В 1970-е годы перед правительством СССР встала задача обеспечения строительства БАМа рабочей силой. Если в 1930-х годах подобные проблемы решались с помощью ГУЛАГа, то на этот раз руководство страны пошло иным путём, объединив в рамках продуманной и системной работы моральные и материальные стимулы.
Проектно-изыскательские работы на БАМе после долгого перерыва были возобновлены в 1967 году. Проектирование приходилось проводить практически с чистого листа: с 1930-х годов изменились и природные, и технические условия: на смену паровозам пришли локомотивы на тепловой и электрической тяге. Стройка началась в самом начале 1970-х годов, в марте 1974 года генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев назвал её «важнейшей стройкой IX пятилетки», а уже в апреле 1974 года прямо на XVII съезде ВЛКСМ, где БАМ объявили всесоюзной комсомольской стройкой, был создан первый комсомольский отряд из 600 молодых строителей. Официальным началом строительства принято считать постановление ЦК КПСС от 8 июля 1974 года, согласно которому в течение 10 лет на БАМе должно было быть построено более четырёх тысяч километров путей.
Даёшь БАМ - магистраль века!
Статья «От Байкала до Амура», опубликованная в газете «Правда» летом 1974 года, начала массовую агитационную работу, которая не прекращалась до окончания строительства.
Всесоюзное внимание к стройке приносило свои плоды. Названия станций - Тында, Ургал, Кичера - знала вся страна. О БАМе слагались песни, снимались фильмы, лица героев стройки не сходили с газетных полос. В отделения ВЛКСМ поступали десятки тысяч заявлений от желающих получить «комсомольскую путёвку»: юноши и девушки перечисляли свои навыки и умения, упоминали своих родителей или дедов, работавших на всесоюзных стройках. Пионеры и школьники участвовали в акции «БАМу - пионерские рельсы» и отправляли строителям магистрали посылки с проникновенными письмами, книгами и тёплыми вещами. Многие ехали на БАМ «зайцами», без путёвок, мальчишки сбегали из дома, чтобы стать строителями магистрали века.
«Помню, в 1975 году вызывает меня начальник штаба. Вот сидят шесть девушек, приехали из Ивано-Франковска. Знаете кто они? Кондитеры! Без путевки, безо всего, сбежали на БАМ. Я говорю, что у меня бригада каменщиков, а это девчата. Что будем делать? Но приказ есть приказ, пришлось их взять. Организовали учебный пункт, начали обучать тех, у кого не было специальности. И вот в нашей бригаде девушка получила четвертый разряд каменщика и два ордена - это кроме медали за БАМ», - рассказал в интервью «Комсомольской правде» руководитель одного из первых отрядов комсомольцев Владимир Мучицын.
Надо сказать, что работа по привлечению на БАМ рабочей силы велась по всем направлениям, среди которых идеологическое/патриотическое было далеко не единственным.
Так, по распределению на стройку направлялись тысячи выпускников вузов, училищ и техникумов. К строительству привлекались военнослужащие строительных и железнодорожных войск. Молодым специалистам, которых приглашали на БАМ добровольно, обещали социальные и материальные льготы.
В первый же год среди строителей БАМа было больше половины приехавших на стройку «по общественному призыву». Одновременно на БАМе работало от 100 до 150 тысяч человек, всего за 15 лет в строительстве поучаствовали около двух миллионов советских граждан.
Обеспечение необходимой квалификации
Руководство страны понимало, что на одном энтузиазме далеко не уедешь: стройке были нужны квалифицированные кадры. Для этого по инициативе ЦК ВЛКСМ комсомольские путёвки на БАМ получали, в первую очередь, квалифицированные рабочие с других советских строек или сотрудники промышленных предприятий. Добровольцев, которые хотели работать на БАМе, но ничего не умели, сначала направляли на местные ударные стройки, где они могли набрать необходимый опыт и продемонстрировать свои «деловые и моральные качества». С теми же, кто попадал на стройку, не имея нужных навыков, после работы более опытные товарищи занимались на месте: люди обучались, сдавали на разряды. Было немало случаев, когда из неподготовленных энтузиастов вырастали полноценные уважаемые строители, Герои Социалистического Труда.
