Икона на майке, брелке и бутылке. Что это?

0
670
Время на чтение 7 минут

На футболке надпись: «Господь - пастырь мой». Или - изображение Христа, Богородицы или Креста. Как к этому относиться? Об этом для PravLife - профессор Киевской духовной академии Виктор Чернышев.

Футболка мужская с 3D изображением Христа. The Mountain

Задумаемся, где проходит граница между миссионерским деланием и кощунством?  У святителя Василия Великого есть высказывание о том, что мы делаем священные изображения на всем, чем пользуемся: на сосудах, одеждах, на стенах жилища. Запрет здесь один - нельзя изображать Христа и Крест на полу. Это его время - IV век - время активного свидетельства языческому миру.

Если это икона, то это святыня, написанная по определенным канонам (икона не изображает - она являет; Седьмой Вселенский собор дал такое определение ей: «Икона есть продолжение дела Боговоплощения»). Сегодня изображения Христа, Божьей Матери, святых и ангелов на посуде, майках, шарфах, одежде (не богослужебной) вряд ли бывает уместно. Ведь сама религиозная интуиция может подсказать, что святыня предполагает бережное и трепетное к ней отношение, что она может нередко оскверниться, соприкасаясь с падшим миром. Как известно, в Российской империи было запрещено размещать на обложках книг лик Спасителя или Божьей Матери именно потому, что книги берут руками, а руки бывают нечистыми. Безусловно, и то, что любое напоминание о правде Божьей, о Христе - оправданно, если оно кому-то помогает повернуться к Небу. На футболке надпись: «Господь - пастырь мой».

 

 

Женская футболка

Как к этому относиться? Можно и позитивно. Кого-то эта надпись заставит подумать о Боге. Но ведь и атеистическая литература помогала некоторым придти к Богу: может, начнем ее заново издавать?

Если предмет, на котором изображена икона или евангельская надпись, сам по себе не подлежит освящению, да к тому же, если перед этой иконой не собираются молиться - приобретать, очевидно, этот предмет не имеет смысла.

Брелки, майки, матрешки, конфеты и др., на которых имеются священные для каждого верующего сердца изображения, не должны нами приобретаться

Ведь вкус нередко формируется у людей рекламой, в результате чего снижается культурный уровень и художественное восприятие, а что уж говорить о богословской безграмотности. Сегодня, действительно, это не вопрос догматики, а вопрос этики. Материя и дух неразрывно связаны - о чем повествует нам само Писание.

Даже в библейском осмыслении представление о полной отделенности Бога от сотворенного Им мира, характерное сегодня для протестантизма в неприятии им обожженной материи, не позволяет прочесть Писание в той парадигме, в какой оно протестантами интерпретируется. Например, Ветхий Завет неоднократно подчеркивает онтологическую связь Ковчега Завета с Богом (1Цар. 5:1-12; И.Нав. 3:5; 6:5-7 и др.).

В Новом Завете такая онтологическая связь также проявляется через одежду Христа (Мф. 14:36), через исцеляющую тень Петра (Деян. 5:15), через платки апостола Павла (Деян. 19:12) и т.д.

Зададимся вопросом: какова же связь между ап. Павлом и его платками, пророком Илией и его накидкой (4Цар. 2:14); Елисеем и его костями (4Цар. 13:21), и в конечном счете - между тварным и нетварным?

Материалистическая парадигма определяет их соотношения дробно-механически: скажем так - это разные комбинации атомов, и они не могут быть связаны иначе, нежели физически. А.Мак Грат пояснил это так: «...в протестантизме природа была десакрализирована. Она может играть только символическую роль в напоминании людям о священных реалиях или служить указательным столбом к тому, где эти реалии могут быть найдены». Когда мы говорим об изображении Христа Спасителя, Божьей Матери, ангелов и святых угодников на чашках, майках, брелках и прочей бытовой утвари - то православное сознание протестует против этого, ведь специфика восприятия материи состоит в принятии возможной ее реальной причастности Богу - через божественные энергии. Однако майку мы постираем, а износившуюся выбросим в мусорное ведро, что хуже, порвем на тряпки, чтобы ими гонять пыль или мыть полы; чашка может разбиться - и опять осколки ее окажутся в мусорном ведре; брелком мы играемся, вращая иконку на пальце по кругу, а потом отправляем вместе с ключами, извините, в задний карман брюк... Если не мы, то другие. Разве все это не будет кощунством?

 

 

Брелки для ключей

 

 

Ведь само изображение святыни освящает ту вещь, на которой она находится. В этой парадигме через платки апостола Павла действует нетварная божественная энергия. В этой же модели воспринимаются мощи святых угодников, мироточивые иконы, шапочка преподобного Иова, четки преп. Серафима Саровского и т.д. Так, святой человек, приобщаясь божественным энергиям через материю, достигает глубинного (онтологического) единства с Богом. В силу этого и сам предмет, на котором имеется ОБРАЗ, оказывается пронизанным энергией образа.

