«Я, когда в Бога уверовал, у меня была такая радость, какую
нельзя ни высказать, ни передать», - так делился со мной опытом веры в
уже очень далекие семинарские годы один из товарищей. «Вот люди
радуются, что у них сын родился, и всем показывают фотокарточку. Или
радуются, что машину купили. Сидят с сияющим лицом за рулем и приглашают
прокатиться. А я Бога нашел! Никому ничего не покажешь. Мало кому и
расскажешь (многие напрочь не понимают разговоры о Господе). Но радость у
меня настоящая! И такая, что радость о покупки машины просто стыдно
рядом поставить»
Радость, радость... Такое и важное понятие, одно из
корневых понятий, когда мы говорим о вере. Не просто о вере даже, а о
благодатном опыте. Собственно, без благодатного опыта вера вряд ли и
возможна. Привычно облачаясь на службу, священник говорит, надевая
подризник: «Да возрадуется душа моя о Господе. Облече бо мя в ризу
спасения и одеждою веселия одея мя». Это из Исайи. Из той самой 61-й
главы, которую Христос читал в синагоге Назарета, когда взял книгу у
служителя, а потом произнес первую проповедь. «Радостью уду радоваться о
Господе» (Ис. 61:10)
Радости действительно не хватает, хотя радость
должна присутствовать. Без нее никак. Если есть вера, то должна быть и
радость. Не путать с наигранными улыбками, которые натягивают на лица
перед фотосъемкой. Американизированная веселость на фотографиях, все это
вынужденное сияние зубами, похоже больше на рекламу стоматологического
кабинета. Радость должна быть о Господе. О том, что Он есть, и что Его
бытие открыто. То есть не просто «радуйтесь», а «радуйтесь всегда в
Господе, и еще говорю - радуйтесь» (Фил. 4:3)
Это значит, что мы
всегда должны быть в состоянии торжествующего, приподнятого духа? Нет.
Всегда у нас не получится. Есть враги и есть грехи. Есть усталость от
жизни и мелкие печали. Есть поражения в борьбе со страстями, и значит
есть печаль и вздохи. Давить из себя, как пасту из мятого тюбика,
имитацию подлинных чувств строго запрещено. Простоту никто не отменял в
пользу актерства. Религиозная наигранность, это антихристианское
упражнение. Но все равно - радость необходима.
Вот и надевая фелонь,
священник говорит: «Священники Твои облекутся в правду, преподобные Твои
возрадуются». Это уже Псалтирь - 131 псалом. Если подризник это первое,
что надевает готовящийся к службе священник, то фелонь - последнее. И
первое, и последнее надевается при чтении библейских цитат: Исайи и
Давида. Там и там - слова о радости. Это одно уже говорит об обязанности
иерея утешать людей, услаждать их сердца в противовес житейской горечи,
нести им радость о Господе. Он может говорить людям: «Приходите в храм
молиться». Но может говорить им: «Приходите в храм о Господе радоваться»
Вот и Исайя опять говорит в 40-й главе: «Утешайте, утешайте народ
Мой». И ангел, испугавший пастушков в ночь Рождества, сказал, что
возвещает им «великую радость, которая будет всем людям» (Лук. 2:10) А
когда победил смерть Христос и до времени покинул землю, вознесшись с
горы Елеонской, то апостолы «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с
великой радостью» (Лук. 24:52) И здесь мы видим радость в начале и в
конце - в ночь Рождества и в день Вознесения. Это словно все те же
подризник и фелонь на теле Священной истории. И это все та же радость о
Господе.
Много печали и страхов. Много их вокруг и внутри. Много
внутри и вокруг тревог и уныния. Значит тем более, на контрасте и от
противного нужно искать чистой радости от Бога. Только от Него. Не
зубоскальства искать, а благодати. Искать той радости, которая с одной
стороны вон изгоняет мирские страхи, а с другой стороны имеет связь со
страхом Божиим. Как написано: «Да возвеселится сердце мое бояться имени
Твоего» (Пс.85:11)
«И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Иоанна 1:4)
https://elitsy.ru/profile/38400/199622/