На северо-востоке Эстонии, недалеко от довольно крупного по эстонским меркам города Нарва, есть еще один городок, название которого перекликается с Нарвой или, точнее, является производным от него. По-русски оно произносится с некоторым трудом - Нарва-Йыэсуу. Поэтому русскоязычные жители Эстонии обычно предпочитают переводное название, более простое и понятное: Усть-Нарва. Имя города отражает его местоположение: он находится в устье реки Нарова, в 30 километрах к северу от Нарвы.
Усть-Нарва, как и большинство провинциальных эстонских городов, радует уютом и спокойствием. Через Нарову проходит государственная граница. Берег реки и лес на противоположной стороне уже российские, хотя, конечно, русские и эстонские сосны и березы ничем друг от друга не отличаются. Для них, как и для птиц, с легкостью перелетающих с одного берега Наровы на другой, границ и виз не существует, но они живут в установленном Богом порядке, отстраненно наблюдая за людской суетой, порождающей порой ненужные барьеры и волнения.
Церковь святого князя Владимира украсила Усть-Нарву в 1893 году
Несколько десятков лет назад местные жители, приходящие к Нарове с нынешней российской стороны, видели на другом берегу реки величественный храм с пятью золотыми куполами. Церковь святого князя Владимира украсила Усть-Нарву в 1893 году, причем в закладке храма - тремя годами ранее - участвовали император Александр III и императрица Мария Федоровна. Многие десятилетия в этом благословенном месте звучали проникновенные слова православной молитвы, но во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, храм был разрушен. Конечно, советская власть, пришедшая после изгнания немецких оккупантов, никак не благоволила его восстановлению. Бывший храмовый комплекс (часть которого уцелела после бомбежки) был переделан под метеостанцию. На том месте, где когда-то торжественно звучали прошения ектении, стали буднично измерять температуру воздуха, атмосферное давление и направление ветра. Впрочем, отрадно было уже то, что в святыне, где незримо служат Ангелы Господни, не устроили конюшню, хранилище для картофеля или танцевальный клуб, как это случалось, увы, в других местах.
В начале 2000-х годов метеостанцию закрыли из-за отсутствия финансирования. Работники разбрелись на «вольные хлеба», комплекс зданий ветшал и приходил в упадок. Спустя десять лет помещения решили выставить на аукцион - под торгово-развлекательный центр. Люди, задумавшие этот шаг, мыслили абсолютно по-светски: место здесь удобное и красивое, в Усть-Нарве немало богатых визитеров из Петербурга, которым такой центр придется по вкусу. О том, что развлекательный комплекс на месте православного храма - дело, по меньшей мере, не богоугодное, а, может, даже и кощунственное, речи тогда не шло. Но в Нарвской епархии Эстонской Православной Церкви заметили опасные намерения, а потому постарались сыграть на опережение.
Епископ Лазарь
- Мы обратились к властям с просьбой, чтобы место, освященное молитвами наших предков, вернули Церкви, - рассказывает епископ Нарвский Лазарь. - К сожалению, нам отказали в безвозмездной передаче, мотивировав это тем, что Православная Церковь Московского Патриархата в Эстонии не является правопреемником Эстонской Апостольской Православной Церкви - то есть Церкви довоенного времени. Таким правопреемником, по эстонским законам, признана церковная структура Константинопольского Патриархата.
Епископ Лазарь знает меня больше четырех лет. Впервые мы встретились в феврале 2011 года, на Сретенских чтениях в Хельсинки. Следующая встреча состоялась в 2012 году, уже в Эстонии, когда я завершал учебу в Эстонской школе дипломатии. Третий раз с владыкой удалось увидеться в 2014 году, во время моего приезда в Таллин по научному гранту.
Православным пошли навстречу: городское собрание предложило купить здания без аукциона, по минимальной цене
Расстояния в Эстонии небольшие: от Таллина до Нарвы, где находится кафедра епископа Лазаря, всего около трех часов пути на комфортабельном автобусе с бесплатным интернетом. В воскресный день мне удалось помолиться на службе, которую вел владыка в кафедральном соборе города. Уже после Литургии мы поехали в Усть-Нарву, к берегам Наровы, где когда-то возвышался Владимирский храм. Сейчас бывший храмовый комплекс находится в собственности епархии: обращение к властям несколько лет назад всё же сыграло свою роль. Православным пошли навстречу: городское собрание предложило купить здания без аукциона, по минимальной цене - за 250 тысяч евро. С деньгами помогли благотворители из Эстонии и России, хотя нужную сумму выплачивали по частям. Последний платеж был сделан во второй половине 2014 года.
