Святой князь Владимир и Крещение Руси

0
331
Время на чтение 4 минуты

 Немногие имена в истории по своему значению могут сравниться с именем святого князя Владимира, крестителя Руси. Церковь нарекла его святым и равноапостольным, история назвала Великим, в памяти народа князь киевский сохранился как Красное Солнышко. Оценивая значение личности в истории, Ф.М. Достоевский подчеркивал, что выдающиеся люди своего времени определяются, прежде всего, высшим нравственным развитием и влиянием на состояние духовной жизни народа. Обращение князя Владимира к христианству стало вершиной его личного духовно-нравственного пути.

Как же произошло перерождение князя-язычника, незадолго до принятия христианства пытавшегося упорядочить пантеон языческих богов, в глубоко верующего христианина? Скорее всего, на одном из этапов своей жизни Великий князь Киевский почувствовал пустоту исповедуемого им язычества, стремление к чему-то новому, лучшему, способному удовлетворить духовные поиски, хотя для него вначале и не совсем ясные.

На зов князя стеклись миссионеры от разных религий и познакомили его с основами своей веры. Не удовлетворенный этими рассказами князь посылает доверенных лиц исследовать характер религий на месте и, убедившись путем свободного выбора в превосходстве Православия, принимает его. За ним, почти без сопротивления, Православие принимает весь русский народ. Таким образом, князь Владимир оказался выразителем духовного состояния своего народа.

Процесс, который происходил в душе князя, был только повторением, более определенным и сознательным, того, что смутно передумала и прочувствовала вся тогдашняя Русь. Религиозные представления язычников славян были близки или, во всяком случае, не противостояли основному представлению христианства о Едином Боге. Более того, новая вера и культура не требовала радикального разрушения традиционного порядка жизни, но задавала идеалы, которых уже искала народная душа. Факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси свидетельствует, что язычество на Руси - это своего рода русский Старый Завет: путь народа к истинному Богу.

Можно сказать, что национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе религиозный и культурный архетип. Думается, только этим и можно объяснить отсутствие сопротивления столь коренному нововведению. Крещение Руси Владимиром стало высшим нравственным влиянием, который Великий князь Киевский оказал на свой народ. Именно в Православии Русь обрела элементы общности: общие догматы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях любви и человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с великим князем и митрополитом способствовало единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи», например, последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» - под 1162, «радимичи» - под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян - Русь, Русская земля с общим названием ее населения - «русские». Из конгломерата разрозненных восточнославянских княжений князь Владимир сумел создать единую и могучую Русь, из язычников - народ.

Единство Руси, ее земель и населения - главная идея произведений всех известных древнерусских книжников, политических и церковных деятелей. Так, Даниил, уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 г., называл себя игуменом «Русския земли».

Он поставил лампаду над «гробом Господним» «за всего князя наши и за всю Русскую землю, за вся християны Русския земли». Среди русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич (1101 - 1119 гг.). Знаменитый проповедник св. Кирилл Туровский (около 1130 -1185 гг.) был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема», как говорится об этом в «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого.

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».

Подобных примеров можно привести множество и для Полоцкой и Туровской земель. Важно отметить не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и киевлянин, новгородец и псковитянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единому народу, единой культуре.

Таким образом, древняя Русь, восприняв в купели крещения византийскую культуру, стала колыбелью русской православной цивилизации, оказавшей заметное влияние на культурное развитие всех народов, входящих в ее состав. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом истории Руси, но и началом ее славы и величия. И хотя судьба земель, составлявших наследие Великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково, именно древнерусская культура явилась той питательной средой, на которой выросла и сформировалась государственность и культура разделившейся в XIII-XV вв. Восточной, Южной и Западной Руси. Сегодня этническая мифологизация прошлого достигла апогея, однако цивилизационный выбор Владимира еще не исчерпан для России, Украины и Беларуси.

Валентина Теплова,
профессор Минской духовной академии
Газета «Воскресение»

http://zapadrus.su/partnery/voskresenie/article/1296-svyatoj-knyaz-vladimir-i-kreshchenie-rusi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Анатольевна Теплова
Все статьи Валентина Анатольевна Теплова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 18:37
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 15:29
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 15:16