Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О «счастливых родах», «спасёныше» и святителе Луке Крымском, которому молятся о помощи в деторождении

Николай  ЖаркинИрина  Ахундова, Святость материнства

04.09.2015

15 лет назад, 14 августа 2000 года, Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве в Храме Христа Спасителя 13-16 августа, определил: «Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания» ранее прославленного в Красноярской и Крымской епархиях в лике местночтимых святых священноисповедника архиепископа Симферопольского и Крымского Луку (Войно-Ясенецкого, 1877-1961, память 29 мая/ 11 июня), которому, как и многим другим новомученикам было «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29) (https://mospat.ru/archive/2000/08/s2000r09/). Об этом святом мы говорили с Николаем Александровичем Жаркиным - доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой акушерства и гинекологии Волгоградского государственного медицинского университета, главным врачом ГУЗ «Клинический родильный дом №2» г. Волгограда, президентом Волгоградской областной общественной организации «Ассоциация врачей акушеров-гинекологов». В Белгороде он в качестве лектора участвовал в научно-практическом семинаре «Системные факторы репродуктивного здоровья», организованном для психологов женских консультаций и специалистов акушерской службы Фондом Андрея Первозванного, Центром национальной славы и Правительством Белгородской области. В начале июня 2015 года Николай Александрович выступал в ОГБУЗ «Областная клиническая больница Святителя Иоасафа», где рассказал о волгоградском опыте проведения «счастливых родов».

- Николай Александрович, в книге Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» приводится свидетельство о том, как профессор выгнал из кабинета женщину, попросившую его сделать аборт. А Вам приходилось делать аборты?

- К сожалению, приходилось - и как студенту (поскольку это было в программе), и как врачу скоропомощной больницы, т.к. у нас в гинекологическом отделении был определенный график. Врачи менялись, делая аборты по очереди. Все это производило на меня очень тягостное впечатление. Потом я каялся в этом, исповедовался и в один прекрасный момент отказался от этого.

- Вас не уволили?

- Нет, я уже был остепененный. Приказывать никто не может. Это или сплетни или искаженная информация. Я не слышал, чтобы за это кого-то увольняли. Россказни всякие бывали. У меня было немало курьезных случаев, связанных с этим. Раньше все делалось по знакомству, по блату. Однажды заходит мужчина с женщиной и говорит: «Мы беременные». Я говорю: «Поздравляю вас, такая радость!» А он: «Какая радость? Сделайте нам аборт!» Я ему: «Тогда вы не по адресу пришли». Меня это покоробило, и я понял, что не всегда решение принимает женщина. Иногда инициатором аборта бывает мужчина. Причем, это была семейная пара, а не сожители, и это очень печально. Женщина была очень грустна. Она, видимо, не хотела этого. У него лицо тоже было мрачное, грустное. Он быстро вывел ее за руку, не дав мне продолжить разговор. Можно сказать, что это было насилие, которое широко обсуждается в международной акушерско-гинекологической среде. Есть такое слово «violence». Оно означает сексуальное, половое насилие над женщиной. Был случай, когда муж настаивал на операции кесарево сечение для женщины, считая, что для ее здоровья лучше, если она не будет рожать, требовал и добился своего. Нашел такого человека, который пошел на аборт. Во время операции было осложнение, и лишь чудом врачи сохранили ее репродуктивную функцию.

- Вы молитесь о своих пациентках?

- Да, я всегда узнаю их имена. Молюсь о них перед родами и после них читаю благодарственную молитву, потому что во время операции мысли должны быть о главном деле. Святитель Лука ставил йодом крест на операционном поле. Я крест не ставлю, а крестным знамением освящаю операционное поле перед разрезом. В операционную всегда беру иконку святителя Луки и мощевичок с частичкой его гроба. Эти частицы раздавали участникам конференции, посвященной святителю Луке. Ставлю его икону на подоконник, чтобы он все видел и помогал мне. Если возникают какие-то трудности, достаточно только о нем подумать, и все получается.

- Вспомните, пожалуйста, наиболее яркий случай его помощи в трудной ситуации.

