Руси веру. Так что сегодня есть повод задуматься, как развивалась бы история России, если бы избрала она в лице Владимира не православие, а католичество или мусульманство. Мне могут возразить, что история не знает сослагательного наклонения. И всё же пофантазируем. Представим, что всё пошло бы по наилучшему сценарию.
Избери мы римскую веру, не было бы тысячелетнего противостояния с Европой, интенсивней бы развивался культурный обмен, поддержка папства помогла бы решить множество проблем. Это не избавило бы нас от монголо-татарского ига, но имелась у этого нашествия и оборотная сторона. То, что границы нашей страны во многом совпали с территорией распространения Орды, от Балтийского моря до Китая, вовсе не случайность. Монголы сформировали некий ареал, нишу в пространстве, которую мы унаследовали. После того как Орда ослабла, русские огнём и мечом прошлись бы по татарам, казахам и прочим народам, ведь католицизм слишком нетерпим, чтобы с кем-то ужиться. Во всяком случае, таким он был раньше.
Что дальше? Безболезненно поглотили бы Польшу, регулярно погружавшуюся в хаос. В итоге Россия могла бы стать лидером Европы, простирающейся от Атлантического до Тихого океана. Скорее всего, стране удалось бы избежать революции, совершённой западниками. Окажись Россия католической, западничество у нас просто не возникло бы, мы сами были бы Западом. Возможно, однако, нам пришлось бы пережить чреду гражданских войн, связанных с разделением на католиков и протестантов. Но Россия, подобно Германии, вышла бы из этой драмы окрепшей.
Интересно всё могло сложиться и в случае, если бы мы выбрали мусульманство.
Россия стала бы самой сильной страной мусульманского мира, безболезненно вобрав в себе Булгарию, Среднюю Азию, Кавказ, а впоследствии, надо полагать, и Османскую империю. По численности страна превзошла бы Китай. Разрыв с Западом, технологическое отставание, наверное, надолго бы затормозили наше развитие. Но за 19-20 столетий можно было бы наверстать упущенное, а имея в своём распоряжении большую часть мировых запасов нефти, диктовать и условия всему миру. Ну и ещё, представьте себе Россию без пьянства, без детских домов и неуважения к старикам. Не такая уж и мрачная картина?
При этом нужно понимать, что и католическая, и мусульманская Россия во многом осталась бы собой, может быть, и называлась так же. Ментальность славян осталась бы славянской, меняя под себя веру. Ведь и православие русское отличается от греческого довольно заметно.
Вместо этого мы в десятом веке от Рождества Христова связали себя с умирающей Византией, которую вскоре сокрушили крестоносцы, а затем окончательно разрушили турки. В результате - сиротство: мы остались вне двух самых мощных цивилизаций той эпохи - европейской христианской и восточной мусульманской. Остались один на один с враждебным миром и пожинаем плоды этой враждебности по сей день. Сегодня снова горит Восток и снова Запад ополчается на нас. И множество россиян ненавидят свою родную страну за то, что она сделала когда-то тысячу лет назад неверный, как им кажется, выбор. Западники наши, конечно бы, предпочли католичество, вот почему среди них распространена лютая ненависть к православию.
Так какая же из этих картин предпочтительней: великая мусульманская Россия или великая европейская? Нет, они мне противны настолько, что лучше смерть, чем это. Не потому, что мусульманство - фанатики, чадры, «сонный Восток» и так далее. Даже турецкое или татарское понимание ислама вполне приемлемы, а русское наверняка было бы ещё ближе нам нынешним. Но стань Россия мусульманской - не возникли бы русская культура, великая литература. В Османской империи, наиболее похожей на Российскую, они не сложились, так что и нам пришлось бы обойтись.
А если говорить об очевидных потерях, то, стань Россия католической, и не было бы истории русской святости. Жизнь в Ирландии или Англии, в Чехии или Венгрии, в Германии или Италии вполне приятна, заметно комфортнее нашей. Но вот я пытаюсь вспомнить польских, немецких или литовских святых. Вспомнил только Кунцевича, который жестоко преследовал православных, за что был убит доведёнными до отчаяния белорусами. То есть святые на Западе, конечно, есть, но институт святости там как-то необязателен. И не было бы у нас, выбери мы католицизм, ни Бориса и Глеба, ни преподобных Сергия и Серафима, ни матушки Ксении и праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Да и Пушкина с Достоевским тоже, ведь русская литература - голос православной души, и был он, этот голос, величественен и прекрасен.
Так ошиблись ли мы с выбором?
Попробуем взглянуть со стороны. Вспоминаются слова министра юстиции Италии Роберто Кастелли, который зимой 2004 года произнёс: «Европа является старым миром, который всё больше напоминает мне Римскую империю времён заката. Мы стары и лишены энергетики. Я думаю, что спасение для христианства может прийти только из России, от народов православной веры». А задолго до него крымско-татарский интеллектуал, просветитель и политик Исмаил Гаспринский пожелал российским тюркам «нравственного обрусения» - речь, конечно, шла не о том, чтобы научиться пить водку, а о тихом свете православия, который сделал русских русскими, о любви к правде, высоких стремлениях.
А если взирать на Русский путь изнутри, то светлой памяти митрополит Антоний Сурожский полагал, что богоизбранным становится не тот народ, который возвышен, а тот, который унижен и тяжелее всех страдает. Так что же дорого в нашем выборе? Что мы приняли то, что Господь нам предложил: крестный путь, мысль о котором, стоит обернуться на наше далеко не весёлое прошлое, почему-то наполняет меня счастьем. Вижу я сотни родных лиц: святых, литераторов, воинов, крестьян, лица родных и друзей и тех дивных людей, встреча с которыми даёт силы жить. Нет, мне не нужно другой истории, слава Богу за любовь и милость к нам, за светлую мою Родину.