Нам необходимо создать новую экономику – духовно-нравственную

0
448
Время на чтение 18 минут

В духовно-нравственной экономике главенствующим является производство необходимых вещей для жизни человека, для его духовно-нравственного возрождения.

Именно такого направления необходимо придерживаться России, уверены профессор, ректор Уральского института бизнеса, священник Александр Миняйло и первый проректор Уральского института бизнеса, кандидат философских наук Наталья Куликова. В своем научном докладе они рассказали, как должна функционировать вся система человеческой деятельности, чтобы стать основным средством для спасения человека.

Социально-экономические процессы, происходящие в России на протяжении более двадцати последних лет, и их результаты свидетельствуют о том, что наша страна находится в глубоком, затяжном, всеохватывающем кризисе. Исследователи отмечают, что это обусловлено такими факторами, как смена государственного строя, переход на новый технологический уклад, который совпал у нас со сменой основного способа общественного производства, демократические преобразования по западным «рецептам», настойчивые попытки новой власти «привязать свой челнок к корме большого корабля, заранее солидаризируясь с его курсом и направлением». Но все же основные параметры кризиса - его системность и длительность показывают, что главная его причина - в потере самосознания русского народа, в сломе нравственных императивов в жизни общества, в измене национальным традициям и устоям, в смене ценностных координат, и самое главное, в духовной дезориентации большинства населения.

Еще в середине ХХ века великий русский мыслитель И. А. Ильин отмечал: «Христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской церкви. Но, отойдя от нее, многие не остались к ней безразличны: они усвоили себе настроение отчужденности, осуждения и вражды...Таким образом, в пределах самого христианского человечества... образовался широкий антихристианский фронт, пытающийся создать нехристианскую и противохристианскую культуру». Опыт - критерий истины, а дерево узнается по плодам. Хозяйствование без свободы инициативы в советском государстве создало пропасть между хозяйственным инстинктом человека и хозяйственной деятельностью, что привело к оскудению хозяйственной сметки, личного интереса, свободного труда. Хозяйствование без обуздания частнособственнического инстинкта, бездуховного, эгоистического и бездумного, настроенного на эксплуатацию и разбой, без укоренения в нравственные основания общественной жизни, без духовных основ становится хищническим по отношению к природе и ведет к асоциальным ситуациям и кризису экономики и культуры.

Размышляя о природе хозяйственного инстинкта, И. А. Ильин писал: «В будущем придется считаться с той аксиомой, с тем фундаментальным положением, что хозяйствование никоим образом не есть деятельность, безотносительная к нравственности. Укорененная в инстинкте и проистекающая из него, она должна регулироваться духовностью; ни в теории, ни на практике она не должна рассматриваться как нечто стихийное, самовластное, выходящее за этические рамки. Бездуховный инстинкт культуру не создаст, и вообще ничего не создаст ни в какой области... Хозяйство - это социальный процесс и именно это обстоятельство обязывает человека к социальности».

Эти меткие формулировки выражают, на наш взгляд, главное в историческом опыте русского народа - неприятие самовластности рыночных механизмов, стремление к творческому воплощению высших духовных смыслов в повседневности, в хозяйственной практике, в личном труде, в собственном деле, в служении и всей общественной и личной жизни. Главная цель человека бездуховного и безнравственного можно сформулировать, если обобщить все целевые установки, как достижение максимально комфортного его существования в земной жизни.

Чувство комфорта достигается удовлетворением желаний, непременно постоянно растущих (душевную пустоту надо чем-то все время заполнять). Такой человек - идеальный потребитель материальных благ, поэтому целью либерально-капиталистической экономики становится безграничный рост материальных благ - прибыль любой ценой (ценой хищнической и безответственной эксплуатации природы, нравственной деградации человека, его духовного опустошения, в конечном счете, потерей самого инстинкта самосохранения, который всегда остается главным стимулом к хозяйственному труду). Все это в итоге ведет к кризису экономики, построенной на безжалостных, эксплуататорских, коррупционных методах хозяйствования, в конечном счете - к кризису всех общественных отношений, начиная с семьи и заканчивая государством. Цель человека нравственного, религиозного - одухотворение, преображение, спасение в Боге для вечной благой жизни, поэтому цель духовно-нравственной экономики можно определить как создание наиболее благоприятных условий для духовного возрастания человека, его преображения, достижения святости и соединения с Богом.