- Ну, таких тяжелых ситуаций во время операций бывает через раз, и помощь святителя Луки всегда ощутима. Во время самых сложных операций сотрудники спрашивают меня: «Не забыл икону?». Я ее всегда с собой ношу. Святитель Лука, пожалуй, единственный сумел воплотить в себе и духовного наставника, и великого врача. Это уникум в нашей истории духовности и медицине. Со святителем Лукой мне посчастливилось встретиться воочию. Я имею в виду с его мощами. Вместе со своей семьей мы были в Симферополе в соборе и молились у его мощей. Я узнал много интересного о нем. Оказывается, после его преставления и канонизации к нему обращались за помощью именно в деторождении. В Греции много детей названо Лукасами в честь святителя Луки. Об этом говорила его внучка, которая участвовала в конференции, посвященной его юбилею. Это было в Москве в бывшем здании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Из-за своей формы оно известно как «здание-книжка». Сейчас это одно из двух зданий мэрии Москвы. Я там выступал с докладом, имел возможность поделиться результатами нашей работы. Это было большое впечатление.

- Николай Александрович, в Белгороде перед участниками семинара Вы выступали вместе с коллегами из Волгограда - врачом-педиатром Татьяной Геннадьевной Семиховой и культурологом Еленой Юрьевной Гринченко (http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/Prezhde_chem_rodit__rebenka__zhenshina_dolzhna_rodit_sya_sama____kak_MAMA/). Вы участвовали и в межрегиональной конференции «Защита семьи, материнства и детства: задачи и перспективы». А как Вы попали в Белгород?

- 10-11 сентября 2014 года я принимал участие в форуме «Многодетная семья и будущее человечества» в Москве (http://sm.cnsr.ru/ru/news/nfrf/Pervij_den__Foruma_/?news=yes). Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его организаторов за приглашение. На форуме я познакомился с руководителем проекта «Ты не одна» Всероссийской программы «Святость материнства» Еленой Васильевной Рагулиной, которая пригласила меня приехать в Белгород, чтобы поделиться своим опытом работы.

- Чем запомнился московский форум?

- После окончания форума я долго находился под его впечатлением, прослушивал выступления на пленарных заседаниях, изучал материалы, рассматривал фотографии. В одно и то же время я испытывал чувство гордости за наше Отечество и чувство сожаления о происходящем в мире. На форуме очень своевременно и остро поставлена вселенская проблема сохранения института семьи, которая требует всенародного обсуждения и принятия безотлагательных решений. Форум показал, что необходимо возрождать духовность, русскую национальную идею, проявлять терпимость и твердость в отстаивании семейных ценностей, отражающих чистоту человеческих душ, сохранять национальные культуры, особенно русскую.

Родительская культура и культура деторождения, на мой взгляд, подвергались и продолжают подвергаться наиболее жестоким репрессиям и требуют скорейшего реанимирования. Точка невозможности возврата уже близка. Об этом говорят демографические показатели и показатели работы службы родовспоможения. До сих пор проводится огромное количество абортов по желанию, непомерно возросло число операций кесарева сечения, которое приводит к значительному снижению репродуктивного потенциала не только самих женщин, но и их потомства. Удручает и массовое длительное применение средств контрацепции, в том числе в браке. Крепкая многодетная семья - это тот краеугольный камень в основе государственности, который обеспечивает развитие и процветание и всего народа, и членов каждой конкретной семьи. Важны традиционные устои домостроительства, когда муж - царь, мать - патриарх, а дети - чада Божии.

- Каковы Ваши впечатления от семинара в Белгороде?

 

- Хорошие впечатления. Семинар «Системные факторы репродуктивного здоровья» длился три дня, и в нем приняли участие почти 50 специалистов акушерской службы, в том числе заведующие женскими консультациями областных и муниципальных учреждений здравоохранения и психологи женских консультаций Белгородской области. Было и несколько участников из других регионов страны. А на конференции мы участвовали в секции «Профилактика абортов - резерв сбережения нации», которая проходила в конференц-зале Областной клинической больнице Святителя Иоасафа. Перед этим нам показали прекрасный перинатальный центр больницы.

 

- Благодаря Вам я тоже имела счастье увидеть перинатальный центр одной из лучших больниц на белгородской земле. Радует, что в ней не делают аборты. Небесным покровителем больницы, как и всей Белгородчины, является Святитель Иоасаф Белгородский. Актуальна ли для Вас тема «медицина и религия»? Что нужно сделать в этом плане применительно к вашей специальности?

