Многодетность - от доверия Богу

0
296
Время на чтение 11 минут

Непонимание, недоверие, сочувствие, осуждение - со всем этим Татьяне и Дмитрию Штокгамерам приходится сталкиваться постоянно. Сто лет назад многодетность была нормой, но сегодня, хотя государство и декларирует заботу о таких семьях, в обществе еще царит сдержанно-настороженное отношение к ним. И даже в православной среде далеко не каждый может принять всем сердцем заповедь, данную Богом: «Плодитесь и размножайтесь». В этой семье Богу доверяют в такой степени, что вопрос планирования рождаемости никогда не стоял. Восемь детей дал им Бог. И за всех слава Богу!

Ласточкино гнездо

Как это - жить под одной крышей вдесятером? Можно ли воспитать гармоничных людей в таких стесненных обстоятельствах? Как найти время на всех? Об этом и многом другом мы хотели узнать, напросившись в гости в семью Штокгамер. Для этого пришлось совершить «восхождение» на гору в районе 2-й Дачной. Здесь, у кромки леса, на крутом склоне, словно ласточкино гнездо, прилепился их небольшой домик.

Первое, что слышишь, переступая порог, - звуки пианино. Инструмент в этом доме замолкает только ночью - все дети старше шести посещают кроме обычной школы еще и музыкальную. Комната быстро заполняется ребятами, которые чинно усаживаются на диване. Сегодня семья не в полном составе. Старшая дочь Анастасия - на вручении диплома в колледже искусств, а сын Арсений, шестиклассник, отдыхает в православном лагере «Солнечный». Остальные представляются: Елена - десятиклассница, Анна - перешла в восьмой класс, Надежда - в четвертый. Николай пойдет во второй класс, а Иван, в этом году поступивший в музыкальную школу, в следующем  начнет учебу в общеобразовательной. Самой младшей, Маше - четыре года.

«Официальная часть» позади, и младшие отправляются в свою комнату - смотреть мультики. С нами остается только Елена: когда нет дома Анастасии, она - за старшую, если родителям придется отлучиться. А пока она с интересом слушает семейную историю о том, как все начиналось...

Дом вместо ботинок

 

Дмитрий и Татьяна познакомились на Саратовском подшипниковом заводе, где они оба работали. Для Дмитрия это был второй брак. О причинах, почему первый не сложился, говорит, не скрывая от дочери горькую правду.

- Я пожил в обычном браке, пожил в православной семье и вижу разницу. Эгоизм супругов способен разрушить даже самую большую любовь. А когда любовь сводится лишь к определенным отношениям, разрушается она вообще легко.

По словам Дмитрия, в семье, живущей не по христианским традициям, настолько размыты обязанности супругов, что выстроить хотя бы какое-то подобие союза, основанного на сотрудничестве, взаимопонимании, поддержке, очень сложно.

- Глава семьи таковым себя не ощущает, потому что и вторая половина на эту роль претендует. В конце концов постоянное перетягивание одеяла лидерства настолько утомляет, что люди понимают: им проще быть не вместе. В православной семье все иначе. В ней те трудности, которые служили источником разногласий, только еще больше сплачивают. Глава семьи чувствует огромную ответственность - супруга ему доверяет, но и весь спрос с него. Сразу становится понятно, что собственной мудрости маловато, поэтому обращаться с молитвой к источнику мудрости - Богу - приходится ох как часто.

А трудностей на долю молодой семьи, начинавшей самостоятельную жизнь в девяностые, выпало предостаточно. Лишенная поддержки старшего поколения (родители Татьяны к тому времени уже умерли, а отец Дмитрия ухаживал за тяжело больной супругой), молодая семья была вынуждена рассчитывать только на самих себя. Хотя нет... Они уповали на Бога.