Для того, чтобы на строительстве в кратчайший срок складывались трудовые коллективы, на БАМ направляли старших товарищей комсомольцев - коммунистов, задачей которых было сплочение молодых строителей вокруг себя.
Опытным транспортным строителям и инженерам, без которых стройка не могла развиваться, предлагались весьма заманчивые условия. При заключении трёхлетнего контракта им по возвращении гарантировалась должность не ниже прежней, сохранялась квартира по прежнему месту жительства. Впрочем, настоящих специалистов на стройку привлекали и профессиональные амбиции. «Я понял, что пройти мимо такого шанса не могу. Сформировать трест с нуля, а это шесть тысяч человек, принять участие в строительстве железной дороги длиной свыше 3000 км в экстремальных условиях для профессионала - дело всей жизни», - рассказал в интервью «Комсомольской правде» главный инженер строительства моста через Лену Валерий Шмидт, проработавший на БАМе два десятилетия.
Не только «за туманом»
Можно сколько угодно злословить по поводу идеологической накачки и обманутых молодых строителях с затуманенным пропагандой сознанием. В перестроечные годы появилась даже шутка о том, что аббревиатура «БАМ» расшифровывается как «Брежнев Абманывает Молодёжь». Однако по прошествии нескольких десятилетий бывшие строители БАМа в многочисленных интервью вспоминают о проведённых на строительстве магистрали годах с удовольствием и ностальгией. На БАМе была особая атмосфера, была очевидна значимость труда, его важность для развития страны. Кроме того, люди были уверены в своём будущем - не боялись играть свадьбы и рожать детей, поскольку одновременно с магистралью строилось жильё, школы и детские сады.
Строители БАМа были очень хорошо обеспечены материально. «Северный» коэффициент» был увеличен до 0,7 при стандартных 0,3-0,4. Заработная плата ежегодно повышалась на 10% в течение пяти лет. Строителям полагался ежегодный 45-дневный отпуск и дни, необходимые для проезда к месту отдыха. Раз в год можно было бесплатно проехать на поезде, раз в три года - на самолёте. О товарном и продуктовом обеспечении бамовцев ходили легенды: товары, относившиеся на «Большой земле» к разряду дефицитных, здесь никого не удивляли. Тушёнка и свежее мясо, сливочное масло и сгущёнка, крупы, кофе, чай. Работники «стройки века» круглый год могли купить вьетнамские огурцы и помидоры, среди зимы можно было попробовать даже арбуз или ананас. Многие даже отсылали почтой продуктовые посылки своим родным. Не было дефицита одежды и обуви, продавались редкие грампластинки и книги, которые в то время тоже были дефицитом.
Кроме того, за три года можно было в рассрочку получить автомобиль (машин тогда в продаже практически не было, не говоря уже об их цене).
Заботились руководители стройки и о досуге бамовцев, и об их боевом настрое. Для строителей устраивались спартакиады, едва ли не еженедельно к ним приезжали артисты: на БАМе была Алла Пугачёва, а популярный в то время Дин Рид четырежды посетил стройку.
Конечно, подобные меры помогли обеспечить приток желающих работать на БАМе. Но тех, кто заработал за три года машину и уехал после этого домой, среди бамовцев было не очень много: даже те, кто целенаправленно приехал за льготами и деньгами, в итоге втягивались, привязывались, проникались духом всенародной стройки, обрастали семьями и друзьями - и оставались надолго.
Людей, приехавших на БАМ «из-под палки», на стройке не было. Выражаясь современным языком, мотивация строителей магистрали крепилась на двух основных факторах: возможности заработать и осознания важности и нужности своего труда, возможности увидеть его результаты.
Комментарий profiok.com
Происходящее на нынешней «стройке века», космодроме Восточный, выглядит как не слишком удачная попытка повторить опыт БАМа по привлечению молодёжи. Однако времена изменились: пропаганда не работает, система подготовки кадров развалена, а периодические призывы к заселению «умного города» Циолковский или началу демографического бума воспринимаются молодёжью скептически и с юмором. Да и как можно загореться желанием участвовать в гигантской стройке «по зову сердца», если руководители столь значимого для страны проекта никак не могут наладить регулярную выплату зарплат штатным рабочим, а в новостных лентах снова и снова появляются сообщения о возбуждении очередных уголовных дел?