Духовно-нравственная экономика - экономика активной, творческой солидарности людей, как в личной, так и общественной жизни. Духовно-нравственная экономика - новый тип национально-ориентированной экономики, в которой человек в процессе хозяйственной деятельности ставит перед собой духовные задачи и руководствуется нравственными принципами и морально-этическими нормами, которые под влиянием православной духовности исторически сформировались в России. Это - единственный путь из тупика, в который ведет человечество либеральная доктрина.

Как отмечает профессор А. А. Олейников в своем фундаментальном труде «Экономическая теория. Политическая экономия национального хозяйства»: «Обновленной экономической теории сегодня нужен методологический каркас, который будет отражать всю систему ценностей в нашем обществе. А для этого необходим историософский подход (национально-исторический и национально-философский) к экономике и национальному хозяйству страны». Духовно-нравственная экономика - это экономика, базирующаяся на православных духовных принципах и нравственных нормах, выступающая как необходимое средство спасения и духовного совершенства человека.

Духовно-нравственная экономика может строиться в России только общностью религиозно укрепленных в православной вере людей, так как в ее основе лежат христианские духовные и нравственные ценности. Ведь именно духовно-нравственные скрепы обеспечивают самоорганизацию экономической жизни российского общества и человека, выступают одновременно и связующими звеньями с абсолютными духовно-ценностными основаниями. Исходя из этого, возникает необходимость радикального пересмотра всех базовых экономических категорий и формирование новых основополагающих принципов духовно-нравственной экономики.

Ряд принципов духовно-нравственной экономики целесообразно объединить в несколько групп. Первая группа - базисные мировоззренческие принципы: философская доктрина о теоцентричности, а в православии - христоцентричности мира. Вся хозяйственная практика человека реализуется как предстояние пред Богом, каждый субъект лично ответственен перед Творцом за результаты своей деятельности и стремится к осуществлению дела Божия - добра на земле. Во-вторых, принцип первенства духовных законов над законами экономическими и физическими. Верховным нравственным императивом человеческого существования и поведения в обществе является христианский принцип любви к ближнему. Святой Василий Великий говорил, что любящий ближнего как самого себя, не приобретает ничего более, нежели ближний, ведь, поскольку ты прибавишь себе богатства, постольку же убавишь любви. Различение добра и зла совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. Этот нравственный закон человек, не утративший связи с Богом, чувствует в глубине своего сознания посредством совести.

Совесть и есть основа человеческой нравственности, законодатель и мздовоздаятель за безнравственные деяния. Действие духовных законов определяет линию поведения экономического человека - всегда по большому счету выгодно то, что нравственно оправдано, сиюминутная выгода от безнравственного решения и поступка оборачивается в итоге огромными потерями (к примеру, экологические и техногенные катастрофы, личностные и межличностные трагедии - депрессии, вражда, месть и т. п.). Вторая группа - ценностные основания: главенство абсолютных духовных ценностей (Бог, дух, душа человека, над ценностями относительными, материальными (иерархия ценностей).

Ценностный мир человека - та система координат, в которой он движется к главной цели своей жизни. Цель человеческой жизни представляется идеологами рыночной экономики как нечто субъективное в своей основе - нет единой цели и смысла жизни, понятия успеха, успешности которые подменяют истинную цель и смысл существования всего человечества, вряд ли можно воспринимать как объективный ценностный императив, ведь успех есть продукт конкуренции, он всегда достигается за счет чего-то (или кого-то), что естественно входит в противоречие с главным духовным законом - «возлюби». В современную экономическую науку в качестве незыблемого императива вошло положение о том, что главной целью хозяйственной деятельности человека является удовлетворение его собственных потребностей.

По А. Смиту всякий человек пользуется полной свободой следовать тому пути, который указывает ему собственный свободный интерес. В общесоциологическом плане и вне конкретного исторического контекста данное положение можно считать базовым, а саму цель рассматривать в качестве исходной предпосылки в целом для человеческого бытия. Если человек выбирает и пытается обосновать эгоистическую цель - обеспечить свое личное благополучие за счет других, прежде всего, за счет интересов других людей, такая бездуховная цель лишена не только нравственного, но и рационального экономического основания. Рынок представляют иногда как социально нейтральный механизм, как форму саморегулирования и организации экономических взаимосвязей между хозяйствующими субъектами.

