"Самое главное - увидеть победу добра над злом"

Бывший СССР 
0
315
Время на чтение 8 минут

В конце августа на Соловках прошла презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», целью которого является создание общедоступной базы данных биографий духовенства Русской Церкви и базы материалов о формах его служения. С вопросами о создании, работе и перспективах развития ресурса мы обратились к координатору проекта - кандидату богословия, благочинному Соловецкого монастыря архимандриту Ианнуарию (Недачину).

Сегодня в СМИ не просто замалчивается, но даже отрицается участие церковных структур и организаций в изучении и осмыслении новейшей отечественной истории. Между тем Соловецкий монастырь инициирует проведение научных конференций (http://solovki-monastyr.ru/news/791/), издает книжную серию воспоминаний соловецких узников (http://solovki-monastyr.ru/VSU/), организует выездную выставку (http://solovki-monastyr.ru/exhibibtion/golgofa-and-anastasis/), рассказывающие жителям российских городов о древней и недавней истории обители. Новый проект является неким продолжением или никак не связан с перечисленными начинаниями?

Конечно же, где, как не на Соловках, необходимо заниматься изучением новейшей истории. Одной из причин, по которой мы стали развивать проект, в котором дистанционно могут участвовать самые разные люди и организации, как раз и является то, что Соловки - это один из самых ярких символов подвига Русской Церкви в ХХ веке, символ общенационального уровня, и мы на опыте хорошо знаем, как слово «Соловки» объединяет людей, пробуждает энтузиазм, побуждает сделать хоть что-то для увековечения памяти тех, кто страдали за веру, сохранили эту веру и передали нам. 

Говоришь «Соловки» - и больше ничего, как правило, объяснять не нужно, всем понятно, что и для чего делается. Проблема, обозначенная в Вашем вопросе, возникает, я думаю, не из того, что Церковь мало делает для изучения новейшей истории (она как раз делает в этом направлении очень многое), а из того, что у нас, церковных людей, ракурс изучения новейшей истории Отечества несколько иной, чем у многих людей светских. Для нас в изучении этой истории всё же самое главное - увидеть победу добра над злом, несмотря на то, что значительная часть общества предала себя тогда греху и служению злу, доверилась тем, кто были проводниками злой воли. Нам важнее всего через изучение этой истории перенять духовный опыт, воспринять его от этой духовной победы, одержанной нашими духовными отцами и предками. Именно их подвиг позволил обществу вернуться к правильным нравственным и духовным ориентирам, то есть ожить - а именно это и есть для нас самое главное. И Соловки для нас прежде всего являются символом именно этой победы, хотя в определенный период было как будто очевидно, а для многих таким остается и сейчас, что Соловки - наоборот, символ безусловной победы зла над добром, бесчеловечности над человечностью. Как и другие самые важные вопросы, эти вещи упираются в понятия мировоззренческие.

Какова цель интернет-проекта? Какие он ставит перед собой задачи?

Цель - совместными усилиями верующих создать общедоступную, как можно более полную базу данных биографий духовенства Русской Церкви в ХХ веке и как можно более полную и яркую базу материалов о формах его служения. Мы полагаем, что такой проект имеет важное просветительское, научное и миссионерское значение. Просветительское - в популяризации подвига новомучеников и исповедников, образцов пастырского служения, правильной духовной жизни. Научное - в возможности изучать историю Церкви в ХХ веке на основе массива биографий. Миссионерское - в том, чтобы представить материалы о клириках и красоте их служения их ныне живущим потомкам (а таких сейчас миллионы), многие из которых далеки сейчас от Церкви, однако при этом интересуются своими предками, проводят генеалогические исследования. Опыт свидетельствует, что знакомство с жизнью, верой, трудами предка-священнослужителя в очень высокой степени способствует приходу человека в Церковь.

Кому принадлежит идея создания данного проекта?