Сейчас на всероссийской студенческой стройке работают более тысячи студентов-стройотрядовцев. Спецстрой как организатор движения обеспечивает молодёжь бесплатным трёхразовым горячим питанием и спецодеждой, трудоустраивает их в соответствии с требованиями ТК. Для студентов предусмотрены спортивные и культурно-массовые мероприятия (уставшие от непривычного физического труда ребята иногда пишут в соцсетях, что нет никакого желания участвовать после рабочего дня в соревнованиях КВН или конкурсе по украшению комнаты). Студенты учатся укладывать асфальт, скачут на дискотеке, делают эффектные селфи на фоне футуристических котлованов и арматуры... и мечтают уехать. «Многие соскучились по дому, по близким, по вузу и даже по самым тягостным парам и сессиям. Многие соскучились по домашней еде, по телевизору и по другим мелочам, которые не ценишь в обыденной жизни», - этот рассказ участника стройки,опубликованный на сайте МАИ, разумеется, заканчивается обнадёживающе, мол, стройка века, выдержим, куда деваться. Конечно, выдержат - до окончания второго этапа всероссийской студенческой стройки остаётся меньше месяца. Только вот приедут ли снова?
Героем БАМа в общественном сознании был обычный рабочий, «утюжащий топи болот». Героем строительства Восточного почему-то упорно делают Дмитрия Рогозина, регулярно рапортующего о завершении очередного этапа и ликвидации очередного обнаруженного безобразия.
«Надеюсь, что и Президент России, и Председатель Правительства обязательно посетят эту стройку до конца года. И думаю, это дополнительная ответственность, которая ложится на плечи строителей», - сказал вице-премьер в ходе недавней контрольной поездки на космодром. Неясно только, готовы ли к такой ответственности рабочие, не уверенные, что их работа будет оплачена.
Впрочем, проблема отсутствия системного подхода существует не только на Восточном. В Сибири вводится Богучанская ГЭС, строится алюминиевый завод, появляются комбинаты. Вот и высокотехнологичные рабочие места!
Только хорошо бы к созданию рабочих мест присовокупить строительство жилья. Не надо возить рабочих, пусть даже комфортабельным транспортом, за 60 км до рабочего места. Каким бы «шоколадным» оно ни было, после смены человек должен иметь человеческие условия тоже. Дайте человеку жить по-человечески!
Создатели рабочих мест ворчат: «Мы им работу, а они капризничают ещё»... Да, перевелись Корчагины. Иная реальность, другие люди - и с этим придётся считаться.
Человек ленив по природе, иначе он не изобрёл бы машин, облегчающих ручной труд. Если ему понятно, что никогда он не заработает на покупку жилья, достойную жизнь себе и своим детям качественным, профессиональным выполнением обязанностей на скромном рабочем месте, он предпочтёт вообще не шевелиться. Что, собственно, и происходит. Вот и будут в России работать за харчи пришлые люди, которым ещё хуже и которым на Россию с её проблемами наплевать. Очень немногие приезжают в нашу страну с желанием обустроить её экономику на благо российских граждан. О чём им беспокоиться? Дурной пример российских аборигенов заразителен. А ведь всего-то нужно - дать людям возможность уважать себя. Тогда и кадры появятся.
P.S. На днях Министерство Юстиции России утвердило приказ Минтруда «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, имеющих право на приём в гражданство РФ в упрощённом порядке». Перечень содержит 74 профессии, большинство из которых составляют инженерные, рабочие и медицинские специальности: врачи, акушеры, медицинские сёстры, провизоры, фармацевты, инженеры-конструкторы, инженеры-проектировщики, математики, монтажники, сварщики, слесари, токари, электрики, электромонтёры и т.д. Для получения гражданства претендентам нужно будет подтвердить постоянное проживание в России и трёхлетний опыт работы по профессии. Видимо, Минтруд даже не надеется на появление в России собственных квалифицированных кадров.