- Нас часто спрашивают: как можно прокормить восемь детей? А мы и не смогли бы. Но Богу все возможно. В 90-е, когда я работал на авторынке, зимой заработков не было вообще. Приходилось туго. И вдруг совершенно незнакомые люди из Центра милосердия предложили нам талоны на продукты. Это нас тогда здорово выручило, - вспоминает Дмитрий. - И таких примеров неожиданной, но всегда своевременной помощи сотни.

Но самым ярким примером участия в их судьбе Промысла Божия супруги считают историю с ваучерами. Дмитрий - единственный знакомый мне человек, извлекший пользу из приватизации.

- Получив на руки ваучеры, мы с отцом начали думать, что с ними делать. Мне нужны были ботинки, и я решил, продав «бумажки», купить обувь. Пошел уже в контору, где принимали чеки, и там совершенно незнакомый человек посоветовал вложить ваучеры в «Газпром». И я его почему-то послушал. Про ваучеры тут же забыл, но спустя десять лет случайно, но очень своевременно мы узнаем, что, продав акции, можем купить этот дом. Ну и как, скажите, после этого не верить в Бога? Я вырос в семье, где о религии никогда не говорили. Крестился в сознательном возрасте, в 22 года. После крещения в моей жизни изменилось все. Отношение к себе, к жизни, к близким. А потом я встретил Таню.

Супруги говорят, что большую роль в их жизни сыграл протоиерей Николай Архангельский. Он был духовником Таниной мамы, к нему же за духовным руководством обратилась молодая семья.

- Как же важно иметь наставника! - размышляет Дмитрий. - Очень непросто мирскому человеку перестраивать мировоззрение. Когда ты только начинаешь воцерковляться, учишься видеть в событиях жизни Промысл Божий, у тебя еще не выработаны рефлексы правильного отношения. Сталкиваясь с какими-то стрессовыми ситуациями, мы впадали в ступор. Какие были нервы! А ведь верующий человек в любой ситуации сохраняет спокойствие: на все воля Божия. Помню, как Тане предстояли очередные роды, а у нее не было флюорографии. И за это ее отправили рожать в «грязное» отделение больницы, куда свозили женщин, у которых при наблюдении в женской консультации не хватало каких-то анализов. Слезы, паника - мы подцепим инфекцию! Звоню отцу Николаю, объясняю ситуацию, прошу благословения забрать жену и перевезти ее в другой роддом. А он спокойно говорит: «Оставайтесь там, где вы есть». Мы послушались, и это были самые комфортные - если такое слово вообще уместно - роды. Тогда как в других роддомах персонал сбивался с ног из-за большого потока рожениц, в «грязном» отделении столпотворения не наблюдалось. Внимательное, добросердечное отношение медработников к мамам тогда очень тронуло Татьяну. И впоследствии мы не раз добрым словом вспоминали батюшку, который удержал нас от поспешного, неверного шага.

Отец Николай никогда ни на чем не настаивал, никогда не возмущался, ни к чему нас не принуждал. Он не тащил нас, словно репку из земли, а поливал, рыхлил вокруг нас землю, и в таком добром отеческом уходе мы росли, согретые его любовью и молитвами. Бывало, задумаем что-то, не посоветовавшись с батюшкой, начнем осуществлять наши планы, а все идет не так. Придешь к отцу Николаю, расскажешь, что к чему, он вроде и ничего не скажет особенного, а только все у нас потом получается, по его молитвам.

После того как отец Николай отошел ко Господу, духовного наставника семья Штокгамеров обрела в лице игумении Феодосии (Бессоновой), настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова. Матушка игумения в свое время отговорила Дмитрия и Татьяну от рискованного шага - они хотели уехать в глубинку, в сельскую местность.

- Но она сказала, что не нужно, - рассказывает Дмитрий. - И мы послушались. Начинать все с чистого листа хорошо, когда вы молодые и малодетные. А срывать с места восемь душ, у которых уже своя налаженная жизнь, друзья, школа, любимые преподаватели, - было бы неразумно. Уметь отказываться от каких-то своих прихотей - это тоже важный урок в школе семейной жизни.

