Судьба России - в руках учителя

Угроза закрытия нависла над школой, записываться в которую едут со всей России

Русская школа 
0
386
Время на чтение 10 минут
Судьба России - в руках учителя

Удивительное дело. Сегодня школа бьётся в тисках реформ, педагоги ищут универсальные программы, тщетно противятся укрупнению школ, засилью административной работы в ущерб учебному процессу, родители негодуют на то, что школа сбросила с себя воспитательную функцию. А тут создана уникальная школа, соответствующая жизненно важным потребностям семьи и общества. И именно над этим образцом национального и своевременного образования, одной из самых лучших школ страны - Ивановской на Лехте, что в Борисоглебском районе Ярославской области - сегодня нависла угроза закрытия.

Ивановская на Лехте школа преобразилась с 1994 г., когда Владимир Сергеевич Мартышин, преподававший там историю, разработал и ввёл в практику концепцию целостного развития школьников, которая включила в себя ряд авторских педагогических программ. Дети здесь изучают красноречие, каллиграфию, живопись, музыку, хореографию... Особая роль в воспитательно-образовательной системе «Школы целостного развития» отводится изучению церковнославянского языка, который, по слову С.А. Рачинского, усиливает веру, очищает нравственность народа, укрепляет его семейные, общественные и государственные отношения.

Только в этой школе на протяжении 20 лет преподаётся программный блок «Отечествоведение».

Это единственная школа в стране, где из года в год с первого по десятый класс по методике расширения горизонта изучается во всех тонкостях и подробностях семья, родная деревня, родная волость, родной уезд, родная губерния, родная страна.

Дети постепенно изучают историю, этнографию, географию, экономику, словесность, фольклор.

Изучение, разрастаясь от родной деревни, охватывает Борисоглебск и другие волости с их историей, промыслами, культурой, Ростовский уезд, Ярославскую губернию с их этнографией, промышленностью, экономикой. Затем изучение местной истории переходит во всероссийскую и мировую. Дети изучают курсы «Народный календарь и фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания».

Название предмета «Добротолюбие», разработанного В.С. Мартышиным, говорит само за себя. Здесь тоже начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым, дети познают понятия добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия, на материале святоотеческой и светской классической литературы изучают основы семьи, церковную жизнь народа, нравственный закон жизни. А в курсе «Достопамятные люди России» знакомятся с личностями, которые строили свою жизнь в соответствии с этим нравственным законом от Ильи Муромца, М.В. Ломоносова и А.В. Суворова до П.А. Столыпина и героев сегодняшнего дня. В разделе «Основы нравственности» здесь изучают русскую духовную литературу: труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского, знакомятся с трудами отцов «Добротолюбия» Антония Великого, Ефрема Сирианина, Макария Великого.

За 20 лет школу закончили ребята многих национальностей: таджики, чеченцы, казахи. По словам директора школы, все они посещали уроки добротолюбия и отечествоведения, всем интересно узнать, чем и как живёт русский народ.

В школе работает более двадцати бесплатных кружков, где школьники учатся петь, играть на фортепьяно, скрипке, гитаре, флейте, старинных инструментах, танцевать классические танцы, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. Ежегодно здесь проводятся Романовские балы, к которым дети сами шьют себе национальные костюмы народов, входивших в Российскую империю. Школьники принимают участие в поисковых экспедициях под Старой Русой, где уже обнаружили останки почти четырёхсот советских солдат; участвуют в установке памятных крестов на местах сражений, захоронений, исчезнувших деревень, разрушенных храмов.

Известные во всей России Иринарховский крестный ход и Иринарховские чтения - это тоже ростки школьного древа. Благодаря просветительской деятельности учителей школы Борисоглебск украсили четыре памятника: Пересвету, Иринарху, Дмитрию Пожарскому и Скопину-Шуйскому. Поэтому история для ивановских детей - живая, говорящая, близкая. «В школах изучают войны и революции. А мы объясняем, что помогало нашим предкам побеждать», - говорит директор школы Владимир Сергеевич Мартышин.

О своём детище он отзывается так: «Школа стала градообразующей. Она востребована. Народ, чтобы учиться в нашей школе, переезжает к нам со всей страны. За последнее десятилетие переехало более 300 человек. Во всех окружающих деревнях оживление, строятся десятки новых домов. В нашу небольшую дошкольную группу очередь в четыре десятка младенцев. Это и есть настоящее возрождение России. Что же касается достижений на ниве просвещения, то их показывают результаты недавних экзаменов: наши одиннадцатиклассники по русскому языку получили и 95 баллов, 92, 84, 82... Нынче почти половина учащихся школы закончила учебный год на «хорошо» и «отлично». С точки зрения воспитательно-образовательного процесса мы опередили реформы школьного образования на 17 лет...».