Правильно будет сказать, что эта идея уже давно витала в воздухе. Любой историк скажет, что потребность в такой базе данных назрела давно, с ним согласится и краевед, и специалист по генеалогическим исследованиям, и потомки служителей Церкви, и пастыри и прихожане, желающие знать о том, кто служил в их храмах. Если же говорить о том, почему именно мы взялись за это дело (вернее, дерзнули предложить церковной полноте воплотить эту идею в предлагаемом нами формате), то, пожалуй, главным в этом отношении практическим фактором следует признать слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные в общении с братией обители во время своего первого посещения Соловков в сане Патриарха. Это было 21 августа 2009 года, Святейший Патриарх сказал тогда: «Я не представляю лучшего места для создания специального центра по изучению всего подвига Русской Церкви в ХХ веке. Предстоит огромная, чисто научная, исследовательская работа, и мне казалось бы, что такое место, как Соловецкий монастырь, мог бы быть действительно такой площадкой, таким центром... Сами стены как бы вопиют к Небесам, они требуют того, чтобы мы, те, кто еще помнит об этих страшных годах репрессий, сделали всё для того, чтобы Соловки стали местом молитвы, духовного подвига и одновременно изучения нашего исторического наследия, такого спорного и одновременно такого значительного для нашего национального самосознания». Собственно, от этих слов мы и отталкивались, пробовали и пробуем самые разные подходы к решению этой задачи. Со временем пришло понимание необходимости работы в том формате, в котором реализуется настоящий проект. 

Как получилось, что именно вы стали координатором проекта?

По послушанию, наверное, как и всё в монастыре. Хотя, могу сказать, что тема эта мне чрезвычайно интересна. Так получилось, что она является и продолжением моей научной работы, вылившейся в книгу «Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 - начала 1919 года» (http://solovki-monastyr.ru/news/435/) диссертации, и у меня к ней очень личное отношение. То, что я говорил о миссионерском значении нашего начинания, - для меня не теоретические выкладки. В свое время, когда я был еще очень далек от Церкви, в руках у бабушки появилась совершенно странная для того мира, в котором я тогда обитал, фотография - это была фотография скромного сельского священника, как оказалось, моего прадедушки. Это фотография сильно меня взбудоражила, побудила что-то узнавать о том, кто это такие - православные священники, зачем они этим занимались, - в общем во многом инициировала те процессы, которые заставили меня в итоге переменить свои взгляды на главные вопросы бытия. И я бы действительно очень хотел, чтобы наш сайт помог многим таким же, каким я был тогда, встретившись лицом к лицу со своими предками, увидеть красоту православия.

На сегодняшний день уже существует несколько баз данных, связанных с историей репрессий («Жертвы политического террора в СССР» (Мемориал) (http://lists.memo.ru/), «За Христа пострадавшие» (ПСТГУ)). Так ли актуально появление нового ресурса? Обладает ли он какими-нибудь уникальными отличиями?

Думаю, что да. Причиной того, что мы выбрали именно предлагаемое направление сбора и представления информации (духовенство в целом, а не только новомученики и исповедники), является выработанная в ходе многолетней работы над этой темой убежденность в том, что для наиболее полного раскрытия подвига православного духовенства в ХХ веке необходимо не только составлять жития наиболее ярких мучеников и исповедников, но и изучать служение и подвиг духовенства в целом, воссоздавая общую картину на основе изучения как можно более полного массива биографий. Ведь на практике в подавляющем большинстве случаев исследователю, просто по причине отсутствия полноты информации, невозможно взять на себя ответственность назвать или не назвать того или иного конкретного служителя Церкви мучеником или исповедником, однако при этом практически каждая биография священнослужителя ХХ века содержит тот или иной назидательный элемент, и из этих крупиц, собираемых воедино, воссоздается великая и полная назидательности картина. 

В нашем проекте, в силу сказанного выше, большое внимание уделяется генеалогическому компоненту. Представление информации на сайте будет отличать то, что это не только как можно более полное собрание биографических статей (в идеале обо всех священнослужителях ХХ века, а на следующих этапах - и более ранних периодов), но каждая такая статья будет содержать гиперссылки на источники, что делает представление биографий намного ярче. Мы стремимся к тому, чтобы максимально возможное число материалов о каждом священнослужителе (конечно же, с учетом законов о защите авторских прав) было доступно в базе данных для чтения или хотя бы для ограниченного ознакомления. Особенностью проекта будет подход к наполнению его информацией, для чего написана специальная программная оболочка: нужно обеспечить, чтобы любой желающий участвовать в проекте имел возможность напрямую наполнять его информационный массив (иначе проект не будет динамично развиваться), но при этом у проекта существует определенное ядро, устанавливающее и поддерживающее главные принципы, обучающее желающего стать оператором и, в общем, несущее ответственность перед Церковью за этот проект. 

Из каких компонентов состоит база данных?