- Не только в родильных домах, но и в женских консультациях, т.е. на всех этапах службы родовспоможения, в первую очередь, нужно внедрять естественные методы родовспоможения (ЕМР), возрождать родительскую (перинатальную) культуру русского народа на основе православных традиций. Врачи и акушерки должны соблюдать золотое правило нравственности, прозвучавшее в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Мы должны относиться к беременным и роженицам, как к своим чадам, т.е. не только помогать им, но и молиться о них.

- Кому Вы чаще всего молитесь, помимо святителя Луки Крымского?

- Молимся перед Федоровской иконой Пресвятой Богородицы - нашей Небесной покровительницы. Эта икона, подаренная Русским Культурным Обществом города Волгограда, находится в часовне родильного дома Центрального района. Профессор Ирина Силуянова (доктор философских наук, зав. кафедрой биомедицинской этики РГМУ) однажды написала о том, что высокая профессиональная культура предполагает наличие у врача осознанной потребности в нравственном совершенствовании, понимания четких критериев добра и зла, порока и добродетели, преступления и подвига, бесчестия и достоинства, беззакония и закона, произвола и свободы. В нашей работе, в первую очередь, должен преобладать гуманизм в сочетании с профессионализмом.

- Теперь понятно, почему в ваш роддом едут роженицы со всей страны. «Счастливые роды» - это ваша собственная система?

- Нашу систему мне помогли создать многие люди. Среди них врач-акушер из Франции Мишель Оден, с которым мы встретились в Голландии. Советую прочитать его статью «Связь между родами и молитвой» (http://naturalbirth.ru/public/oden_love15.php/). В Парижском университете он выучился на хирурга. Как хирург общего профиля работал в разных госпиталях. В 1958-1959 годах во время войны за независимость в Алжире служил военным хирургом во французской армии. Ему приходилось оказывать помощь не только солдатам, но и гражданскому населению. Акушерские операции также входили в его компетенцию. Именно хирургическая операция кесарева сечения заставила его заинтересоваться физиологией родов и стать врачом-акушером. Заметное влияние на Одена оказал известный французский врач-акушер Фредерик Лебуайе.

- Кого из других ученых Вы считаете своими предшественниками?

- В Лондоне на международном конгрессе «Сознательное рождение» я познакомился со многими интеллектуальными людьми, почерпнул очень много интересных идей, высказанных известным психологом Дэвидом Чемберленом, президентом Американской ассоциации перинатальных психологов (автором книги «Разум вашего новорожденного ребенка» (http://bookap.info/deti/chemberlen_razum_vashego_novorozhdennogo_rebenka/gl1.shtm) и президентом немецкой ассоциации перинатальных психологов Людвигом Янусом.

- Что такое пренатальная и перинатальная психология?

- Пренатальный период - это период от момента зачатия до начала родовой деятельности. Перинатальный период - от начала родовой деятельности в течение семи дней после рождения ребенка. В зависимости от того, в каком периоде изучается состояние ребенка, мы и выделяем пренатальную и перинатальную психологию. В России чаще используется термин «перинатальная психология», который охватывает оба периода. Немецкие профессора Людвиг Янус и Руперт Линдер (см., например: http://rl-online.ru/articles/rl03_06/574.html) недавно издали «Хрестоматию по пренатальной психологии».

- Насколько широко распространены знания по пренатальной психологии?

- Психологи в женских консультациях имеют очень смутное представление об этом направлении психологической науки. Оно у нас в России зародилось в 1990-х годах, потом быстро исчезло и превратилось в отдельные осколочки частных организаций, которые проводят подготовку беременных к родам за деньги. И в основном это скатывается в фитнес или в йогу. И то, и другое чрезвычайно неблагоприятно для развития беременности в биологическом плане и особенно в духовном, потому что это очень сильно обкрадывает и женщину, и ребенка, потому что принципы йоги, в первую очередь, направлены на совершенствование физического, а не духовного. Йога - это практика, которая направлена в никуда, в пространство, она замыкается на самой себе. Есть техника беби-йога. Ее сторонником был диссидент Игорь Чарковский, который в свое время предложил водные роды, и они распространились по всему миру. Он это осуществил на практике со своей дочерью. Родившись недоношенной в трудных условиях, дочь выжила. Так вот эта беби-йога предусматривает такие осанны, когда новорожденный ребенок с помощью рук родителей или инструктора изгибается дугой через спину, дотрагиваясь пятками до затылка. Это делается не быстро, не сразу, а очень медленно.

