Мать Мария (Скобцова) - возвращение на родину

Первая книга Ксении Кривошеиной  «Красота спасающая», посвященная творчеству матери Марии (Скобцовой), была выпущена в Санкт-Петербурге издательством «Искусство» в 2004 году. В нынешнем году в московском издательстве «Эксмо» вышла ее новая книга  «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней», где впервые публикуется подробная биография монахини Марии. В представленном интервью Ксения Кривошеина делится своими размышлениями о личности и жизни монахини Марии.

- Ксения Игоревна, давайте начнем с самого начала. Расскажите, пожалуйста, как, при каких обстоятельствах Вы узнали о матери Марии (Скобцовой)? Что особенно поразило Вас в этой личности?        

- Мне бы хотелось начать с того, что, к сожалению, изучение ее деятельности было значительно затруднено в силу ряда причин. Во-первых, в силу исторических обстоятельств: Елизавета Юрьевна, будущая мать Мария, оказалась в эмиграции, и творчество ее, как, прочем, и вся жизнь, было разрублено пополам. Первая половина - Россия, вторая - исход в 1921 году, эмиграция во Францию с Россией в сердце...

Мой  свекор Игорь Александрович Кривошеин скончался в 1987 году. После его ухода в мир иной остался довольно большой архив. И вот я принялась разбирать доставшиеся мне в наследство чемоданы писем, фотографий  и папки с историческими  документами. Игорь Александрович был единственным и первым репатриантом из Парижа, который после выхода из Дахау в 1945 году (куда он попал как участник движения Сопротивления во Франции), а затем - из Тайшетского лагеря ГУЛАГа в 1954 году (туда же был сослан после своего возвращения в СССР - за «сотрудничество с мировой буржуазией») стал активно рассказывать о матери Марии, которую он знал лично и с которой тесно сотрудничал, помогая жертвам фашизма. Его молитвами и стараниями во многом состоялось  «проявление» матери Марии в бывшем СССР. И по мере того как я перелистывала записи в тетрадях и вчитывалась в старые вырезки газет, то  все глубже и глубже окуналась в жизнь и судьбу одной из самых замечательных женщин русской эмиграции. Она вошла в мой мир неожиданно, обожгла. С ней стало жить интересно, но в то же время неудобно: она волновала и ввергала в совершенно неожиданные обстоятельства, возникало множество вопросов.

Ксения Кривошеина
- Когда пришло желание написать книгу о ней? И как Вы стали его воплощать в жизнь?

- В 2000 году я задумала написать ее  символическое изображение (парсунь), затем появился мой сайт в Интернете - «Мать Мария». В 2001 году я задумала устроить выставку работ матери Марии в Русском музее. Мне предстоял огромный труд. Нужно было найти, собрать воедино максимальное количество ее полотен, разбросанных по миру, и привезти в город на Неве. На этом пути меня ждало много разочарований, но и радостей - тоже! В 2004 году вышел мой альбом-монография «Красота спасающая», а в 2012 году крупное французское издательство христианской литературы «CERF » издало мою книгу о творчестве матери Марии на французском языке. В ней много цветных фотографий ее работ - икон, акварелей, рисунков. (Даже в концлагере, умирая от истощения, мать Мария писала и вышивала иконы...)

Не могу не вспомнить и о кропотливой работе с архивами Колумбийского университета, которая постепенно свела меня  с интересными людьми,  повела по пути дальнейшего исследования не только творчества и служения Богу монахини Марии (Скобцовой), но также и изучения жизни русской эмиграции во Франции.Мать Мария была наследницей европейской культуры, а потому и в эмиграции, продолжая любить Россию, в равной степени восхищалась Францией. Точно так же и ее произведения нашли приют не только в России, но и в Европе: гобелены в Англии, собрание вышивок и икон в Париже, ее стихи и богословские эссе изданы теперь в России. В храме на улице Лекурб (в двух шагах от улицы Лурмель, где она устроила церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и приют и где гестапо арестовало ее сына Юру, мученически погибшего затем в Бухенвальде) мне удалось сделать подобие музея ее работ. Ее иконы, плащаницы и облачения  опять вернулись в храм, а рукописи и рисунки находятся в фонде  Колумбийского университета (США), акварели - в Русском музее Санкт-Петербурга.