И добавляет:

«Сегодня нередко можно услышать, что за последние двадцать лет страна потеряла поколение, так вот нами не потерян за это время практически ни один человек».

Именно эта школа, основанная ещё в середине XIX в., выстроенная тогда на деньги крестьян, имевшая в 1991 г. 62 ученика, а сегодня в три раза больше (!), вобравшая в себя и развивающая все необходимые компоненты образцового учебного заведения, стала неугодной местным властям.

В июне нынешнего года на базе школы состоялся Круглый стол по проблеме её сохранения. Заведующая районным отделом образования С.А. Дербышева сообщила тогда, что возможна приостановка лицензии, потому что «директору и РОНО не справиться с финансовыми проблемами». Глава муниципального района В.П. Попов, отмечая необыкновенный успех школы, также констатировал: «Нужно строить новое здание школы, но ни у района, ни у области денег нет, поэтому нужно добиваться финансирования строительства из Федерального бюджета». Для участия в Круглом столе приехала группа депутатов областной Думы: заместитель комитета образования А.В. Неферт, В.А. Колобов, О.Н. Секачева, учителя окрестных школ и преподаватели вузов. Все они единогласно высказывались за сохранение и дальнейшее развитие этой школы. Кавалер четырех орденов Мужества А.В. Новгородов - куратор школьного кадетского отряда «Ивановский спецназ» отметил, что многие ребята, заканчивающие кадетский корпус, поступают в лучшие военные училища страны и представляют гордость наших Вооруженных сил. А.М. Путин - писатель, автор книги «Родословная президента В.В. Путина», состоящий в клубе друзей Ивановской школы, высказал мысль, что президент, когда говорит о том, какая должна быть школа, называет именно то, что в Ивановской школе уже сделано и работает на протяжении двух десятилетий.

В защиту школы в настоящее время инициативной группой создан проект «Сельская школа будущего», имеющий своей целью поддержать опыт и результаты двадцатилетней работы Ивановской на Лехте школы в рамках стратегии Целостного развития. Это уникальное образовательное учреждение должно стать областным образовательным центром, пилотным федеральным сетевым проектом, направленным на модернизацию сельского образования.

На совещании Рабочей группы, прошедшем в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук 16 июля 2015 г., историки и педагоги обсудили и проанализировали общность и преемственность школ С.А. Рачинского и В.С. Мартышина. Совещание так и называлось: «Сельская школа будущего - от школы Рачинского к школе Мартышина (Ивановская школа, как проект федерального значения)». В числе организаторов этого мероприятия - кандидат экономических наук, член Управляющего совета МОУ Ивановская СОШ Алена Викторовна Новгородова и представитель родительского сообщества Ивановской школы, член группы разработчиков программы стратегического развития Ивановской школы Дмитрий Владимирович Топчий.

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук Олег Викторович Кириченко выступил с докладом, в котором отметил, что школа Рачинского прививала отношение к знанию как к некой священной ценности, поддерживала и старалась оформить народное чувство веры и благоговение перед всем, что для народа свято, имела первостепенной задачей обучить крестьян правильно говорить и грамотно писать. «Школа Рачинского обращалась к русскому человеку. Была школой его спасения, поскольку проблема безрелигиозности уже тогда затронула народ, а также была школой подготовки русского человека для спасения через него других народов. С другой стороны, в свете того, что в то время отмечался рост миссионеров, распространявших христианство, таких как Николай Японский, Нестор Камчатский, Рачинский видел в школе возможность подготовить кадры для миссионерской работы», -подчеркнул О.В. Кириченко.

Он процитировал слова Рачинского о русскости народной школы:

«Это вопрос роковой и грозный, от качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы мира. Ныне начинает слагаться умственный и нравственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов Вселенной».

Олег Викторович уверен, что все эти аспекты актуальны для любой современной школы и в полной мере реализуются в школе В.С. Мартышина.

Школа Рачинского была школой подвижников, как учителей, священников, так и учеников, шедших за ними, а также школой общественного взаимодействия, где учитель, ученик и родитель существовали в единомыслии. Таким же помощником семьи является сегодня и школа В.С. Мартышина. О.В. Кириченко отметил, что в ней очевидна польза изучения церковнославянского языка, возрождения народности, сельскости, возрождение детских паломничеств, воспитание аскетики и страха Божия.

Личностное устремление на созидание государства, которое воспитывает в своих питомцах Ивановская на Лехте школа, а значит, воспитание граждан своей страны, воспитание элиты, поможет в скором времени достигнуть гармонии Церкви и Государства, о которой говорят сегодня на самых высоких уровнях власти.