При таком подходе в идеале предполагается включение экономических законов рыночных отношений и наступление «естественного порядка» производства, обмена и распределения на взаимовыгодных и эквивалентных началах. В действительности же современная западная рыночная модель экономики развивалась и продолжает развиваться под крылом политики протекционизма, на специфических источниках накопления капитала в духе протестантизма и финансово-экономического рационализма за счет неэквивалентного обмена с исторически уходящими хозяйственно-экономическими укладами, колониализма, развертывания финансово-спекулятивной, ростовщической и фиктивной экономики. В погоне за комфортом современный человек устремляет все свои чаяния и заботы о достатке (а зачастую избытке) материальных благ, не задумываясь о главном - цели и смысле жизни и связанных с этими объективными категориями ценностями. Здесь необходима ясность в различении цели, объективно заданной, данной человеку Творцом и средств ее достижения.

Вся хозяйственная деятельность человека есть лишь средство достижения главной цели жизни - спасения, преображения (обожения) человеческой природы, соединения ее с Богом, осуществления главного принципа и закона сосуществования Бога и человечества в Единстве (Церковь Христова) - закона любви. «Нет больше той любви, кто душу положит за брата своего», нет ничего более ценного, чем Истина - Бог, нет ничего более прекрасного и ценного, чем душа человека - вместилище Духа Святого, храм Самого Бога, созданная по Образу Творца и воплощающая его подобие. Объективные, высшие, духовные ценности определяют содержание нравственности, морали в обществе и формируют образ должного совершенства в виде идеала. Человек стремится к объективно значимым и высшим ценностям (Бог, Истина, Любовь, Красота, Добро, Вера) и обретает на этом пути подлинное богатство - добродетели, смирение, примирение с Богом (богатства высшего порядка).

Таким образом, духовно-нравственная экономика - экономика сбережения (человеческой души, здоровья, жизни, природы, всего Божьего творения), экономика обуздания желаний и страстей, направление всех чаяний человека к «Единому на потребу», к Богу («Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»/ Евангелие от Матф. 6.33), средство осуществления действенной жертвенной любви к ближним. Нравственность, укорененная в совести, культуре, традиции и характере русского народа - русская идея. «Непреходящую значимость для понимания русского хозяйствования имеет духовный склад, национальное самосознание, национальный характер, то, что выражается современным понятием менталитета. И все эти сущностные характеристики с предельной глубиной выражены в русской идее. Ее духовный стержень составило православие». Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественноисторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов. Рынок сам по себе, как и гражданское общество, и правовое государство, не может быть вдохновляющей общенациональной идеологией.

Бездумное копирование западной рыночной экономики в наших условиях означает отказ от своей национальной идентичности. Тысячелетний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в православии и русской культуре, образовании и воспитании, науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. «Мы должны понимать и помнить, - предупреждал И. А. Ильин, - что всякое давление с Запада, откуда бы оно не исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации». Созидательный и творческий труд рассматривается как непременное свободное служение Богу и людям в процессе преображения плотского «экономического человека» в человека духовного. Сегодня необходимо восстановить авторитет и стимулы честной, созидательной и творческой деятельности.

Необходимость и важность труда в деле осуществления деятельной любви и преображения человека заповедана нам Богом - «В поте лица будешь добывать хлеб свой»). Как основополагающий принцип духовно-нравственной экономики созидательный и творческий труд должен быть рассмотрен в двух проекциях: работа для добывания хлеба насущного и материальных благ и труд души над преображением ветхого человека в человека духовного. Две нераздельные части единого трудового подвига созидают цельного человека и создают условия для полноценного его воспроизводства.

Таким образом, работа не может занимать все время человека, ему необходимо время для духовного делания (молитвы, созерцания, служения, дел милосердия и т. п.). Тем не менее, преодоление кризиса, обеспечение хозяйственной стабильности, оживление производства, восстановление инвестиционного цикла и стимулирование инновационной активности, создание нового технико-технологического уклада в экономике России потребует не только концентрации огромных финансовых средств и материальных ресурсов, но не может быть осуществлено без реанимации главенствующей роли труда, без восстановления авторитета человека труда в обществе.