Она состоит из двух взаимосвязанных частей: «Биографической базы данных» и «Электронной библиотеки». Первая представляет собой массив страниц биографий духовенства, на каждой из которых приводятся биографические сведения о священнослужителе и ссылки на материалы, содержащие о нем информацию. Выводимые данные унифицированы по форматам, что позволяет пользователю с помощью специального фильтра поиска выявлять клириков, служивших в определенном храме, епархии, находившихся в заключении или ссылке в определенном месте, окончивших определенные учебные заведения, живших, служивших или репрессированных в определенные периоды, родившихся или умерших в определенном месте и т. п.

В «Электронной библиотеке» материалы размещаются в специально разработанном систематическом каталоге, что позволяет пользователю выявлять источники, относящиеся к определенной узкой теме, территории, епархии, храму, автору, периоду и т. п. По возможности к каждому материалу будут даваться аннотации, и, самое главное, для каждого материала будет выводиться список имен священнослужителей, о которых в данном материале содержится информация. Этот список тоже оформляется гиперссылками, которые перенаправляют пользователя непосредственно на страницы биографий.

В будущем планируется добавить и третью часть базы данных - «Храмы», каждая страница которой будет посвящена определенному храму и, помимо основных сведений о нем и его епархиальной принадлежности в разные периоды, будет содержать список клириков, служивших в храме в разное время (с отсылками на страницы биографической базы данных), и список материалов, содержащих информацию о храме и причте (с отсылками на страницы базы данных материалов). Планируется вести также на сайте и форум - с целью привлечь большее число людей к заполнению базы данных и помочь тем, кто занимается подобной деятельностью самостоятельно.

Как этот ресурс будет наполняться информацией, какой коллектив будет над этим трудиться, это ведь это огромный объем информации?

Мы надеемся, что сформируется сообщество инициативных людей, которые будут трудиться над выявлением и занесением информации в базу данных, но будем привлекать также и специалистов, предлагать общецерковным и епархиальным исследовательским центрам принимать участие в проекте. На сайте проекта существует раздел «Участвовать в проекте», через который в разных формах можно оказывать помощь проекту, стать его постоянным участником или прислать информацию о каком-то одном или нескольких священнослужителях. Авторам материалов по теме мы предлагаем присылать нам свои работы и разрешать публикацию на сайте. Кто-то, быть может, захочет сделать через сайт пожертвование, поддержать проект материально. На старте пока существует небольшой коллектив горящих этой идеей людей, в первую очередь я хотел бы отметить группу православных программистов, которые внесли неоценимый вклад в развитие проекта.

Как можно стать участником проекта. Он работает всего несколько дней: кто-нибудь уже высказал желание принять участие в нем, внес свою лепту в его развитие?

Реакция оказалась очень положительной, что воодушевляет и сообщает силы на дальнейшие труды. За первые два дня после запуска сайта на странице «Участвовать в проекте» зарегистрировалось несколько постоянных помощников, около десяти человек прислали уникальную (то есть еще нигде не публиковавшуюся), сопровождаемую иллюстрирующими материалами информацию о своих предках-священнослужителях.

http://www.bogoslov.ru/text/4694291.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Ианнуарий (Недачин)
Все статьи Игумен Ианнуарий (Недачин)
Бывший СССР
Мученик за веру Христову!
К 90-летию назначения на Калужскую епархию Архиепископа Августина (Беляева), в будущем одного из Новомучеников Российских
27.11.2024
День памяти святого Императора Юстиниана I и святой Царицы Феодоры
Сегодня мы также вспоминаем государственных деятелей И.Г.Орлова, И.И.Шувалова, П.Д.Киселева, генерала Д.С.Дохтурова, художника П.И.Федотова и архиепископа Екатеринославского Владимира (Соколовского-Автономова)
27.11.2024
День памяти Великого князя Иоанна II Красного
Сегодня мы также вспоминаем архимандрита Константина (Зайцева) и философа Н.О. Лосского
26.11.2024
День памяти К.Н.Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем генералиссимуса А.Д.Меншикова и славянофила А.И.Кошелева
25.11.2024
День окончания монголо-татарского ига
Сегодня мы также вспоминаем живописца Ф.Я.Алексеева, одного из основателей Союза Русского Народа Н.Н.Ознобишина, Великую Княгиню Ольгу Александровну
24.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новое оружие России
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:26
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 06:25
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Рабочий
27.11.2024 06:25
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Новый комментарий от Ленчик
27.11.2024 06:18
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 22:43
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48