«Где нет епископа, там нет Церкви»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий об апостольском преемстве и служении епископа

0
670
Время на чтение 6 минут

«Где нет епископа, там нет Церкви» - эти слова священномученика Игнатия Богоносца уже почти две тысячи лет определяют всю важность и значимость епископского призвания. Дело в том, что епископ - это не просто одно из церковных служений. Без него Церкви не может быть вообще. Это непреложный факт, который никогда и никем не оспаривался в церковной традиции за все время существования новозаветной Церкви.

Сегодня епископское служение очень часто воспринимается несведущими людьми лишь как администрирование, а сам епископ - как некий «топ-менеджер», управленец высшего уровня. Казалось бы, все сходится: без грамотного руководства любая организация очень быстро прекратит свое существование. Однако совсем не об этом говорил Инатий Богоносец в своих знаменитых словах.

Да, епископы действительно вынуждены заниматься администрированием в своих епархиях. Но суть их служения не в распределении должностей и финансовых потоков. Епископ прежде всего - тот, кто совершает Евхаристию, или же - поручает совершить ее другому, специально поставленному служителю - священнику. Евхаристия невозможна без епископов, которые являются прямыми преемниками святых Апостолов. И если бы епископов не было, христиане не смогли бы приобщаться Телу и Крови Христовым, а значит - не смогли бы составить собою Церковь. Об этом, и о многом другом рассказывает сегодня один из епископов Русской Православной Церкви - Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский.

- Владыка, просьба к Вам, как к опытному архипастырю, ответить на несколько вопросов на тему епископского служения. Кто является преемником апостолов в современной Церкви: все священнослужители вне зависимости от сана или, например, только епископы?

- Чтобы правильно понять ответ на эти вопросы, прежде всего, важно понимать и знать кто такой Христос и что для нас с вами - Церковь. Христос - это наш истинный Бог и наш Спаситель, который пришел на землю, чтобы исполнить заповеди Своего Отца Небесного и мы получили бессмертие, наследовали Царство Небесное. Для этого Он дал людям закон под название Евангелие. И Он этот закон исполнил до Голгофы, до Крестной смерти и Воскресения. И Церковь воспевает: «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?». Христос восстал из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех жизнь вечную даровав. Христос основал на земле Церковь - сообщество людей, обновленных Духом Святым. И день рождения церкви - это в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Итак, у нас с вами есть учение Христа, Он закон исполнил и Он основал Церковь, и в Церкви Он дал людям семь церковных Таинств: Крещение, Миропомазание, Елеоосвящение, Покаяние, Евхаристию, таинство Священства и таинство Брака. Что такое таинство церковное? Это особое священнодейство, в котором преподается человеку особая благодать Духа Святаго.

В Церкви есть таинство священства. Принимающие его люди - особые, они посвящают себя Богу и им дается благодать Духа Святаго - священнодействовать, совершать церковное таинство. Священномученик Игнатий Богоносец говорит «Где нет епископа, там нет Церкви». Почему? Епископ является правопреемником по благодати апостолов. Апостолы, возлагая руки на человека, давали ему дар апостольского служения епископской благодати. И только епископ в Церкви может поставлять священников и никто другой. Представьте себе - нет у нас священников. И как мы с вами будем исповедовать людей, совершать Божественную литургию, венчать и т.д.? Ничего этого не будет без священников. А священников не бывает без епископа.

Митрополит Георгий

Фото Владимира Ештокина

В этом смысле,  когда приходят протестанты и говорят «я священник, я епископ» - они безблагодатные. У них бумажка есть, о том, что они вроде бы - епископы, но у них нет апостольской преемственности. Поэтому не совершаются у них церковные Таинства, не приобщаются они Тела и Крови Христовой, все это у них лишь внешняя форма, один обряд без содержания, без благодати. Мы приводим человека в храм, над ним священник совершает молитвы крещения и он становится христианином. И люди, особенно взрослые, это чувствуют - он христианин или нет, и нам нем есть Печать Дара Духа Святаго или нет.

Мы очень часто воспринимаем епископа как человека, сидящего на почетном месте, которому все кланяются, относятся с почтением. Но весь этот почет - не епископу как человеку, а епископу - как к носителю благодати Духа Святаго. Вместе с тем, дорогие братья и сестры, на епископе лежит ответственность перед Богом и Церковью, за благоустроение жизни церковной. Он за все отвечает: и за праведную жизнь и за неустроенную, и за чистоту, и за разрушение, и он призван полагать душу свою за други своя в благоустроении жизни церковной. Поэтому епископ - это как ангел хранитель для той земли, куда он призван. Не как человек, а как носитель апостольской благодати. Поэтому - где нет епископа, там нет и Церкви.