Экономика созидающая, а не «проедающая» хлеб наших детей - будущих поколений русских людей - должна быть сберегающей, защищающей среду обитания, нашу землю, не разбазаривающей природные ресурсы, не загрязняющей воду и воздух. Отсюда необходима комплексная стратегическая национальная программа использования и возобновления природных ресурсов в процессе хозяйствования, разработка и внедрение безотходных технологий, строгий контроль за использованием ядохимикатов и биотехнологий, генной инженерии. Сохранить Россию и ее единство можно, только сохраняя национальную идентичность, которая базируется на своей системе ценностей и многовековых традициях русского народа.

«Провал либеральных реформ в России, - отмечает А. А. Олейников, - подтверждает универсальность принципа, согласно которому способ производства как способ экономического бытия всегда соответствует способу жизнедеятельности как совокупности норм, традиций и стереотипов национального бытия». В условиях современного глобализма и навязывания «нового мирового экономического порядка» Россия должна расчетливо и эффективно строить свое хозяйство, эффективно используя территорию, природные ресурсы, отлаживать взаимовыгодные связи, исходя из своих общенациональных интересов и обеспечения безопасности страны.

Принципы служения и солидарности, которые веками лежали в основе соборности русского народа, должны быть актуализированы с новой силой для достижения единства народа. Конкуренция как движущая сила рыночного механизма, подпитываемая ценностными основаниями индивидуализма и неограниченной свободы человеческой личности ведет к разобщению и деградации. Господство материальных, денежных ценностей, дух потребительства и стремление к успеху (превосходству) как жизненная цель ведет к дисбалансу между неограниченными желаниями индивидуумов и ограниченными ресурсами, используемыми для их удовлетворения.

Таким образом, установочной целью рыночной либеральной экономики является борьба за ресурсы, как в местечковом, так и общемировом масштабе. В основе гармоничных общественных отношений, будь то семья, трудовой коллектив, государство не могут быть частные материальные интересы, стремление к успеху, неизбежно ведущие к разобщению и социальной борьбе, в основе единения людей всегда будут нравственные начала, проистекающие из духовных ценностей, и главная из них - жертвенная любовь. Сегодня, когда российское общество, следуя либеральной доктрине Запада, развивается по пути социально-экономической патологии, не может быть и речи о росте благосостояния всего населения страны. Это - путь деградации, обнищания и вымирания народа на фоне кажущегося изобилия материальных благ.

Разворот к кооперации во всех сферах производства, малого предпринимательства с государственными предприятиями при поддержке государства - рациональный путь развития экономики страны с пользой для государства, общества и человека. При этом земля принадлежит Богу и не подлежит купле-продаже, а дается в пользование. Эффективное использование земельных и природных ресурсов может быть на основе различных юридических прав: пользования, распоряжения, доверительного управления. Частная собственность на землю с нравственной точки зрения то же, что и частная собственность на воду, воздух, солнечный свет и тепло. Безнравственно и опасно превращать землю и недра в спекулятивный актив. Кроме того, купля-продажа земли ставит под угрозу национальную безопасность и суверенитет страны.

Обострение экологической проблемы, нерациональное хищническое использование природных ресурсов, нецелевое использование плодородных земель, просто неумелое и непрофессиональное обращение и как следствие, нарушение порога продовольственной безопасности страны, непомерный рост цен на жилье, спекуляция и криминализация всех сегментов земельного рынка, значительная потеря рентных доходов государственной казной - такова непомерная плата за введение института частной собственности на землю в России. Один из основополагающих тезисов экономической науки, подтверждаемый практикой хозяйственной жизни - проблема ограниченности ресурсов роста и безграничности потребностей человека. Положительное разрешение данного противоречия только в экономической плоскости невозможно.

Различные концепции в экономической теории: «пределов роста», «нулевого роста», «ограничения потребностей» решают проблему лишь в параметрах количественных характеристик экономического развития. Необходимо решать вопрос качественно, должно измениться отношение человека и общества к целям и плодам своей хозяйственной деятельности, к условиям и принципам функционирования и развития экономики. Как отмечает А. А. Олейников: «Очевидно, что частные материальные интересы, неизбежно ведущие к общему раздору и социальной анархии, не могут быть высшим началом общественного организма». О том, что способ производства является производным от способа жизнедеятельности, свидетельствует сама история становления англосаксонского капитализма, прекрасно описанная М. Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Деньги при капитализме господствуют не сами по себе, их господство является производным от господства «денежных ценностей» и «денежной этики». Перефразируя, можно сказать, что честь, совесть и нравственность в духовно-нравственной экономике господствуют также не сами по себе, их господство является производным от господства духовных ценностей и православной веры нашего народа. Таким образом, длительно развивающийся системный кризис в России необходимо преодолевать, в первую очередь, изнутри, из воспитания людей к братству, соработничеству, взаимопомощи, уважению к труду, истории своей страны, традициям народа. Подъем и устойчивое развитие экономики не может быть осуществлено на принципах, которые противоречат нравственному идеалу русского человека, России сегодня необходимо осуществление господства общенациональных великих целей над частнособственническими интересами олигархического капитала, подавляющего и угнетающего все общество. Необходимо отметить, что у двух экономик - духовно-нравственной и существующей олигархически-капиталистической - есть различия в целеполагании. Главная цель существующей экономики - это максимальное получение прибыли.