- Какие идеи перинатальных психологов Вам наиболее близки?

- Например, мысль о том, что перинатальные психологи могут спасти мир от агрессии, если будут заниматься детьми до рождения - с момента их зачатия. Приведу несколько примеров.

Первый пример. Ко мне пришла женщина с просьбой сделать ей аборт в 41 год. Третья беременность, вторые роды. Интервал между родами - 20 лет. Первая дочь уже замужем. Но миоматозный узел не дал ввести инструменты для прерывания беременности. Я говорю: «Может, как раз и хорошо?» Тем более, что, по ее словам, она всю жизнь мечтала о мальчике. В тот момент у нее была опухоль больших размеров, около 6 сантиметров. Удивительно, но узел в период беременности мигрировал с ростом матки, поднялся до области пупка. Но препятствием для родов стал не он, а тазовое предлежание плода. Женщина всю беременность сомневалась, сможет ли она родить. Ребенок это почувствовал, и всяческие уговоры повернуться естественным путем не привели к желаемому результату, хотя он эти попытки делал. Пришлось сделать наружный поворот головки по Архангельскому, и женщина благополучно родила самостоятельно.

Другой пример. Вместе с урологами и реаниматологами мы смогли извлечь из тяжелейшего состояния женщину, реанимированную во время беременности в связи с деструктивной формой пиелонефрита. Она родила благополучно, а пиелостома после родов закрылась самостоятельно, не потребовалось даже делать дополнительную операцию.

Третий случай. В 15 лет беременная девочка была направлена на прерывание беременности по социальным показаниям. Ее отец был готов этого мальчика убить: «Испортил мне девчонку больную!». У нее с 4-х лет пиелонефрит, работает единственная почка, вторая удалена. Однако при обследовании оказалось, что функция почки не страдала, развитие беременности шло нормально. И мы предложили: «Может, создать семью? Зачем калечить жизнь ребенка?». Тогда еще не было возможности зарегистрировать такой брак, зато мы помогли совершить венчание брака, и сейчас эта счастливая семья имеет двоих детей.

Четвертый случай. У меня есть крестник, которого я называю «спасёнышем». Мальчик был зачат в нежелательный для родителей момент. Отец очень хотел ребенка, а мама настаивала на аборте. Был сильный ранний токсикоз, но удалось ее убедить не прерывать беременность. Самое интересное, что это второй ребенок. В двурогой матке в одном из рогов она сумела выносить ребенка весом 4 кг 300 г. Родила сама, мальчик сейчас уже разговаривает.

На этом фото одни из первых водных родов. Я показываю его беременным, которые готовятся к родам. Они должны знать, что роды - это счастье, а не боль, не страдание. Невозможно «сыграть роль» во время родов, какими бы артистическими способностями женщина не обладала, потому что роды - это «момент истины» для женщины.

Наш опыт показывает, что преодолеть негативные явления можно через обретение счастья материнства именно в родах, лучше в первых. «Счастливые роды» (partus felix) - мечта многих женщин. Часто она становится недоступной, потому что мать не готова пожертвовать собой ради ребенка, не хочет потерпеть, поработать над собой, понять, что под сердцем не просто «продукт зачатия», а живая развивающаяся душа. Эта бесконечно любящая душа чувствует, переживает, страдает, она совершенно открыта и требует защиты, дает возможность будущей матери напрямую общаться с Божественным началом. Иисус Христос говорит: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо их есть Царство небесное».

 

Мои многолетние наблюдения показывают, что счастливые роды способствуют профилактике абортов, обоюдному желанию родителей родить следующего ребенка и усыновлению приемных детей.

Беседовала Ирина Ахундова
Фото автора

http://sm.cnsr.ru/ru/analitics/O_schastlivih_rodah__spasyonishe_i_svyatitele_Luke_Krimskom__kotoromu_molyatsya_o_pomoshi_v_detorozhdenii/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме