О родовом поместье князей Барятинских и Щербатовых в Боловске, в современной Латвии, я узнала в 2005 году - тогда в издательстве Сретенского монастыря в Москве вышла книга "Право на Прошлое" князя Алексея Павловича Щербатова и его соавтора и супруги Ларисы Феодоровны Криворучкиной-Щербатовой. Книга переиздана в 2011 году в Екатеринбурге с дополнениями о роде князей Чернышевых, близких родственников князей Барятинских. Благодаря этому родству приобретенный в Риме дворец Чернышевых - "palazzo Tchernyshov" - перешел от княжны Елизаветы Чернышевой в наследство ее дочери - княгине Марии Барятинской, затем стал собственностью Зарубежной Православной Церкви. В "палаццо Чернышев" сейчас находится храм Свт. Николая Чудотворца и пансион для пожилых русских людей. http://pravlife.org/avtory/elena-rodionova/znakomtes-samyystarinnyy-russkiy-hram-v-italii/
Вернемся к поместью в Боловске. Княжна Анна Владимировна Барятинская, получив наследство от тетушки графини Толстой, решила приобрести имение не где-нибудь вЕвропе, а именно в России. Такие княжеские роды, как Рюриковичи Барятинские и Щербатовы, с древних времен были патриотами своего Отечества, поэтому приобретение имений за рубежом считали для себя неприемлемым. Они не приветствовали "Манифест овольности дворянству" Екатерины Второй, позволявший русской аристократии вывозитькапиталы в Европу. Пра-прапрадядюшка последней владелицы поместья Боловск, князьМихаил Михайлович Щербатов, долгое время не мог издать свой труд "О повреждениинравов в России", где проследил падение нравственных устоев жизни в православнойстране. И решение Анны Владимировны, к тому времени уже в замужестве княгини Щербатовой, о приобретении поместья в Боловске было непоколебимым: "Только в России!".Супружеская чета отправилась в имение в 1911 году. Там родилась Ольга - их старшая дочь.
Узнав историю покупки поместья княжной Анной Барятинской, посчитала я необходимым выполнить свой долг - разыскать Боловск! Осуществить замысел удалось благодаря конференции в Риге в 2005 году. Я обратилась к участникам конференции с вопросом: "На карте современной Латвии нет города с названием Боловск. Близким по этимологии и местоположению в красивейшем краю озер близ станции Резня (ныне Резекне)значится городок Балви". Но никто в рижском собрании не сумел тогда наверняка ответить, является ли Балви тем самым русским поместьем Боловск... Мне ничего не оставалось, как положиться на чутье и сесть в рейсовый автобус Рига - Резекне, проходящий через Балви. Уже в сумерках декабрьского субботнего дня, 8 лет назад, я очутилась в Балви-Боловске! Первые огоньки в окнах напомнили поэтические строки:
...может, пьют вино, может так сидят,
Может, просто рук не разнимут двое - в каждом доме, друг, есть окно такое...
Этими огоньками в одноэтажном белостенном домишке оказались свечи, затепленные прихожанами православной церкви... В сгустившихся сумерках крест на небольшойглавке слился с низким темным небом, поэтому я не сразу догадалась, что на моём пути -православный храм. Войдя внутрь, приложилась к иконам - сразу ощутила присутствиерядом мира Горнего... Уверенность в том, что я попала в русское поместье Боловск,наполнила меня. На всякий случай, спросила у прихожанки - это ли поместье княжны Анны Барятинской? Ответ последовал утвердительный. Узнав имя батюшки, отца Марка, сообщила о своём прибытии из Киева через Ригу и о намерении Евхаристического единенияс православными Боловска. Покинула храм в предвкушении скорой встречи с поместьем.Дворцовый парк в английском стиле, фактически лес, раскинулся прямо у выхода из храма! Чуть правее слегка серебрилось, поблескивая первыми льдинками, озеро. В эту сонную благодать направилась я, ведомая обонянием - в парке стоял густой аромат полыхающих дров. Когда в глубине парка слегка забелели стены дворца - дымок из его труб напомнил о тех временах, когда населяли поместье немногочисленные помощники четы Щербатовых: дворецкий, повар, горничные... А также о страницах истории России.
... В 1911 году (или в 1912 году, точная дата издания книги неизвестна) роднойбрат последней хозяйки поместья Боловск, князь Виктор Владимирович Барятинский, издаёт книгу "Царственный мистик" - исследование, призванное убедить читателя в тайном подвиге Государя - уходе императора Александра I из мира в странничество и старчество под именем Феодора Козьмича - ныне Святого праведного Феодора Томского. Исследование князя напоминало о первом мирном переходе самодержавной власти от брата к брату.Император Александр Благословенный всю жизнь раскаивался в том, что косвенно былпричастен к убийству своего отца государя Павла Петровича. Александр Павлович могпредотвратить удушение отца, но не сделал этого.
Многие историки трактуют мятеж декабристов как антимонархический бунт. На самом деле декабристы прикрывали безвластие, переходный период в России: при фактически живом царе Александре I власть мирно перешла к брату Государя Николаю I. Александр Благословенный знал от своего секретаря князя Волконского о недовольстве некоторых военных правительственными действиями, в частности охлаждением в отношениях с Западом. К тому времени, будучи глубоко православным человеком, прочитав список недовольных, в ответ на предложение кн. Волконского об их аресте, Государь молвил: "Как я могу наказывать людей, если сам не безгрешен в вопросе власти." Мнимые похороны якобы скоропостижно скончавшегося императора длились несколько месяцев: похоронная процессия из Таганрога в Петербург двигалась медленно. Публикация исследования князя-Рюриковича В.В.Барятинского была напоминанием правящему дому Романовых о первом христианском - православном - подвиге представителя династии. Существует предположение о том, что мнимо погребенный государь Александр Павлович, после того, что тело его двойника было с монаршьими почестями захоронено в Александро-Невской Лавре, - отправился в Соловецкий и Валаамский монастыри. А оттуда, по благословению старцев, начал путь странника в Почаевскую Лавру, где и подвизался тайно 7 лет, до 1833 года - присвоения обители императором Николаем Павловичем статуса Лавры.
Владельцем Боловского поместья в 1825 году был брат Александра СеменовичаГорожанского - Петр, сын управляющего Боловским и иными поместьями на Балтике вельможи и царедворца Ивана Перфильевича Елагина. Александр Горожанский состоялчленом Петербургской ячейки Южного общества декабристов (1824), участвовал в деятельности Северного общества. Арестован 19 декабря 1825 года, очутился в Соловецком монастыре. Сохранилось отклоненное прошение его матери о перемещении больного из монастыря в дом умалишенных. Скончался Александр Горожанский в Соловецком монастыре. "Соловецкий декабрист" Александр Горожанский сопровождал в тайном странническом пути государя Александра I и вместе с государем какое-то время тайно проживал в поместье брата в Боловске: именно тогда по доверенности арестованного Александра Горожанского имение Корытово неподалеку от Пскова перешло к брату Петру, владельцу Боловского поместья. Уже в 1834 году, вслед за присвоением Почаевской обители статуса Лавры и в память о тайном пребывании Александра Благословенного в Боловске, домовая церковь Горожанских в честь Тихвинской иконы Божьей Матери переносится из соседнего поместья в Боловск. Эта дата считается началом создания православной Боловской общины.
К 180-летию образования прихода в Боловске завершается строительство православной деревянной церкви в память Успения Пресвятой Богородицы. В день изнесенияЧестных древ Креста Господня 14 августа в этом году освящены купола священникомСергием Тихомировым. Но об этом мы с профессором Виктором Чернышевым, прапраплемянником последней хозяйки поместья Боловск, узнаем только сейчас, посетив в октябре Латвию по приглашению Иветы Супе, директора Балвского краеведческого Музея. А тогда, 8 лет назад, в сгущавшихся сумерках я раскрыла книгу "Право на прошлое" на вкладке с фотографиями и стала внимательно всматриваться в изображение дворца на старинной фотокарточке, сравнивая архитектурные черты дворца в стиле классицизма с перестроенным современным зданием с вывеской "средняя школа" на латышском языке.
С уверенностью я потянула на себя входную дверь... Дворец не спал! Напротив. Меняокружили его обитатели в карнавальных костюмах: в школе проходил праздник - СвятойНиколай принес детишкам Боловска подарки. Как оказалось, праздник охватил весь город.В Доме культуры завершалось представление, там я познакомилась с Иветой Супе, возглавлявшей только основанный краеведческий музей, с замечательной мэром Боловска имногими другими. Похоже, тогда моё появление в Боловске было полной неожиданностью... Святитель Николай преподнес обитателям поместья нечаянную радость.
Поскольку я не расставалась с книгой "Право на прошлое" - она все еще оставаласьу меня в руках - невольно мемуары Князя стали моей визитной карточкой. Ивета Супе сразу же предложила посетить Музей, предварительно извиняясь за скудность его экспозиции и, даже, полуразрушенное состояние. Кроме книги в руках, на моём плече болталась репортажная видеокамера: я пыталась, с согласия обитателей поместья, фиксировать всё, что меня окружало. Благословение соавтора и супруги князя Алексея Щербатова - Ларисы Феодоровны - придавало мне сил. В кромешной тьме мы подошли к одноэтажному зданию, ранее служившему клетью дворцово-паркового комплекса, то есть складом.Ивета смело отперла дверь - Музей был настолько беден, что хотелось его наполнить...Ивета сразу откликнулась и уверенно заявила, что в экспозиции непременно появятся фотографии князей Барятинских и Щербатовых.
Год спустя в Нежинском Лицее князя Безбородко - ныне университет им. Николая Васильевича Гоголя - состоялась конференция, в которой тематическая секция целиком была посвящена отечественной аристократии. Ивета Супе представила своё исследованиео последних владельцах Боловска, а также о его хозяевах после окончания первой мировой войны - тогда часть земель Витебской губернии отошла к Латвии - вплоть до вхождения её в качестве республики в состав Союза, но не Европейского, а Советского: когда все владения подлежали национализации... Доклад вызвал большой интерес, поскольку в Украине и в Беларуси княжеские поместья почти не сохранились. Их стирали с лица земли, как и по приказу Троцкого уничтожали их владельцев. В Ялте построена часовня памяти тех зверски расстрелянных в 1920 году аристократов, кто не пожелал покинуть Россию: ими были старики и беременные женщины... В их числе мама хозяйки Боловского поместья Анны Владимировны - 80-летняя княгиня Надежда Александровна Барятинская, урожденная графиня Стенбок-Фермор, и её беременная дочь Ирина Мальцева с супругом.
8 лет назад, сидя в тусклом электричестве сырого Музея, всю ночь мы листали мемуары сына хозяйки Боловского поместья. Фотокарточка Елены Щербатовой, в замужестве Виттук, дочери хозяйки дворца, с медвежонком на руках, привлекла внимание Иветы: "У нас есть Медвежий парк! Сразу за Музеем. Это часть дворцово-паркового комплекса". Мало кто знает о том, что над проектом часовни в Ялте трудились русские брюссельцы Эрик Виттук и Надежда де Брант, потомки благотворительницы, ходатаицы об основании Ионинской обители, супруги Киевского военного губернатора княгини Екатерины Васильчиковой, в девичестве княжны Щербатовой. Замечательно, что оба они, родившиеся вдали от России, сохранили русскую душу и не потеряли интереса к родине предков. Надежда де Брант - дочь красавицы княжны Надежды Щербатовой, работавшей моделью у Коко Шанель. Эрик Михайлович Виттук 19-летним юношей посетил Киев впервые в 1965 году в качестве туриста вместе с папой и мамой Еленой Павловной, в девичестве Щербатовой. Она была настоящим патриотом. В Киеве тогда произошла удивительная встреча. Все вместе они прогуливались по Крещатику, когда неожиданно к ним с объятиями бросилась девочка-подросток, причитая: "Ах, мадам Виттук, мадам Виттук".
Вскоре выяснилось, что подросток - дочь домработницы Елениной знакомой, русскойэмигрантки, жившей в Брюсселе. В конце 50-х -начале 60-х годов была массовая репатриация русских в Россию. Сталин объявил: "Родина-мать вас простила, возвращайтесь". Семья девушки вернулась из Бельгии в Украину. Девочка так и не привыкла к новой жизни, окружению. Она все повторяла: "Как жаль, что я не могу привести вас даже к себе домой. Вы для меня теперь иностранцы. Уже и не верится, что мы с Эриком играли в одни игры".Через несколько лет Елена Виттук вновь посетила родину. Приехала в Ялту, где в 1920году по приказу Троцкого чекисты расстреляли 80-летнюю бабушку княгиню НадеждуБарятинскую в числе иных, не пожелавших покинуть родину, лучших русских людей. Зашла в церковь и заказала панихиду по бабушке и за всех убиенных. Два священника закончили службу, Елена расплатилась, вышла из собора. К ней подошел какой-то человек, возможно чекист, спросил:
- Что Вы тут делаете?
- Заказывала панихиду по расстрелянной здесь бабушке.
- Не занимайтесь антисоветской деятельностью.
- Моя бабушка политикой не интересовалась. Её просто убили.
- Мы Вам больше не выдадим визы.
- У меня достаточно влияния в Бельгии, чтобы получить документы.
Весь диалог проходил на совершеннейшем русском языке. Единственное, о чём
Елена Павловна сожалела, что её не пустили в каменоломни, зато в КГБ на Елену Виттук завели дело. Отвага Елены многих пугала и покоряла. Во время войны она вместе с сестрой Ольгой Щербатовой, родившейся в Боловске, работала в армии "Сопротивление", без разбора помогала всем встречавшимся на её пути русским. Собирала беженцев в группы, находила временные убежища, носила еду, почти каждую ночь меняла место для ночлега, пока не удавалось переправить людей за границу. К счастью, ни разу не попала в лапы гестапо. В 1917-20-е годы вела дневник в Новороссийске и Ялте, по глубине суждений не уступающий взрослому человеку. Елена определила сущность гражданской войны - братоубийственная. Выдержки из дневника 14-летней Елены Щербатовой опубликованы в книге "Право на Прошлое" её младшего брата, профессора истории в США Алексея Павловича Щербатова.
В построенном в Брюсселе в 1924 году православном храме-памятнике святого Иова Многострадального стараниями великого князя Владимира Кирилловича поместиликоробку с костями царевича Алексея и его сестры Анастасии. Эти уцелевшие кости Соколов, следователь по делу о расстреле царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году, через Дальний Восток привёз в Париж. Князь Алексей Щербатов в 1994 году прилетел из Нью-Йорка в Брюссель вместе с немецким телережиссёром с намерением взять часть костей для анализа ДНК с целью идентификации найденных в конце 1980-ых близ деревни Коптяки останков царской семьи. Но частицу кости князь не получил. Синод Зарубежной Церкви уже возвёл семью государя в сонм святых, и не мог допустить, чтобы «немецкий тележурналист с папиросой между пальцами разбирал мощи русских святых»...
Если бы доступ к коробке имел место, легко были бы проведены пробы ДНК, и тогда в деле идентификации царских останков, с исторической точки зрения, можно было бы поставить точку. Но, как известно, святость определяют не свойства останков, а вера народа. И вот сейчас, 8 лет спустя после моего первого посещения Боловска, глазам нашей пока немногочисленной киевской делегации предстал современный Музей, с замечательным конференц-залом, стеклянным лифтом для людей с ограниченными возможностями. Оформленные талантливыми дизайнерами экспозиционные площади освещены направленным светом. Верилось с трудом, что не так давно в подклети здания Музея были свалены груды мусора, а в зиявших отверстиях окон завывал пронизывающий ветер...
Когда нынешним летом мы вели переговоры о возможном участии киевлян-потомков хозяйки поместья в конференции в Боловске, Ивета предупредила, что главная улица, ведущая ко дворцу и Музею, находится в ремонте. Наш ответ был непоколебим: "Это нас не остановит!" Мы с профессором Виктором Чернышевым были делегированы потомками хозяйки Боловского поместья и отправились в путешествие на автомобиле вместе с режиссером-документалистом Петром Олар, имеющим опыт работы в Евросоюзе. Сливового цвета студийный "бумер" был зарегистрирован в Литве и как раз накануне отъезда получил повреждение... Наша поездка задерживалась как минимум на сутки по причине необходимости прохождения техосмотра после срочного ремонта. Это является необходимым условием функционирования автомобилей в Евросоюзе, и регистрация отремонтированной машины на таможне задержала нас как раз на то время - 2 часа! - что мы с опозданием прибыли к нашему выступлению в Музее Боловска. А ведь точность - вежливость королей. И даже, казалось, великолепные дороги Беларуси способствовали нашей пунктуальности.
Все испортили границы... Но путешествие сложилось наилучшим образом - встречи снашими старинными друзьями в Боловске носили рабочий характер: мы имели возможность многое выяснить, обсудить и, главное, приступить к начертанию переплетений ветвей древа родов потомков хозяйки поместья.На фоне дорожных работ Музей поражал своей исключительной завершенностью!
Вполне естественно, что родилась мысль о создании Мемориальной комнаты князей Барятинских и Щербатовых в самом здании дворца, где сейчас находится филиал Даугавпилского университета последипломного образования. В великолепном здании поместья находится концертный зал с лучшим в Латвии акустическим пространством! Здесь ежегодно проходит фестиваль камерной музыки. А сам город принимает театральный фестиваль "Вишневый сад", что созвучно укладу жизни поместья. Но волей многочисленных потомков княжны Анны Владимировны Барятинской стало пожелание - придать дальнейшему развитию поместья богословское направление. Православие - это то, что объединяет русских во всем мире. А поместье объединяет потомков хозяйки русского поместья, разбросанных и в новом Евросоюзе, и на пространстве бывшего Советского Союза.
Рассказать о судьбах семей в двадцатом столетии - является целью наполнения экспонатами Мемориальной комнаты дворца в Боловске. Профессор В.Чернышев, пра-
праплемянник хозяйки поместья, с радостью поделится православным учением о месте
Бога в нашей жизни, о Мире Горнем, отмененном декретом народных комиссаров после
политического переворота в нашем Отечестве, к 100-летней годовщине коего мы приближаемся. Таким образом, Право на Прошлое будет постепенно восстановлено. А жители и гости Боловска смогут встречаться и с архиепископом Белоцерковским и Богуславским Августином (Маркевичем), и с семьями Александра Андреевича Кочубея, графов Петра Львовича Бобринского и Алексея Андреевича Стенбок-Фермора, князя Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, протоиерея Бориса Бобринского.
Октябрь - ноябрь 2013 года, Киев
Неонилла Пасичник - автор и кинорежиссер научно-популярных и документальных фильмов, член национального союза кинематографистов Украины; лауреат и участникмеждународных кинофестивалей «Молодость» (Киев 1993, 1995, 1998, 1999); Берлинале,официальная программа «Панорама мирового кино», с кинокартиной «Тысменица», (Берлин, 1996); МКДФ в Кракове (1996); МКДФ в Монреале (Канада, 1996); автор обозренийпрограммы фильмов МКФД в Нионе (Швейцария, 2001, 2005), МКДФ (IDFA) в Амстердаме (Королевство Нидерланды, 2001), автор очерков, опубликованных в русских газетах ижурналах на Украине, в России, США («Новый Журнал»)