Прибыль любой ценой - вот ее главный стержень, максимизация прибыли сразу и сейчас, невзирая на те последствия, к которым все это приводит. Это приводит к тому, что среда обитания человека ухудшается. Человек подрубает тот сук, на котором сидит. Результат промышленного освоения территории уже привел к повсеместному загрязнению вод в реках России. Нет той первозданной чистоты, присущей земле на заре цивилизации. Целевая установка духовно-нравственной экономики не направлена на максимизацию прибыли, как таковой. Главное ее предназначение является основным средством духовного возрастания человека и его спасения. Это, в свою очередь, не отрицает тезис, что экономика должна так функционировать, чтобы обеспечить достаток населению. То есть экономика направлена на духовное совершенствование человека. А отсюда и другой разворот в хозяйственной практике. В рыночной экономике земля как место обитания человека пущена в государстве в оборот купли и продажи. Такая купля и продажа земли дает начало целому ряду негативных последствий, о которых мы говорили в предыдущих статьях.

Перепродажа земли ведет к увеличению количества крупных латифундистов, которые не работают на земле. В существующей рыночной экономике земля введена в оборот купли и продажи. Какую отрицательную проблему это порождает? Учитывая тот факт, что 80% дохода государства составляет земля и ее природные богатства, только 20% дохода составляет капитал. Но владение землей от лица государства позволило бы ему на 80% наполнить свой бюджет, тогда социальные проблемы населения можно было бы решать более эффективно. Представим ситуацию, что природные ресурсы принадлежат государству, а значит и всему народу, проживающему в этом государстве. Тогда каждый гражданин России имел бы, хоть маленький, но доход от недр, которые принадлежат государству. При таком повороте можно было бы говорить, что государство заботиться о своих гражданах.

А что мы имеем? Основная прибыль от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых идет в карман собственникам компаний. Это порождает несправедливый разрыв между прослойкой самых богатых в нашей стране и самых бедных, что, в конечном счете, ведет не к консолидации общества, а к его расколу. Чтобы сплотить общество, необходимо создать огромное общее дело. На наш взгляд, таким общим делом, которое всколыхнуло бы страну, направив ее на развитие, является широчайшая государственная программа строительства индивидуального жилья. И главным тормозом такой широкоохватывающей программы является отсутствие доступа к земле.

Практически невозможно в широких масштабах получить землю бесплатно для строительства собственного дома всем желающим. За все предыдущие годы, начиная с 1917 года, когда к власти пришли большевики, мы так и не решили проблему обеспеченности жильем всех желающих. Мы составляем самую северную цивилизацию, где сельское хозяйство является рискованным земледелием. Если гражданин России не имеет жилья, он не может создавать семью, участвовать в каких-то государственных производственных программах. Не решив проблему жилья, мы ничего с вами по-настоящему не решим. Существующая олигархическая, рыночная экономика в этой области не способствует развитию науки, заглушает взрывной потенциал, имеющийся в народе. Если бы мы с вами смогли превратить Россию в огромную строящуюся площадку!

Вот то огромное общее дело народа, взявшись за которое мы бы объединили народ; решили злободневную проблему нехватки жилья; ликвидировали отток молодежи из страны; дали мощный импульс развитию экономики; улучшили материальное состояние граждан, создав огромное количество рабочих мест. Не решив земельный вопрос, мы не сделаем ничего положительного в России. Мы докатились до того, что в производственной сфере спад производства составляет 5%. Спрашивается, куда дальше мы будем откатываться? Земельный вопрос - это комплексный вопрос. Он тянет за собой огромное количество нерешенных проблем, надвигающихся в нашей стране. Возьмите наши города миллионники. Что они из себя представляют? Это нагромождение высоток из стекла и бетона, а отчего? Оттого что в городе земля дорогая. Застройщикам выгодно на пяточке выстроить не малогабаритное жилье, а отгрохать дом в 30, 50 этажей, не задумываясь при этом о последствиях. А последствия не за горами: ухудшение воспитания детей, проживающих в таких домах, ухудшение экологической обстановки от скученности, поголовное уменьшение зеленых насаждений, газонов, в городах нескончаемые пробки машин. Вот, что мы имеем в настоящее время, при этом имея огромную территорию.