Для Владимира Сергеевича Мартышина, как и для учителей любой другой современной школы, усложнились задачи - им нужно обучать детей русскости и восстанавливать память народа о самом себе. Такой задачи не могло стоять перед Рачинском, Горбуновым-Посадовым и другими педагогами дореволюционной России. Поясним здесь, что восстановление народности - это восстановление национального самосознания, исторической памяти, знания своей этнической традиции, осознание живой ткани народной жизни.

О необходимости сегодня изучения опыта подвижников развития сельской школы и способах его применения, как бы то ни было сложно в условиях нынешних реформ, проводимым государством, рассказал старшина Московского купеческого общества, член Российского Дворянского собрания А.Д. Коншин-Рачинский. Александр Дмитриевич отметил: «Ранее помещичьи усадьбы становились культурно-просветительскими центрами, и само село, благодаря этому, было центром культуры и просвещения русского народа. Сохранялось село вокруг школы и в советское время, а политика, проводимая сегодня на селе, разрушает весь его целостный мир. Только благодаря энтузиастам и подвижникам на местном уровне удается сохранять школу и село. Если мы сохраним сельскую школу, то надежда на возрождение России будет».

Говоря о необходимости практически полезного труда в современной школе, А.Д. Коншин-Рачинский напомнил собравшимся о своих предках, создававших с конца XVIII - начала XIX вв. при фабриках ремесленные училища: «В имении Ирины Яковлевны Коншиной при организованных ею школах детей учили приёмам труда - занятиям агрономией, ковроткачеством, во многих сельских школах были текстильные станки, а в городских школах - сапожные, переплётные, брошюровочные. При школах часто организовывали фермы, и по воскресеньям родители с детьми возили продавать на базар произведённую продукцию, а заработанные деньги использовали на школьные нужды. Дети учились ценить труд и воспринимали основы предпринимательства, т.е. экономической деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров. Окончив школу, дети приобретали начальную профессию и могли работать».

Разве это не актуально практиковать сегодня? Как знать, быть может сегодняшние ученики, имея возможность получать начальную профессию в школе, завтра встанут у руля возрождения отечественной промышленности...

Профессор, академик РАЕН, капитан 1 ранга Евгений Александрович Введенский, имеющий огромный опыт организации кадетского воспитания и обучения, решительно выступил за то, что в сельской школе должно быть целевое финансирование - отдельно на школы, в которых от 5 до 20 человек, от 20 до 50, от 50 до 70 и так далее. Главное - полное обеспечение образовательного процесса. «Сегодня много дорогостоящих ресурсов, которые для сельской или малокомплектной школы недоступны. На школьную библиотеку в нынешнем году в 12 раз уменьшено финансирование, и мы не можем выписать необходимое количество раздаточного материала и журналов. В этом случае необходимо из бюджета закладывать капитал на развитие интеллекта и духовно-нравственное воспитание учащихся», - поделился своим опытом работы Введенский. Он уверен, что в каждой школе должен быть свой учебный план, свой бюджет и отчётность не по количеству учеников, сдавших экзамены, а по качеству, потому что духовно-нравственная составляющая может пересилить любые знания. Е.А. Введенский отметил в своём выступлении, что, просматривая объявления о вакансиях по Москве, сегодня можно прочитать, что учителя нанимают на зарплату 17 тысяч, а дворника - от 20 тысяч, посудомойку - от 18 тысяч, менеджера - от 35-40 до 50 тысяч. Такое унизительное положение учителя, за которым стоит будущее государства, - это тревожный сигнал.

Заведующая отделом русской классической литературы Института мировой литературы РАН, доктор филологических наук Марина Ивановна Щербакова в своём выступлении обратила внимание на то, что без личности, заинтересованной в развитии школы, её бы не существовало. М.И. Щербакова сформулировала рекомендации, направления деятельности, которые могут оказать помощь Ивановской на Лехте школе: организация мероприятий школы за счёт грантовой помощи и спонсорских взносов; получение школой статуса экспериментальной площадки (например, при отделе РАН); взаимодействие с Министерством сельского хозяйства по вопросам организации сельского труда в школе.

Доцент Московского государственного университета, доктор исторических наук Ярослав Викторович Леонтьев предложил продумать такое направление деятельности школы, как «Школа - летняя база вуза» и предложил обратить внимание на наличие в МГУ кафедры почвоведения, студенты которой проходят сельскохозяйственную практику. Я.В. Леонтьев также отметил необходимость сформулировать закон о сельской школе.

Очевидно, что опыт Ивановской на Лехте школы базируется на классическом, оправдавшем себя фундаменте образования, успешно используется в других учебных заведениях, имеет огромные перспективы развития.

Как известно, войны выигрывает школьный учитель. Внешние войны. А кто сегодня поможет учителю удержать высоты отечественного образования, завоёванные многими поколениями наших предков?

Специально для «Столетия»

http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/sudba_rossii__v_rukah_uchitela_839.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Русская школа
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06