Как известно, в среду в Санкт-Петербурге был разрушен барельеф Мефистофеля, располагавшийся на фронтоне дома Лишневского.
Почему же рука разрушителя посягнула именно на этот барельеф, ведь в городе культуры, наполненном разными дворцами и другими историческими сооружениями, много и других причудливых химер? Антироссийские либеральные СМИ сразу нашли повод обгадить Церковь, приписывая самые нелепые обвинения - от дикарства до антипатриотизма. И почему многие показали себя арбитрами Мефистофеля?
Заглянем в историю. Что это было за время, и почему так решили увековечить Мефистофеля? В первую очередь, нас интересует духовная составляющая атмосферы русской интеллигенции. Этот барельеф был установлен в 1910-11 гг. Как раз предреволюционные настрои в России набирают обороты, а в 1917 году происходит зловещая революция. Но какое отношение имеет это несчастное и малозначимое изображение к кровавым событиям во время и после революции?
Для наглядного ознакомления я бы порекомендовал прочесть книгу протоиерея Григория Дьяченко «Из области таинственного» (изд. 1900 г.), а именно раздел Медиумизм о спиритизме, глава 21 «Способность некоторых лиц к обнаружению так называемых медиумических явлений, т.е. анимизмических и спиритических». Отдавая заслуженное почтение автору, его академичности и научности в освещении данной темы, переходим к освидетельствованию им факта о повсеместной моде ко всему таинственному среди интеллигенции как западной Европы, так и России (спиритические сеансы в России). Вокруг себя спиритические сеансы собирали интеллигенцию. Это становилось излюбленной забавой гламурных вечеринок знати. В связи с этим появлялись таинственные общества по спиритизму, представлявшие себя как двигатели прогресса. Соприкосновение и заигрывание с потусторонним миром покоряло души людей, властелин этого мира - дьявол - правил бал. В культурной сфере, а именно в литературе, в интеллектуальных беседах образ дьявола терял черты абсолютного зла и приобретал человеческие черты интеллигента-интригана, мистического интеллектуала, интересного собеседника и т.д. Герой эпохи Возрождения северной Европы, родившийся в литературной драме И.В. Гете «Фауст», Мефистофель-очаровашка приобретает популярность в разных культурных аспектах: в литературе, музыке, кино, живописи, архитектуре-скульптуре. Воплощение этого образа мы находим и на Санкт-Петербургском фронтоне дома Лишневского в барельефе. Его внешнее изображение, расположение рук, пальцев, ладошек идеально подходит для проведения спиритических сеансов по вызыванию нечистых духов. И этот образ имеет природно-духовное отличие от многообразных мифических чудовищ и химер на разных дворцах или костелах старой Европы. Барельеф Мефистофеля - это уже как «икона» времени нравственной испорченности интеллигенции, это тот духовный стержень, на основании которого произошла революция - с помощью спиритизма вызывания дьявола из Ада. Вот, какая интеллигенция подымает вой на всю страну, становясь защитником «обиженного» Покровителя, не желая задуматься о последствиях многомиллионных жертв революции, которая беспощадно перемолотила всех, включая своих начинателей.
Об этом мы достоверно узнаём от бесед со своими духовными чадами светил Православия того времени - преподобного Амвросия Оптинского и сподвижников Оптиной Пустыни, ученика преподобного Серафима Саровского - Мотовилова и более прямолинейно от святого праведного Иоанна Кронштадтского, которому также было об этом видение. Суть их речей в следующем: «забавы и игры интеллигенции с дьяволом, занятия спиритизмом открывают бездну и полчища бесов для обрушения на Россию». Результат очевиден - революция.
Сейчас многие патриоты, получив на примере Украины прививку от революционного майдаунизма, уже рефлекторно имеют иммунитет от духовной угрозы, которую несут различные предметы, изображающие как исторические события, так и современные. У людей, сделавших это молотобитие Мефистофеля, совсем не стояла цель борьбы с «искусством», это духовно-природный рефлекс защиты Отечества от мефистофельского мракобесия интеллигенции, которая так и не проснулась от дьявольского дурмана спиритизма.
Протоиерей Олег Трофимов, координатор Ассоциации православных экспертов