Место там действительно замечательное. С обзорным видом на реку, в окружении сосен, с ощущением безмятежного спокойствия и умиротворения. Здесь нет лишнего шума и суеты, ставших почти неизменными атрибутами современной цивилизации.
Сейчас есть небольшая монашеская община. Всё в стадии становления, но службы стали ежедневными
- Три года назад мы начали здесь регулярные богослужения, - продолжает владыка. -Вначале у нас был маленький уголок, потом заняли вестибюль. Затем оборудовали храм святого Владимира в одной из комнат, появилось архиерейское подворье. Сейчас есть небольшая монашеская община. Всё в стадии становления, но службы стали ежедневными, хотя в большей степени совершаются мирянским чином.
Епископ Лазарь пригласил меня на чай. Мы прошли холодными коридорами (в Эстонии на отоплении приходится экономить), и в небольшой трапезной сестры угостили нас чаем с пирогами. Образуемый в Усть-Нарве монастырь станет первой обителью, подчиненной непосредственно Эстонской Православной Церкви (Пюхтицкий монастырь - ставропигиальный). Кроме того, Усть-Нарвский монастырь по-своему уникален: он расположен на крайнем востоке Европейского Союза. Восточнее в Евросоюзе нет других монастырей Московского Патриархата.
За чаем наш разговор коснулся самых разных тем. Владыка вспоминал о своих давних, еще в советские времена, приездах в Прибалтику, о поездке в Абхазию в 2008 году - как раз во время августовской войны, о посещении Жировичского монастыря в Беларуси и белорусского Бреста.
- Понравилось мне у вас в Беларуси, - заметил епископ Лазарь. - Чисто, убрано, дороги хорошие. Запомнилось интересное название одного города - Лида. Но страна в целом довольно малорелигиозная, да и народ как-то скован, будто в советское время.
«Наверное, в этом есть некоторый контраст с Эстонией, где советские времена всё же основательно в забвении», - подумал я. Хотя религиозность в Эстонии тоже невысокая. Но отрадно, что в этой балтийской стране архиерей Русской Православной Церкви может свободно нести свое служение, рассуждать о своих планах, предметно думать о будущем. Вот и владыка Лазарь поделился планами об Усть-Нарве.
Всё придется капитально перестраивать: старые корпуса уже не годятся. Владыка хотел бы восстановить и Владимирский храм
Трудов предстоит немало. Во-первых, здесь должна появиться полнокровная монашеская община, со своим духовником. Во-вторых, всё придется капитально перестраивать: старые корпуса уже не годятся. Наконец, владыка хотел бы восстановить Владимирский храм. В этом будет не только торжество исторической справедливости, но и отражение православной миссии, ведь большинство жителей региона - православные, пусть и номинально. И оставлять их без пастырского попечения нельзя.
- Нам еще предлагают купить хутор неподалеку, - говорит епископ Лазарь. - Думаю, там можно коз и кур разводить, чтобы сестры питались своим трудом. Коров разводить не надо, они слишком много заботы требуют. А в монастыре акцент всё же должен быть на молитве, непосильные труды не нужны. Молитва - это самое главное для монастыря, для монашествующих.
«Пожалуй, действительно, - подумалось мне, - непосильный и тяжелый труд, который порой вынуждены нести насельники отдельных обителей, не всегда идет на пользу, а порой даже опустошает и лишает человека сил для глубокой и проникновенной молитвы. Разумное сочетание молитвы и труда гораздо полезней».
За те несколько свободных минут, что оставались у меня до отъезда, я еще раз окинул взглядом Нарову, всмотрелся в поросший лесом берег с другой стороны, где находится Россия. Две страны, разделенные границей, политикой и военными блоками, незримо соединяются святым Православием, для которого нет и не должно быть региональных и национальных границ.
Сегодня с эстонского берега Наровы на реку, леса и поля взирает лишь приземистое здание бывшей метеостанции, волею Божией вернувшееся Церкви. Очень хочется верить, что через несколько лет, когда я снова приеду в эти края, в замечательном местечке Усть-Нарвы, у берегов Наровы, будет слышен колокольный звон в восстановленной церкви святого Владимира и будет звучать проникновенная и искренняя молитва многочисленных насельниц монастыря - первой обители в Эстонской Православной Церкви наших дней.
Желающие помочь восстановлению церкви в Усть-Нарве и созиданию монастыря могут перечислить свои пожертвования на следующий счет в Swedbank:
EE372200221060566185, SWIFT kood/BIC: HABAEE2X
получатель: MPEÕK Narva-Jõesuu PÜHA VLADIMIRI KOGUDUS.
Пожертвовать также можно через сайт прихода: pvknj.eu.