Щипков: "Божья воля" пока проигрывает "новой дикости" авангарда

Своими мыслями в связи со скандалом, разгоревшимся вокруг акции "православных активистов" на выставке в Манеже, с РИА Новости поделился член Межсоборного присутствия Русской православной церкви, политолог и социолог религии Александр Щипков

Бывший СССР 
0
242
Время на чтение 5 минут
Александр Щипков

Нападение активистов движения "Божья воля" на выставку в Манеже, ставшее в последние дни одной из наиболее обсуждаемых тем отечественных СМИ, по просьбе РИА Новости прокомментировал член Межсоборного присутствия Русской православной церкви, политолог и социолог религии Александр Щипков.

- Говоря об инциденте в Манеже, совершенно невозможно обойти эстетическую, художественную сторону дела, потому что она также очень важна. Ведь речь идет не просто о том, что какие-то хулиганы зашли на выставку, устроили там безобразие и их потом арестовали - они выдвигали  идеологические требования: закрыть выставку, которая, по их мнению, оскорбляет чувства тех, кто носит имя Христа - христиан.

Творчество Сидура

Если вести речь об этом аспекте, о чувствах, то нельзя совершенно обойти такой предмет как творчество самого Вадима Сидура. Это чрезвычайно интересный и талантливый художник и поэт. Сидур авангардист. Мне, например, его творчество глубоко чуждо, как и творчество других художников, которые свои физиологические фантазии, свои собственные психологические проблемы, а порой и патологии воплощали в художественной форме и выплескивали в публичное пространство. Те же самые слова я могу сказать, например, и о шемякинских "Пороках", установленных на Болотной площади.

Вызывает ли творчество Сидура какое-то внутреннее эмоциональное противостояние? Вызывает. И в его скульптуре, и в его поэзии. Его стихи о Рождественской елке или о некоторых физиологических проявлениях его любимой женщины мне, например, неприятны. Однако не стоит забывать, что Сидур авангардист - он работал в специфическом, модном в то время жанре. А весь авангардизм построен на провокации, это ни хорошо и ни плохо - это данность.

Кто-то, объясняя это направление, говорит, что оно полезно тем, что заставляет задуматься, кто-то говорит, что оно вредно тем, что вызывает дурные эмоции, однако никто не отрицает его провокативность. Вынь из авангардизма провокативность - и он разрушается, обнуляется, перестает существовать.

Но любая провокация именно на то и направлена - на вызов эмоций, на вызов ответной реакции. Ты это вызываешь сам - и будь готов, что эти ответные реакции возникнут. Само это искусство таково.

При этом Сидур, надо отдать ему должное, был талантливый человек. Многие же нынешние художники, подражая Сидуру, пытаются использовать тот же механизм - провокативность, выставляют на обозрение некие эпатажные инсталляции и потом сетуют, что казаки в папахах не пришли и не разгромили их выставку, потому что в этом случае о них никто не узнал. Однако, как сказал мне когда-то давно академик Александр Панченко, "талантливая скабрезность и бездарная скабрезность все равно остаются скабрезностью".

Творчество "Божьей воли"

Теперь, собственно, о действиях организации "Божья воля". На провокацию нельзя отвечать провокацией, потому что этим ты ничего не добьешься. Вообще на любой вызов христианин должен отвечать, говоря современным языком, ассиметрично. Христос вел себя "ассиметрично". Он действовал не по логике иудейского царя, не по логике лидера национально-освободительного движения. По всем современным представлениям он должен был вести себя иначе. И в принципе, вся реакция христианства на мир - она ассиметрична.

Если же ты на провокации отвечаешь провокацией, противостоишь совершенному злу - в твоем понимании злу - тем же образом, то фактически ты попадаешь в ловушку. Отвечая подобным образом на провокативное авангардистское искусство, они сами же действуют как авангардисты, попадают в створ этого действия. Это точно такой же авангардистский "перформенс", как, собственно, и само искусство Сидура.

Это все равно что оказаться в замкнутом пространстве: как белка вертится в колесе - она все бегает и бегает, и выхода из этого нет. В этом парадокс всей ситуации. Конечно, в творчестве Сидура есть элемент кощунства, и я об этом уже говорил. Но это не значит, что надо идти ломать, крушить и действовать авангардистскими, революционными методами. Это всегда бесплодное занятие. Нет смысла использовать метод "новой дикости" авангарда для отстаивания традиции. Традиция и "новая дикость" несовместимы.

В то же время, имеют ли право пришедшие Манеж на какую-то форму собственного высказывания? Конечно, имеют. И даже, наверное, имеют право на публичное отстаивание своей позиции. Но повторю: это должно быть сделано в "инаковой" форме - не копируя то, против чего ты негодуешь.

В качестве реакции на акцию "Божьей воли" в эти дни можно было услышать суждения про "православный ИГИЛ", однако это сравнение совершенно некорректно. В данном случае стилистика "Божьей воли" совпадает с поведением Femen, группы "Война" или тех же Pussy Riot, которые работают в постмодернистском ключе, в стиле авангарда - это все их стихия. И лидер "Божьей воли", собственно, работает на их же площадке. В этом смысле он их пленник. Они, а не он, задают повестку. И поэтому он обречен на проигрыш. Им манипулируют, а он этого нисколько не видит, не чувствует. Рано или поздно он это осознает и тогда сможет найти какие-то иные формы отстаивания своего мировоззрения, которые будут более действенными.

Мировоззренческий конфликт

И еще одна вещь, о которой мне хотелось бы сказать. В одной из телевизионных новостных передач я увидел сюжет о том, что произошло в Манеже. Голос журналиста за кадром сообщил, что фронтовик Вадим Сидур чрезвычайно талантливый художник и что его работы, посвященные Великой Отечественной войне, очень сильные, не то, что работы о войне скульптура Вучетича. Это возвеличивание Сидура через уничижение Вучетича меня возмутило.

Евгений Вучетич - талантливейший "русский серб", талантливейший скульптор, который создал выдающиеся памятники, посвященные Великой Отечественной войне, вспомнить хотя бы "Воина-освободителя" в Берлине. Вучетич был автором первого в СССР памятника герою Великой Отечественной войне, который он начал делать в 1944 году и который затем был установлен в Вязьме. Это памятник командарму Михаилу Ефремову. Вучетич сам воевал в знаменитой 33-й армии Ефремова и был одним из восьмисот солдат, которым удалось выйти из окружения.

Собственно, зачем противопоставлять художников разных направлений? Зачем после смерти сталкивать двух фронтовиков, достойно выполнивших свой долг? Зачем говорить хамские слова о замечательном русском скульпторе Вучетиче? Что за этим стоит?.. За этим я вижу не что иное, как огромное мировоззренческое противостояние между разным пониманием жизни, между разным отношением к истории, к культуре твоей страны.

И противостояние "Божьей воли" с устроителями выставки в Манеже носит, в первую очередь, все тот же мировоззренческий характер. За этим противостоянием проглядывают глубинные мировоззренческие разногласия, каждое из которых стремится определить контуры будущего движения России. И если мы хотим серьезно разобраться в том, что происходит, мы не можем отвернуться от этого аспекта. Мы не можем просто сказать: "безобразие", "хулиганство", "православный ИГИЛ" и считать тему исчерпанной.

http://ria.ru/religion/20150817/1190991380.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Щипков
«Нацизм напрямую связан с либерализмом, он из него проистекает»
Всплеск нацификации сознания на Западе – не что иное как агония либерализма
24.09.2024
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Владимирович Щипков
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06