Многие из работ затерялись или были уничтожены, какие-то попали в частные коллекции. Вполне вероятно, что их владельцы даже не знают, кто автор: мать Мария чаще всего их не подписывала. В прошлом году муниципалитет 15-го округа Парижа (где мать Мария открыла свой первый приход) предложил назвать улицу именем Марии Скобцовой.Нельзя не почувствовать, что и сегодня, в третьем тысячелетии, ее стихи современны:  в них есть не только пророчество, но и  пламя пожара, и зажженная свеча перед Образом, и любовь к Богу и людям. Так и ее живописные работы, которые в равной степени грешат техническим несовершенством, притягивают к себе. В чем же секрет? Чем больше читаешь ее тексты, рассматриваешь вышивки, иконы, погружаешься в ее мир отверженных и милостивых, тем острее осознаешь, что все активное монашество в миру матери Марии (принявшей монашеский сан в эмиграции в 1932 году с именем преподобной Марии Египетской) пронизано ее трепетом и молитвой. Она жила в тяжелые времена, когда не всегда можно было найти силы, чтобы помочь самой себе, не говоря уже о помощи ближнему и тем более дальнему. А она находила!


- В альбоме-монографии «Красота спасающая» есть краткие, но очень емкие предисловие и послесловие. Предисловие - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви. Послесловие - профессора Женевского университета Жоржа Нива. Будущий Святейший Патриарх пишет, что, на первый взгляд, может показаться: путь, избранный матерью Марией, не тот, которым восходили «от силы в силу» великие учители иночества.  «Но истинное монашество состоит в отвержении себя», - подчеркивает он. В послесловии профессора из Женевы мы читаем: в России она была еще Елизаветой Кузьминой-Караваевой, на Западе восстала матерью Марией... И поэтому принадлежит "обоим легким" Европы». Приступая к объемной работе над второй своей книгой, что Вы думали об этих «обоих легких» Европы?Елизавета Кузьмина-Караваева 1914г

- Мать Мария родилась в Риге 8 декабря 1891 года и была человеком своего времени, наследницей европейской культуры, идеалисткой с романтическими представлениями о  «равенстве и братстве на земле». Она много писала о предназначении России и  о ее будущем, верила в возрождение Церкви и слова Божия в России. Не будем забывать, что жила она во времена полного отчаяния и плохих вестей с Родины (ее дочь Гаяна, увлекшись идеями коммунизма, уехала в Советский Союз и там погибла при таинственных обстоятельствах).

Митрополит Антоний  Сурожский глубоко почитал мать Марию и  говорил, что: «она сумела, следуя по стопам своего Господа и Учителя, любить "напрасно", "безрезультатно": любить людей пропащих, безнадёжных, тех, "из кого все равно ничего не выйдет", кого "и могила не исправит", потому только, что они ей были "свои", русские, обездоленные, погибающие; а позже, во время войны, просто потому, что они были люди в смертной опасности, в страхе, в гонении, голодные, осиротелые - свои по крови не потому, что они принадлежали той или другой национальности, а потому, что для них Свою Кровь излил Христос, потому, что ею овладела до конца Божественная Его Любовь».

В новой, большой по объему книге (более 600 страниц) впервые публикуется  летопись ее земного пути. Читателю предстоит узнать  много интересного о жизни, творчестве и судьбе  монахини Марии (Скобцовой) в России и в эмиграции, а  также о ее деятельном монашестве, участии в движении Сопротивления и трагической гибели в  фашистском концлагере в 70 километрах от Берлина.Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (фамилия по первому мужу) в СССР была известна, прежде всего, как поэтесса, начинавшая свой творческий путь в эпоху Александра Блока, в тот период истории русского искусства, который получил название «Серебряного века». Однако мало кто знает, что природа и Бог одарил эту женщину еще и подлинным талантом художника, и высшим предназначением - монашества в миру. Сострадая обездоленным, она открывала бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных.