Семейный тандем

 

Сейчас Дмитрий работает в монастыре на пяти должностях: алтарник, катехизатор, преподаватель в воскресной школе для взрослых, ответственный за пожарную безопасность и трудник.

Дома отец семейства бывает редко. Один выходной - пятница. Но авторитет главы семьи в доме непререкаем. И как им это удается?

- У нас модель семьи по принципу государственного устройства: отец - президент, мама - премьер-министр, дети - народ, - улыбается Дмитрий. - Я определяю направление движения, ставлю задачи, мама отвечает за их исполнение. Ей не нужно самой все делать. Но необходимо следить, чтобы дети выполнили то, что им поручено. Многодетная семья - система саморегулируемая. Здесь все знают свои обязанности, а если кто-то выбывает по какой-то причине из строя, его ответственность тут же разбирают сестры и братья. Взрослые часто говорят: самому проще сделать, чем ребенка заставить. Это в корне неправильная позиция. Так ребенок никогда ничему не научится. И вы до пенсии будете за него все делать.

Большую роль в поддержании авторитета отца играет и мама. Послушанию мужу ей - единственной дочери обожающих ее родителей - пришлось учиться.

- Раньше я, бывало, не могла понять, почему Дима принимает какое-то решение, которое не кажется мне очевидным, и пытала его вопросами. А когда он раскладывал все по полочкам, оказывалось, что он прав. Мужчину Бог создал руководителем, Он дал ему способность видеть на пять шагов вперед, тогда как я, например, вижу максимум на два. Кроме того, Создатель благословляет решения отца, и, даже если поначалу они кажутся не самыми удачными, впоследствии оказываются верными. Поэтому сейчас я уже ни о чем не спрашиваю, просто делаю. Это экономит время, - говорит Татьяна.

Не воспитывать детей - воспитывать себя

У многодетных семей свои проблемы, у однодетных - свои. Страх родителей, воспитывающих одного ребенка, вырастить избалованного, не приспособленного к жизни эгоиста вполне обоснован. Все-таки это достаточно сложное испытание для малыша - быть единственным объектом любви своих родителей. В многодетной же семье вырасти эгоистом практически невозможно. А успехи в школе доказывают, что по умственному развитию такие дети не отстают. Кроме того, они гораздо лучше подготовлены к взрослой жизни. Все умеют: готовить, стирать, убирать, работать на огороде, ухаживать за домашними животными. А где еще ребенок может научиться не только подчиняться, но и руководить? Когда взрослых нет, малыши слушаются старших девочек так же, как папу и маму.

Одна из главных проблем современных родителей - зависимость детей от компьютера, Интернета и различных гаджетов. В семье Штокгамеров такой проблемы нет вообще. Хотя компьютер имеется, но используется он исключительно по делу. Три года семья жила без телевизора, и, как вспоминает Татьяна, это были лучшие годы. По вечерам все вместе читали Евангелие, жития святых, классическую литературу. Но потом все-таки взрослые решили, что телевизор нужен - не хотели, чтобы дети совсем были оторваны от мира. Но все, что они смотрят, проходит жесткую родительскую цензуру. Зато в плане выбора жизненного пути - полная самостоятельность. Собственный горький опыт, когда шли учиться не по велению сердца, а по родительской указке, подсказывает, что авторитарность в данном вопросе неуместна. Старшая, Анастасия, определилась с профессией еще в детстве, когда полюбила уроки музыки. Красный диплом колледжа искусств открыл дорогу в консерваторию - на отделение хорового дирижирования.

- Меня как-то спросили: а как ты собираешься дать всем своим детям образование? И тут я поняла, что не задумываюсь над этим вопросом, - размышляет Татьяна. - Ведь Господь говорил: не заботьтесь о завтрашнем дне (...) довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Мы так и живем. Прошел день: все живы, здоровы, сыты, одеты, обуты - и слава Богу! А что завтра будет, да кто же знает?