Люди, одумайтесь, нельзя так жить! Когда же мы начнем создавать комфортную среду обитания? Производственная среда В рыночной экономике производственная среда возникает там, где наблюдается наибольшая эффективность капитала. При этом в большей степени игнорируется среда обитания человека. В данной экономике производства все больше и больше наступает финансовая среда: создаются различные финансовые пирамиды, ворохи различных «ценных бумаг», котировки валюты т.д. Вот то главное в экономике, что дает большую прибыль, огромное количество товаров, от которых человек может вполне отказаться. Именно рынок рекламы навязывает человеку товары, не являющиеся необходимыми для нормальной духовно-нравственной жизни человека. Поэтому в этой парадоксальной экономике выпускается огромное количество товаров, от которых человек откажется и при этом нисколько не пострадает. Данный тип хозяйства характеризуется в проживающих городах огромными свалками отходов. В духовно-нравственной экономике главенствующим является производство необходимых вещей для жизни человека, для его духовно-нравственного возрождения. В производстве не должно быть отходов. Все должно идти в дело.

В данном типе хозяйства с духовно-нравственной направленностью нет места свалкам, отходам в городах. Все бытовые отходы утилизируются, перерабатываются. Здесь нельзя открыть производство, не решив проблему утилизации или переработки выпущенной продукции, срок использования которой закончился. В существующей экономике первую скрипку играют финансы. Создалось огромное количество банков, более 800. Все они построены на паразитической, греховной системе данных денег в рост. Мало того, что мелкообразующие банки не способны дать «длинные» рубли сфере производства, но они и живут на огромные проценты, взимаемые с производства и с личности. В духовно-нравственной экономике не может существовать такая паразитирующая финансовая система. В ней отсутствуют частные банки, присутствуют только государственные, и их крайне немного. При этом существует беспроцентный кредит. Наступает эра расцвета экономики. И если в олигархической, рыночной, капиталистической экономике средства производства находятся в частных руках, это порождает эксплуатацию и безработицу.

В духовно-нравственной экономике нет места эксплуатации и безработице. В народном предприятии работник сам становится собственником, и форма эксплуатации отсутствует. Имеются различия между духовно-нравственной экономикой и капиталистической экономикой в понимании богатства. В ныне существующей экономике, количество денег определяет многое - чем их больше, тем выше значимость этого человека в обществе. В духовно-нравственной экономике человек понимает, что все имеющиеся у него материальное богатство дано Богом, а ты являешься только управляющим этого богатства. При этом присутствует понимание: как Господь дал тебе это материальное богатство, так Он может и забрать его.

Духовное богатство, приобретенное человеком, является высшей меркой жизни человека по сравнению с материальным богатством. Духовно-нравственная экономика выступает как основное средство для спасения человека, раскрывает огромный простор и способствует развитию человека как личности, приближению его к Богу

http://rnk-concept.ru/5839

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Миняйло
Правительство делает верный шаг
Вводится постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги
09.03.2021
Отменить эксплуатацию и национализировать предприятия!
Нынешняя порочная экономическая модель предполагает повышение цен, поэтому введение продовольственных карточек проблему не решит
22.12.2020
Идеология мегаполиса себя изжила
Повсеместное возведение индивидуального жилья и более равномерное распределение населения по территории страны спасут Россию!
12.05.2020
«Регулирование вызвано дефицитом товаров»
О предложении правительства ограничить рост цен на продукты
11.04.2020
Наживешься на беде - Бог накажет
Государство должно пресекать попытки спекулянтов повысить цены на продукты за счёт создания искусственного дефицита
17.03.2020
Все статьи Протоиерей Александр Миняйло
Наталья Куликова
Главное богатство России
Нам необходимо создавать новую экономику - духовно-нравственную
16.08.2016
Все статьи Наталья Куликова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06