Во время войны и оккупации Франции мать Мария спасала и укрывала советских военнопленных. Эта опасная деятельность связала ее с французским Сопротивлением. Имя матери Марии использовали как знамя своих идей представители разных идеологических станов. Например, в СССР ее преподносили обществу как партизанку и большевичку, а на Западе - как борца с  «ортодоксальным косным Православием» и заступницу исключительно евреев. Я постаралась сломать эти  «клише» и раскрыть  богатство личности незаурядного человека той эпохи,  действительно принадлежавшего к  «обоим легким Европы». В равной степени как и  Пушкин, Лермонтов, Блок и многие другие,  рожденные и воспитанные на двух культурах: России  и Европы...

Мария Египетская 1932г написана к постригу самой МM
- Спустя какое-то время после принятия монашества мать Мария  сказала: «Все больше убеждаюсь в том, что мне дано жить не во дворце Хозяина, а где-то подальше, на хуторах. Роль моя чисто инструментальная. Когда я постриглась, я думала, конечно, о своей "духовной жизни", но вот с тех пор, как я стала монахиней, я поняла: Бог сделал меня орудием, чтобы с моей помощью расцветали другие души». Но Вы постарались показать, насколько все-таки богатой и напряженной была ее духовная жизнь...

- Подробно останавливаясь в книге на ее родословной, я стремилась показать, что она родилась именно «во дворце Хозяина»: решительно отказалась от материальных  богатств и обрела богатство сердца, души и  милости к отверженным. Все чаще мы приходим к заключению, что не всегда от гениальных родителей рождаются гениальные дети, но от многоталантливых предков чаще всего рождаются незаурядные личности.

Вот и у Елизаветы Юрьевны, урожденной Пиленко, причудливо смешалась кровь старинных русских дворянских родов с французской и украинско-польской  кровью. Наградили предки будущую мать Марию талантами и личными качествами доброты, трудолюбия, смелости, независимостью во взглядах и суждениях.Христианская свобода личности рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом.

При этом сама оставалась по-настоящему свободным человеком. Ее свобода активно проявлялась в неустроенности земного бытия: в храмах, переоборудованных из гаражей и конюшен; в «стульях», сооруженных из пачек телефонных справочников; в незапиравшейся двери в бедную каморку под черной лестницей. Для многих  она была странной монахиней, которая вызывала много нареканий и недовольства в церковной среде, и до сих пор эти споры не утихают. Но не стоит забывать, что она являлась дочерью своего времени - той Европы и России, которая чаяла катастроф и взрывов.  

А вера в Господа монахини Марии была и неугасимой лампадой, и теплом, согревавшим одиноких людей. Это тепло питало и ее творчество.Мать Мария давно погибла мученической смертью, и в безумной сутолоке жизни, революций и войн многое окончательно стерлось из нашей памяти.

Иногда нам кажется, что каждодневные разочарования и горечь затемняют память о вчерашних подвигах и жертвах. Но нет, мы видим: мать Мария и «оттуда» продолжает свой рассказ. Более того: время высвечивает ее имя и облик особым светом, - вероятно, образ ее совсем другой, не похожий на тот, который знало ее парижское окружение, и не тот, который знали в СССР. Этот образ приходит к нам из небытия через десятки лет. Да простит мне читающий эти строки, но скажу так: мать Мария (Скобцова) в наши дни стала и вправду востребованной.
-

Ангел с кадилом вышитая икона МарииБыло ли у Вас волнение перед получением грифа «Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви»?

- С процедурой получения грифа  Издательского Совет Русской Православной Церкви я не знакома.  Видимо, издательство «Эксмо»  отправило рукопись уже после редактуры и в макете.  Гриф был получен, и книгу можно купить не только в светских магазинах, но и в церковных лавках. Знаю, что  в Москве она продается в Сретенском и Новоспасском монастырях, в магазине «Православное Слово на Пятницкой»,  а также  во всех крупных книжных магазинах Российской Федерации.

