Стадо баранов. Иллюстрация: smartnews.ru
В выходные по телеканалу «Россия-24» показали документальный фильм «Приход» об «утилизации» опустевших храмов в Голландии. Я человек умеренно впечатлительный, от современной Европы хорошего не жду, но тем не менее меня от этой ленты покоробило. Прежде всего от того, насколько спокойно, детально и с уверенностью в своей правоте голландские собеседники российской журналистки рассказывают, как в одном случае из храма сделали гостиницу, в другом в алтаре церкви открыли питейное заведение, и это, мол, соответствует христианской традиции: ведь дают же для причастия вино; в третьем соорудили спортзал: божьи творения должны следить за состоянием своего здоровья. И пусть до открытия в храме дома терпимости дело ещё не дошло (хотя аргументов в пользу такого решения в рамках приведённой в фильме голландской логики было бы достаточно), но всё равно стало подташнивать.
Только в одном из приведённых в фильме случаев в оставленной прихожанами и клиром церкви создали культурный центр. Дело тоже, впрочем, чреватое, поскольку в духе современной западной культуры в таком центре (то есть в храме) могут появиться совсем нежелательные «творения», но всё же это лучше бара в алтаре. Можно было бы подумать и об использовании храмовых зданий под краеведческие музеи, библиотеки... Проблема, однако, в том, что платить за создание музея и библиотеки некому, а вот для реконструкции под гостиницу инвестор находится легко и отбоя от желающих забронировать номер «поближе к Богу» хоть отбавляй.
В этом проблема современной европейской «цивилизации». Да и нашей в значительной мере тоже: есть, кто готов оплатить осуществление той или иной идеи, дело считается достойным и оно движется, нет - дело никчёмное, тупик. В том числе и тогда, когда речь идёт о чем-то необходимом и востребованном для сохранения национальной культуры.
Другая проблема в том, что желающих переспать в церкви или выпить в алтаре «хоть отбавляй». «Век вывихнул сустав»... Не впервой. А у нас, скажут мне критики, в советское время в храмах что творилось? Да, были в них склады, были МТС, было что и похуже, но не было такого, чтобы обыкновенные люди видели в этом благо и по своей воле доказывали это иностранцам.
Для православного человека и тем более священника двух мнений быть не может: храм, даже разрушенный, всегда храм, пока алтарь не осквернён. Гостиница в храме, конечно, выглядит благообразнее МТС или склада удобрений, но с точки зрения отношения к святому месту это одно и то же. А уж распитие спиртного в алтарной части - это точно оскверняющее храм действие. Такого же взгляда на эти вещи придерживаются и мусульмане. В своё время, не смутившись возможностью международного скандала, об этом напомнил советскому руководителю Н.С.Хрущёву шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, отказавшийся отобедать с ним в ресторане, открытом в Крыму в стенах церкви Воскресения Христова.
Возможно, у католиков и протестантов это не так. Во всяком случае, в фильме голландский священник (похоже, католик) уверенно заявляет: главное снять с церкви расходы на содержание здания и сохранить оболочку (стены и крышу), а что там внутри, не так уж и важно. Очень ёмкая иллюстрация западной цивилизованности! Для нас же «то, что внутри», повторю, важно, причём не только с точки зрения того, что именно мы там увидим, но и того, КАК ТЫ К ЭТОМУ ОТНОСИШЬСЯ.
Давление мирских потребностей на веру и церковь нарастает во всём мире. И в нашей стране тоже. Не спасти от духа обмирщения ни восстановленные старые церкви и монастыри, ни заново построенные, если в обществе многие важнейшие табу отменены, а шкала ценностей если и не полностью перевёрнута, то серьёзно расстроена установкой на потребительство. Выхожу на днях в Москве из станции метро «Парк Победы» и не вижу поставленного в прошлом году памятника героям Первой мировой войны. Его загораживают конструкции импровизированного стадиона, на котором идёт турнир по пляжному волейболу. Гром музыки, реклама, потные тела, веселящаяся молодежь. Этот турнир на входе в Парк Победы проводится не первый год, но раньше нового памятника там не было, а до Главной аллеи оставалось какое-то пространство. Памятник героям Первой мировой и так, на мой взгляд, не очень-то удался и по внешнему виду и по размерам, а здесь, рядом со стадионом, вообще пропал... И это далеко не единственный пример желания заработать деньги на соседстве с чем-то значимым для большинства наших сограждан. Это желание порочно, но число тех, кто следует ему, в том числе во власти (иначе, откуда взялся этот турнир на этом месте?), растет. Так формируется разрушительная и для веры, и для дела воспитания патриота и гражданина утеря чувства святого и понятия сыновства.
В этих обстоятельствах остаётся только порадоваться, что политическая наглость и цивилизационный нахрап Запада хотя бы на время отвели от нас угрозу ускоренного движения в направлении жизни в «общих пространствах» с осквернителями храмов и восхвалителями содома, с теми, кто, определив на вершину своей шкалы ценностей золотого тельца, ставит себя выше других народов и считает вправе навязывать им свою волю. Но очевидно и то, что большая часть российской элиты всё ещё мечтает о возвращении к этому «партнёрству» по типу 1990-х, о том, чтобы сделать нашу страну такой же, как, скажем, современная Голландия.
Вот о чём мы должны всегда помнить, когда занимаем ту или иную позицию по отношению к нашей традиции, к нашей памяти, к обязанностям, вытекающим из самого факта принадлежности к русской культуре. Мы либо подспудно помогаем возврату в то, что российские западники вслед за своими патронами провозгласили «мировой цивилизацией» (мы на неё и так насмотрелись, но вот журналисты РТР показали нам ещё одну её весьма примечательную особенность), либо содействуем восстановлению себя в том виде, в котором русские люди призваны жить и трудиться на этой земле.
http://www.regnum.ru/news/society/1946157.html