6 стадий опьянения по Андерсену и богопознание

0
471
Время на чтение 5 минут

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии Брянского госуниверситета К.А. Матаков в данной публикации сопоставляет 6 стадий опьянения, которые мы находим в произведении Г.Х. Андерсена «Колокольный сторож Оле», и этапы духовного восхождения человека к Богу. Насколько широко применимы образы датского писателя-лютеранина?

Великий мастер сказочных историй Андерсен в своей сказке «Колокольный сторож Оле» от имени главного героя рассуждает о стадиях опьянения: «Вот первый бокал, бокал здоровья! В нем растет цветок здоровья; посади его в своем доме - и к концу года будешь сидеть в беседке здоровья! Возьмете второй бокал - из него вылетает птичка; она невинно-радостно щебечет; человек прислушивается и невольно подпевает ей: "Жизнь прекрасна! Не надо вешать носа! Смело вперед!". Из третьего бокала вылетает маленькое крылатое существо; ангелочком его назвать нельзя - он из породы домовых, но не издевается, а только шутит. Он прильнет к уху человека и начнет нашептывать забавные выдумки, уляжется у его сердца и так согревает его, что человеку хочется шалить и острить, и он действительно становится остряком, по мнению других таких же остряков. В четвертом бокале нет ни цветка, ни птички, ни крылатого шалуна; в нем черта, проводимая разумом, и за нее никогда не следует переходить. Если же возьмешь пятый бокал, заплачешь над самим собою, растрогаешься или, наоборот, расшумишься: из бокала выскочит с треском принц Карнавал, невоздержанный на язык, шальной!.. Он увлечет тебя, ты забудешь свое достоинство - если оно у тебя есть! Забудешь многое, больше чем можешь и смеешь. Пляска, пение, звон бокалов!.. Маски увлекают тебя в бешеный вихрь... Перед тобой дочери сатаны в газе и шелке, с распущенными волосами, стройные, красивые... Оторвись от них, коли сможешь!

Шестой бокал!.. В нем уж сидит сам сатана, прекрасно одетый, красноречивый, привлекательный, в высшей степени приятный человечек! Он вполне понимает тебя, находит, что ты прав всегда и во всем, он - твое второе "я"; он является с фонарем, чтобы проводить тебя восвояси. Да, в одной старой легенде рассказывается о святом, который должен был выбрать один из семи смертных грехов и выбрал, как ему казалось, наименьший - пьянство, но благодаря ему впал и во все остальные. В шестом бокале кровь сатаны, смешанная с человеческой. Только выпей его - все дурные семена, что прячутся в твоей душе, пустят ростки и каждое разрастется, подобно евангельскому горчичному зерну, в целое дерево, которое может покрыть своей тенью весь свет. Большинству людей остается после этого только отправиться в переплавку!»[1].

Датский рассказчик прав, приводя здесь пример христианской мудрости колокольного сторожа. Итак, стадий опьянения шесть - как дней творения. Вот мы еще трезвы после первого бокала, и нам кажется, что так будет всегда. После второго бокала мы вдохновляемся, и представляется, что наше счастье безбрежно... Однако третий бокал начинает искушать нас - Андерсен сдержанно пишет о домовом, но в этом псевдоангелочке нетрудно узнать мелкого беса, который всего-навсего пытается направить наши помыслы на шутки, невинные с виду глупости, что впоследствии приведут к еще большему падению; на четвертом бокале разум начинает сдаваться - шутки из третьего бокала как раз и были призваны заключить солнце разума плотным покрывалом приятных ощущений собственного остроумия; пятый бокал уже являет сатану, но не в его собственном облике, а в облике милых масок, вихря страстей... Это может быть очень даже эстетично - как пышный венецианский карнавал, все кажется невозможно красивым, но эта красота - только трепещущая и волнующаяся поверхность адского пламени. И вот, после шестого бокала происходит что-то вроде таинства причастия сатане - в бокале его кровь, и человек, выпивая ее, становится плоть от плоти дьявольским, он смотрит в зеркало собственной души и видит там свою сатанинскую копию, претворяясь в малое подобие антихриста.

На ум приходят известные слова апостола Павла: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор. 10, 21). Шестой бокал означает приобщение чаше бесовской, и Андерсен говорит о дьявольской пародии на евангельское горчичное зерно, которое вырастает сатанинским древом познания зла и, вместо спасительной тени для птиц, тень от этого древа покрывает весь мир, ибо в этом и состоит главная цель сатаны - превратить все Божье творение в преисподнюю. Пригодилось лютеранину Андерсену и житие святого, который впал во все 7 смертных грехов из-за пьянства. Классификация семи смертных грехов (гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние) более распространена в католичестве, но разве человек действительно не впадает в них «после шести бокалов»?

Читая эту историю про бокалы, поневоле приходишь к известной мысли: дьявол ничего не может создать, он может лишь подделывать действия Божьи. Пародирует он и человеческое благочестие, наше стремление к Богу, пытаясь извратить все на свете. И эти 6 стадий опьянения - только жалкая насмешка падшего ангела над этапами духовного восхождения человека к Богу. На первом этапе, соответствующем первому бокалу, человек должен обладать духовной трезвостью, ибо только с этого состояния начинается подлинное благочестие, однако обретение трезвости - плод долгого соработничества Бога и человека. На втором этапе человек обретает милостью Божьей истинное вдохновение, он видит красоту творения Господнего, научается любить Бога через красоту Его созданий, понимает, что жизнь, данная Богом, - это действительно прекрасный дар. На третьем этапе Бог через ангелов (полная противоположность бесу-пересмешнику из третьего бокала) сообщает человеку целомудренное и разумное богопознание догматов ортодоксальной христианской веры. Это остроумие правды, а не шутки, разрушающей истину. Это результат духовной войны с бесами на стороне Бога и ангелов Его. Четвертый этап означает переход богопознания за границы разума, когда человек настолько соединяется с Богом, что от берега разума отчаливает к берегу сердца, - разум и сердце собираются в Боге, превосходя самих себя в бесконечности Всевышнего; все существо человека начинает переход в страну священного безумия. На пятом, через воздержание и достижение смирения, является бесстрастие, в глубине которого скрыт Сам Бог; душа плачет от своего недостоинства и от блаженства пребывания с Богом, она забывает земное и простирается в небесное; это как восхищение до третьего неба, о котором апостол Павел писал, что не знал, в теле он был, или нет (см. 2Кор. 12, 2). Это красота неизреченных слов Бога, этих проявлений божественной сущности, которые слышит душа. Это вхождение в облачный вихрь божественной непостижимости. И вот, на шестом этапе, человек достигает вершины причастия Самому Богу - мы становимся единокровными, единотелесными и единодуховными Христу. Речь идет не просто о Таинстве Евхаристии, но о жизни, которая стала одним непрестанным приобщением Богу и Его любви. Это настоящее духовное опьянение, совершенное счастье в Боге, которому дьявол пытается кощунственно подражать в богохульстве; бесстрастное опьянение, когда душа полна только Возлюбленным Господом, преисполнена чистым и прозрачным, вездесущим и радостным огнем сверхбожественного милосердия, и мы становимся богами по благодати, и видим в себе, как писал 1000 лет назад св. Симеон Новый Богослов, только Свет Истинносущего Христа - «и рука у меня несчастнейшего, и нога моя - Христос. Я же жалкий - и рука, и нога Христова. Я двигаю рукою, и рука моя есть весь Христос, ибо Божественное Божество, согласись со мною, нераздельно; двигаю ногою, и вот она блистает, как и Он. Не скажи, что я богохульствую, но прими это и поклонись Христу, таковым тебя содевающему»[2].

Но здесь и сейчас, в земной тьме, в густом клее времени и пространства, где люди бредут без разума от одного опьянения к другому, помилуй нас, Господи, и пошли надежду покаяния и слезы о грехах наших!  



[1] Андерсен Г.Х. Сказки и истории. - Петрозаводск: Карелшанс, 1992. - Т.2. - С.130-131.

[2] Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. - Т.3. - С.261.

http://www.bogoslov.ru/text/4685498.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Анатольевич Матаков
Все статьи Константин Анатольевич Матаков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 19:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06