К моей большой радости, «Эксмо» распространяет тираж хорошо, и я надеюсь, что  эта книга долетит до Риги ( где мать Мария родилась) и  до ее родной Анапы ( где она провела часть своей жизни). В Анапе установлен ей памятник и есть большая постоянная экспозиция в краеведческом музее.   Вместе с издательством мы задумали выпустить эту книгу не как академическое издание, а для широкого круга читателей, среди которых, вероятно, многие даже не слышали  это имя. Книга проиллюстрирована фотографиями и цветными вставками живописных работ матери Марии. Мне удалось найти также неизвестные биографические материалы и пригласить к написанию статей специалистов. Не берусь судить, насколько наш коллектив справился с поставленной задачей, но книга творилась с любовью и большим тщанием.


- Работа над книгой, где впервые публикуется подробная биография монахини Марии (Скобцовой), закончена. Книга издана. Но труды по увековечиванию памяти подвижницы продолжаются, и мать Мария  возвращается в Россию, все больше русских людей узнает о ней, высоко чтит ее подвиг - подвиг любви и жертвенности. Что Вы делаете в этом направлении, какие задачи перед собой ставите?

-Голос и творческое наследие монахини Марии (Скобцовой) и сегодня звучат актуально. События, перевернувшие историю России в 1917 году, и последовавшая гражданская война непосредственно коснулись Елизаветы Юрьевны  - будущей матери Марии. Эти «окаянные дни» стали во многом поворотными в ее дальнейшей судьбе, которая через три года «вынесла» ее за пределы России в исход, и началась ее новая жизнь. Сегодня, пройдя рубеж 70-летия с момента ее гибели, мы знаем о ней очень много и поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, первый храм открытый ММарией в Парижесвидетеля и активного участника трагического XX века. Трагически заканчивая свои дни в Равенсбрюке, она помогала выживать в нечеловеческих условиях солагерницам... Что касается ее отношения к смерти...

Вот что написал Игорь Александрович Кривошеин в давней своей публикации, приуроченной к 25-летию гибели матери Марии: «Смерть она уже давно воспринимала как рождение в иной, духовный, мир». И привел слова из ее статьи «Рождение в смерти»: «И мы верим.

И вот по силе этой нашей веры мы чувствуем, как смерть перестает быть смертью, как она становится рождением в вечность, как муки земные становятся муками нашего рождения...» Читаем далее: «Она призывала усиление мук, "потому что духовное тело хочет восстать, потому что я хочу родиться в вечность, потому что мне в этой поднебесной утробе уже тесно, потому что я хочу исполнить назначенное, потому что я хочу домой, к Отцу, и все готова отдать и любыми муками заплатить за этой Отчий дом моей вечности"».Сегодня мать Мария возвращается к нам живой и улыбающейся и говорит, что смерти нет, а есть только любовь к Богу и человеку. Есть надежда на то, что ненависть и злоба будут повержены. Она писала: «Мы безбытны. Что это - случай? Что это - наша житейская неудача?

В такую, мол, несчастную эпоху мы родились? В области жизни духовной нет случайностей и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе».


- На Ваш взгляд, сайт в Интернете, посвященный матери Марии, востребован сегодня? Много людей его посещает? Перепечатывают ли материалы другие сайты?

- Мой сайт, созданный в 2000 году, был первым интернетным ресурсом о монахине Марии (Скобцовой). Постоянно дополняю его материалами: теперь там можно найти тексты на французском, немецком, английском, польском и даже финском языках. Я получаю письма со всего света и радуюсь, что могу  многим помочь. Все тексты в открытом доступе, их можно копировать. Вот только всегда прошу указывать ссылку на сайт, на первоисточник http://mere-marie.com/  Да, сайт очень востребован, а в связи с выходом книги посещаемость его заметно возросла.В конце нашего разговора хочу сказать, что  волею известного исторического события - Октябрьского переворота 1917 года - этой героической женщине суждено было стать матерью отверженных не в Петербурге и не в Анапе, а в Париже. Но теперь ее мечта сбылась, она возвращается на Родину и говорит:

Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать,
Каждая царапинка и ранка
В мире говорит мне, что я мать.

Беседовала Нина Ставицкая
Снимки представлены Ксенией Кривошеиной

http://www.bogoslov.ru/text/4638935.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий