Между страхом и надеждой

Александр Сергеевич Пушкин 
0
336
Время на чтение 6 минут

В продолжение темы «Уйти нельзя остаться»

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
А.С. Пушкин

Уход человека из жизни - это тайна. А еще - это опыт. И это память о том, что и мне самому когда-то придется пройти этот путь. Надо принимать этот факт как данность, пусть даже и не скорую. Никто не знает, как и когда наступит наш час. Но самовольный уход человека из жизни - это всегда трагедия, это обессмысливание всего, трагедия со множеством вопросов, ответы на которые найти совсем непросто.

Дар бесценный, неслучайный

 

Тайна жизни: ее начало и конец. Церковь учит, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия.

От сего самого момента и до смерти вопрос начала и конца жизни всецело принадлежит Богу. Суицид же является вмешательством в Божий замысел о человеке, причем грубым и неизвинительным прерыванием этого замысла, его уничтожением.

Спросим: «Может ли Бог остановить безумца?». Может.

Страх перед смертью и сомнения, которые нередко все-таки заставляют человека одуматься, - один из способов повлиять на это решение. Но в итоге последнее слово все равно остается за человеком, потому что воля и свобода выбора - это главное отличие человека от всего остального тварного мира. И они же, воля и свобода, очень часто играют роковую роль в нашей мотивации и поступках.

Участь убившего себя страшна. За самоубийцу невозможно церковное поминовение. Впрочем, существует определенное правило, по которому выносится решение о возможности/невозможности церковной молитвы о самоубийце.

В «Книге Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов» имеется 14-е правило Тимофея, епископа Александрийского, определяющее, в каких случаях можно совершать церковное поминовение самоубийц. В нем говорится, что перед принятием решения о церковном поминовении следует выяснить, почему и при каких обстоятельствах человек покончил с собой. И разрешение дается только в том случае, если имеются веские доказательства, что совершено это было при помрачении рассудка, безумстве, в неадекватном состоянии. И здесь же уточняется: «Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». То есть любые внешние обстоятельства, все, что не касается психического расстройства, не могут стать оправданием для лишения себя жизни.

Об этом же говорит современный церковный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Александрийского правило 14-е). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем».

Основание для милости

 

Считается, что оптинские старцы разрешали в личной домашней молитве совершать поминовение самоубийц. Так, преподобный старец Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников, Павла Тамбовцева, у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть,помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго».

Тут, конечно же, может возникнуть вопрос: «А почему родственников совершать милостыню и личную молитву о таких несчастных душах? А разве самоубийство - это не отвержение человеком Самого Бога? Если человек отказался от жизни как дара Божиего, то как Церковь может пытаться силком вернуть этот дар обратно? Если Бог не насилует волю человека, то как Церковь может возразить волеизъявлению человека? Даже такому страшному, но все же самостоятельному и личному. Не большей ли мукой, чем уже совершенное злодеяние в отношении себя, будет отпевание для такого умершего?

Другое дело, когда было совершено самоубийства при частичной или полной потере рассудка. В церковной истории известны случаи благодатной молитвы о душе убившего себя.

Схимонахиня Афанасия по благословению дивеевской блаженной Пелагии несла молитвенный и постнический труд ради спасения души своего брата, который повесился в пьяном виде. Хотя все-таки надо понимать, что такая молитва - тяжелый крест, и не всякому человеку под силу в неподготовленном состоянии взять и понести на себе такой подвиг.

Но любовь к близкому человеку призывает нас к жертвенному деланию, а значит, всякое дерзновение, имеющее в основе своей заботу о ближнем, вне сомнения, будет замечено и благословлено Богом. Здесь самое главное - не отчаяться и тем самым не ввергнуть себя в пучину уныния и озлобленности, потому что хотя человек и вывел себя этим поступком за грань Церкви и отверг Бога, но мы верим и знаем, что Бог ищет помиловать всякую душу, была бы для этого хоть какая-то возможность.

Любовь и молитвенная забота о трагически ушедшем, возможно, могут стать тем ответом на слова Божии, обращенные к нам с призывом искать и находить, потому что всякий ищущий и просящий у Бога отвержен не будет. Но еще важнее помнить, что нельзя переоценивать свои усилия, но крайне необходимо всецело полагаться на волю Божию, чтобы не оступиться.

Последнее звено

 

Чтобы понимать, насколько необходима наша личная молитвенная помощь, просто представим, что состояние души самоубийцы после совершенного по сути своей есть всего лишь умножение на бесконечность того отчаяния, с которым несчастный уходил из этой жизни. Это заблуждение, что со смертью меркнет сознание, и все исчезает навсегда.

Даже если говорить о мучениях, которые испытывает душа самоубийцы, то источником и причиной этих мучений является она сама. И это тоже результат свободного выбора.

Справедливо ли спрашивать и сокрушаться: «Отчего же Бог так жесток?». Но Бог не жесток, Он справедлив и бесконечно милосерден.

На протяжении всей жизни Он через обстоятельства и события подсказывает и подает нам помощь. Но слышим ли мы Его?

А в рассуждениях о жестокости Бога слишком много человеческого лукавства, ведь это же правда, давайте согласимся: чаще всего, когда мы что-то делаем и говорим, мы делаем это без оглядки на совесть и Бога, а в каких-то вещах начинаем возмущаться и спрашивать: «А где же был Бог?». А Бог всегда был и есть рядом. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Вот о чем важно помнить всегда, даже в минуту отчаяния.

Стоит подумать о том, что ставит человека в ситуацию, когда он теряет всякую надежду. Не его ли собственные гордыня и упрямство, желание решить все самому? «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:17-21).

И все-таки, как быть тем, кто остался, переживая такую горькую утрату? Единственное, о чем можно совершенно точно сказать: не оставлять упования на Бога; мобилизовать себя на борьбу и преодоление; помнить, что, возможно, мы являемся последним связующим звеном и надеждой между миром света и теми, кто по слабости и неразумию во грехе отправил себя в бездну; знать, что до тех пор, пока стучат наши сердца, не закрыты даже самые страшные и крепкие двери, которые чаще всего закрываются изнутри.

Возможно, что ответом на наше усердие станет Божия милость, пути которой неисследимы и неизведанны нами. Вспомним, «что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»(Рим. 5:3-5)

«Ответ Пушкину»

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без правды Им же тайно

На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов)

Газета «Саратовская панорама» № 30 (1009)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/mezhdu-strakhom-i-nadezhdojj
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06