Вот и Само Слово стало плотью (Ин. 1:14). То есть в какой-то момент истории Сам Бог соединился с материей этого мира в форме живого человеческого тела - а это, в сущности, говорит нам о том, что материя этого мира способна не только быть духоносной, но и Богоносной (реализм события: Тело и Кровь Христа присутствуют в евхаристическом хлебе). Свят. Григорий Палама утверждал: для тех, кто смотрит глазами веры, все тварное живо, ибо в нем присутствуют и действуют нетварные энергии Бога. Поэтому представление о мире как о зеркале, через рассмотрение которого человек поднимается до созерцания сверхчувственного, - традиционно для всей патристической мысли. Священное изображение всегда символ, а в православной традиции это слово означает неслитную и нераздельную связь образа и реальности, им являемой. В этом смысле православное восприятие материи глубоко символично.

Икона на майке перестает быть иконой, помогающей войти в пространство молитвенной жизни

Футболка мужская с изображением иконы

Она становится лишь ширпотребом или сувениром. Здесь происходит десакрализация иконы: профанное непременно поглотит сакральное.

Поэтому вся эта атрибутика - это всегда игра на понижение: машины, майки, подарочные кружки, брелки с изображением Христа или Божьей Матери - выхолащивание сакрального из подлинного религиозного сознания. Можно ли освящать подобные артефакты? Следует знать, что освящение любой вещи - это посвящение ее на угодное Богу использование. Освящение создает благоприятную атмосферу, которую верующий должен сохранять последующим достойным использованием освященной вещи (будь то дом, машина, дача), не осквернить ее недостойным поведением (пьянством, сквернословием, блудом). Вот и икона тоже «употребляется для благоговейного воспоминания деяний Божиих и святых Его, ибо в таком случае иконы суть книги, где информация о Боге передается не буквами, а красками» (св. Григорий Великий. Письма, кн.9, письмо 9. К Серену епископу). Это, кстати, можно отнести и к библейским изречениям на футболках.

Надо помнить, что иконопись - это средство сверхъестественного познания, закрепление небесных образов в своего рода материальных следах, оставленных  высшим молитвенным опытом. Поэтому Свв. Отцы называли ее «богословием в образах», «умозрением в красках».

Экзегеты считают символом мира апокалиптическое море - эту неустойчивую, всегда меняющуюся стихию.

Модернисты, провозглашая обновление Церкви, хотят, чтобы Церковь менялась по образу мира, а не мир по образу Церкви

В Библии сказано, что долг иерея - отделять священное от несвященного. В Церкви должен быть  особый священный язык, отличный от обыденного языка улицы и балагана, рынка или философских абстракций и лирики.

Малая закваска всквашивает все тесто. Начинается ношением майки с изображением стилизованного Христа (трудно узнаваемого) - и заканчивается кощунственными экспонатами на религиозную тематику, где нередко это превозносится как новое слово в искусстве перфоманса. Вот только некоторые «шедевры» выставки «Осторожно, религия!», проходившей в Центре им. А.Сахарова. В.Малышев-Монро представил имитацию иконы Спасителя с прорезями вместо лика, рук и Евангелия.

Выставка «Острожно, религия!» в Центре им. А.Сахарова

Посетителям предлагалось «вставиться» в прорези и сделать снимок на память. Другой авангардист, А.Косолапов, повесил рекламу «Кока-колы», на которой рядом с логотипом напитка был лик Христа и надпись: «Сия есть кровь Моя»... Среди других экспонатов - фотография голой тетки, как бы распятой на кресте; фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок; покореженные и изломанные иконы, разрубанные  топором пополам... Но где-то это все начиналось со стилизованного трудно узнаваемого Христа или ангелочка на бытовой химии.

Выставка «Острожно, религия!» в Центре им. А.Сахарова

Возвращаясь к исходным рубежам нашей темы - «икона на брелке», скажем так: православное сознание не может не отторгать подобные формы «благовествования» современному неоязыческому миру. Не все формы хороши и приемлемы. Здесь компромисс со своей совестью слишком громко вопиет о недолжном. Звон колокола, крест на куполе, христианская телепрограмма, катехизаторские курсы для желающих - вот оружие нашего миссионерства сегодня: подлинный миссионерский императив Православия неоязыческому секулярному миру, давно забывшему Истину.

http://www.pravlife.org/content/ikona-na-mayke-brelke-i-butylke-chto-eto

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Михайлович Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Михайлович Чернышев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 19:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06