И апостол Павел говорил «Кто епископства желает, тот доброго дела желает». Дело в том, что в древней Церкви, первые три века многие епископы становились мучениками. За их веру и служение, гонители христианства подвергали их смерти. Поэтому апостол и говорит «доброго дела желаешь», то есть ты идешь на мученичество. Епископ - это не духовный чиновник, высокого ранга и звания. Это совершенно не так, может быть, многие так воспринимают епископа, но прежде всего это носитель особой благодати Духа Святаго. На епископе лежит ответственность в поставлении священнослужителей - тех людей, которые совершают Таинства в Церкви.

- В чем разница служения епископа и священника?

- В древней церкви был сан хор-епископа (сельский епископ) - то есть в каждом населенном пункте был свой епископ. Священники помогали епископу в служении. Поскольку стала развиваться жизнь, приумножаться количество прихожан в древней Церкви, епископ стал делегировать полномочия священникам через то, что мы сейчас знаем как антиминс - специальный плат для священнодействия в той или иной общине от имени епископа. И на епископе лежит вся ответственность за благоустроение жизни церковной, а священник помогает епископу в несении этого служения. И помогает не административно, а духовно. Мы говорим «Христос посреди нас» и отвечаем «и есть и будет». Это служение наше Богу, Церкви, народу Божиему призвано к тому, чтобы помочь человеку в своем сердце найти дорогу к Богу и наследовать Царствие Небесное.

- Почему все епископы монахи?

Мы знаем, что в первые века были епископы и семейные и безбрачные. Но Церковь увидела, что служение епископа требует полной самоотдачи и самоотречения от всего земного. Что такое монашество, дорогие братья и сестры? Мы знаем, что в Ветхом Завете есть назорейство. Назорей - это человек, который посвящал себя Богу. Но назорей давал обеты временно, на год, на пять, на десять лет. А монах это как воин Христов, который приносит духовную присягу. А дает он Богу три обета: обет безбрачия, обет отречения от своей воли, то есть послушания и обет нестяжания - не иметь своего имущества. С этими обетами человек живет и несет свое служение, подвизаясь в монастырях, в келиях, в отшельничестве. И общины церковные стали призывать именно таких людей на епископское служение, чтобы они, духовно опытные, укрепившиеся, не обремененные заботами о семье и вообще почти ничем земным, несли свое служение в Церкви Христовой в качестве епископов. Таким образом сформировался институт епископа монаха.

В XX веке была попытка разрушить образ епископа. В 20-30 годы было обновленческое движение, когда через власти, пытаясь разрушить церковную жизнь была создана параллельная иерархия из обновленцев. И вот там как раз и митрополиты, и епископы щеголяли в красных штанах с лампасами и в кожанках поверх ряс. Они создавали семьи и разводились и еще как-то жили. И пытались все это именем Церкви провозглашать. Но все это конечно же было беззаконием, слава Богу, быстро разрушилось и мы вернулись на устои жизни древней Церкви.

- Кто несет большую ответственность - епископ или священник?

- Епископ. Потому что епископу вручается духовная власть отвечать за всю ту паству, того региона, которая ему вверена. У кого больше полномочий, у того больше и ответственность.

- Отнимается ли апостольская благодать у епископа, который ведет себя недолжным образом?

- По церковной традиции есть такое понятие как лишение сана. Как невидимым образом человек получает особую благодать при хиротонии или в священника или в епископа. И Церковь определяет, достоин ли ты нести это служение. Если твои дела доходят до разрушения, мерзости и беззакония, то собор епископов определяет, что ты своими делами разрушаешь апостольское служение, и выносит решение о низвержении тебя из сана и ты для Церкви становишься или монахом или мирянином.

- Кто может судить епископа?

- Епископа может судить собор епископов. Церковный суд выносится благословением Святейшего Патриарха и собором епископов. И епископ, и священник, и мирянин живут по канонам Церкви, по правилам и законам. И если человек ведет нецерковную жизнь, конечно, это осуждается Церковью, независимо от его сана.

На заставке: фото Владимира Ештокина

Благодарим за организацию интервью пресс-службу Нижегородской епархии.

http://foma.ru/gde-net-episkopa-tam-net-tserkvi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Все статьи Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52