Мощевик из Свято-Троицкого собора

0
339
Время на чтение 5 минут

Одна из реликвий Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова - уникальный ковчег-мощевик - стала достоянием прихожан совсем недавно, всего десятилетие назад, хотя у этой чтимой святыни - долгая и непростая история. Но прежде чем обратиться к ней, напомним читателям о том, как в Православии складывалась традиция почитания святых мощей.

Эта традиция восходит к первым векам христианства. Издавна христиане почитали мучеников, отдавших жизнь за свидетельство о Христе - почитали настолько, что благоговейно собирали останки растерзанных дикими зверями на арене римского Колизея, сожженных заживо «факелов Нерона», умученных иными способами. Даже Литургия служилась первоначально на гробницах мучеников - потому и сегодня она не может совершаться в отсутствии антиминса. Как отмечает православный портал «Азбука», «основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело - не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Священного Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (ср.: 1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (ср.: 1 Кор. 6, 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое уважение и благоговейное отношение к останкам святых угодников <...>

С этих пор и введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы».

Мощевик, хранящийся ныне в Свято-Троицком соборе, первоначально находился в походной церкви екатерининского вельможи князя Сергея Федоровича Голицына (1748-1810). Флигельадъютант императрицы Екатерины II, он был боевым генералом, участником суворовских кампаний, кавалером российских и иностранных орденов. В 1780 году Голицын расположился в селе Зубриловка Балашовского уезда Саратовской губернии с 24 эскадронами Семеновского драгунского полка. Они и возвели здесь усадьбу, в дальнейшем получившую общероссийскую известность. Через несколько лет в усадьбе была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня.

Хранение мощевика в родовом княжеском имении Голицыных-Прозоровских - далеко не единственный пример в истории русских дворянских семей. Историки свидетельствуют о том, что в личных архивах осталось немало свидетельств пребывания христианских святынь во многих дворянских домах. Это не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты. Вопреки расхожим представлениям, далеко не все русские дворяне XVIII века были вольтерьянцами-безбожниками, и благочестивый пример генерала Голицына - тому пример.

Итак, святыня пребывала в зубриловском храме Преображения Господня - до 1921 года, когда церковь в Зубриловке была закрыта. Оказавшись в руках идейных борцов с «опиумом для народа», ковчег-мощевик прежде всего лишился своего драгоценного серебряного оклада...

В 1930 году мощевик появился среди экспонатов антирелигиозной выставки, проводимой Союзом воинствующих безбожников. Что именно хотели в данном случае «изобличить» воинствующие безбожники, выставляя на глумление ковчег с мощами, современному человеку трудно понять, поскольку православные никогда и не скрывали, что почитают останки своих святых.

Затем святыня оказалась в Саратовском областном музее краеведения. Первая запись о ее поступлении появилась в инвентарной книге отдела религии и атеизма в 1937-1938 годах: «Коллекция мощей, собранная кн. Прозоровским-Голицыным. Дерев. доска с фото». В 1948 году в новую Книгу поступлений было добавлено, что мощи происходят «из ликвидированной церкви с. Зубриловки Саратовской области». (Подтверждение, что мощевик действительно из этого села, исследователи обнаружили в метрике зубриловского храма. Священник Павел Прозоров, в 1887 году составлявший по просьбе Императорской Академии художеств метрику, отметил, что в храме имеется икона с мощами).

В фондах краеведческого музея сохранилась также фотография мощевика. На ней можно увидеть, как он выглядел до закрытия церкви и передачи в музей. На фотографии изображен в раскрытом виде металлический ковчег в форме складня с двумя створками. Внутрь него помещена доска с частицами мощей в окладе, в ее центре - эмалевая икона-дробница Воскресения Христова. Благодаря мастерству неизвестного фотографа и компьютерной обработке, стало возможным расшифровать надписи на окладе и, таким образом, атрибутировать частицы мощей.

Мощевик представляет собой деревянную доску размером 25,5 х 21,6 см, на которой расположены рядами 132 углубления с частицами мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары, многих русских святых. В центре доски - гнездо для крепления овальной иконы Воскресения Христова.

Результаты работы по атрибуции мощей, а также материалы о Сергее Федоровиче Голицыне, его жене Варваре Васильевне, урожденной Энгельгардт (1751-1815), которая была родной племянницей князя Г. А. ПотемкинаТаврического; об имении Голицыных в Зубриловке, о Спасо-Преображенской церкви были представлены на выставке в музее краеведения, посвященной истории этой уникальной реликвии. Выставка «Обретенная святыня» проходила в декабре 2004-го - январе 2005 года. Тогда же, согласно Положению о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило Саратовскому областному музею краеведения передать мощевик саратовскому Епархиальному управлению в постоянное пользование.

Торжественный акт возвращения святыни Русской Православной Церкви состоялся 14 января 2005 года. В этот день Владыка Лонгин отслужил Божественную литургию в Свято-Троицком храме. Затем начался крестный ход в Саратовский областной музей краеведения, где и началась церемония передачи. На ней присутствовали министр культуры области Михаил Брызгалов, директор музея Николай Малов, духовенство города. После окончания крестного хода перед мощевиком в соборе был отслужен благодарственный молебен.

В 2006 году было решено восстановить драгоценную ризу на мощевик в реставрационных мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Мастера проделали уникальную работу по расшифровке старых фотографий. Они разработали изображения каждого из святых, сделали гравировки. Теперь святыня постоянно пребывает там, где ей единственно и подобает находиться, - в церкви. Мощевик хранится в нижнем, Успенском, храме собора, около Казанской иконы Божией Матери. Ныне каждый приходящий в кафедральный собор имеет возможность попросить заступничества и помощи святых угодников, мощи которых покоятся в ковчеге. Поклоняясь этой святыне, нельзя не вспомнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

Журнал «Ведомости Саратовской митрополии» № 2, февраль 2015 г.

Подготовила Оксана Гаркавенко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/moshhevik-iz-svyato-troickogo-sobora
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Гаркавенко
Все статьи Оксана Гаркавенко
Последние комментарии
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Наталья Сидорина
28.12.2024 12:48
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 12:47
Книга о допотопной истории человечества
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:45
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
28.12.2024 12:38
«Советский период сменился бледной немощью»
Новый комментарий от Александр Волков
28.12.2024 11:33
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
28.12.2024 11:30
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Сергей из НН
28.12.2024 10:50