Я рассматриваю многочисленные фотографии детей, отмечая, какие у них счастливые, веселые глаза. Какой контраст с потухшим взглядом подростков, «живущих» в Сети... Но весь этот положительный образ - не плод ли воображения родителей, когда-то решивших, что они будут рады каждому ребенку, которого пошлет им Бог? Может, дети, не знающие уединения, думают иначе?

- Иногда я задумываюсь: как это - остаться одной в доме? И хочется вроде бы узнать, что это такое, когда никто не шумит, но тут же вспоминаю своих подруг, которые постоянно жалуются на скуку, и такие мысли пропадают, - вступает в разговор Елена. - Я не знаю, что такое скучать.

А я вспоминаю песню ВИА «Верасы» «У меня сестренки нет, у меня братишки нет» и свою детскую зависть к девочке-соседке, у которой было две сестры. В детстве я имела все, о чем только мог мечтать советский ребенок, но помню, как страдала порой от одиночества - даже вымоленная у родителей собака не спасала.

Подруги старших девочек приходят к Штокгамерам как на экскурсию. Им интересно, как можно спать на двухъярусных кроватях - таких в комнате младших три, как много требуется времени, чтобы перемыть посуду после обеда большой семьи, где помещается 60 пар обуви? Штокгамеры не стесняются обстановки в своем доме: в тесноте, да не в обиде.

Красивые интерьеры, модные гаджеты, нарядная одежда - все это не делает детей счастливыми. Зато совместное купание в бассейне, поездки в деревню, грибы, рыбалка - то, что навсегда останется в памяти светлыми, радостными воспоминаниями согретого любовью детства.

Спрашиваю, откуда родители понабрались педагогических премудростей. Может, книжки умные читали?

- Читали, да только не для нас они написаны, - говорит Дмитрий, - поскольку рассчитаны на семьи, в которых растет один, максимум два ребенка. Вот психологи советуют не наказывать чадо за проступок сразу - нужно дать шалуну время осознать свою вину. Когда у тебя один ребенок, ты можешь себе позволить ждать, когда он что-то осознает, а когда у тебя их восемь, пока ты одного ждешь, семь других еще чего-нибудь натворить успеют. Поэтому у нас наказание неотвратимо и наступает молниеносно. И «что такое хорошо, а что такое плохо» усваивается быстро и повторения не требует. Но главный вывод, к которому я пришел исходя из своего опыта, таков: проступок легче предотвратить, чем иметь дело с его последствиями. Если доходит до наказания, значит, мы - родители - что-то в ребенке проглядели. Не заметили вовремя какую-то особенность характера, требующую исправления. И это больше наша вина, чем его. Хотя порой приходится действовать жестко. Не жестоко, а жестко. Здесь то же правило: раньше отреагируешь, более суровое наказание не понадобится. Наши дети ничем не отличаются от других. Они не только познают мир, но и исследуют границы, в том числе границы дозволенного, границы нашего терпения. Родителям нужно быть твердыми и последовательными в запретах, иначе дети будут дезориентированы. Опыт других многодетных родителей, знакомство с которыми много полезного нам дало, эти выводы подтверждает.

Трудное счастье

 

Когда человек перестает заботиться о себе лично, о нем начинает заботиться Господь. Это утверждение всегда вызывало у меня недоверие. Не провоцирует ли такая позиция пассивность, безынициативность, иждивенческие настроения? И вдруг я увидела людей, которые так живут. Людей энергичных, жизнелюбивых, и... счастливых.

Татьяна об этом не говорит, но ее выбор предполагает полное самоотречение. Готовность услышать от врача в женской консультации насмешливое: «Ой, ну вот опять, и все в той же кофте». Отказ от карьеры, но при этом круглосуточный, без выходных и отпусков, тяжелый труд. Сегодня много говорится о необходимости профессиональной реализации для ощущения, что ты живешь полноценной жизнью. Но разве есть поприще более почетное, ответственное, сложное и благодарное, чем быть мамой? Да, это трудное счастье, но это именно счастье, а не суррогат, скроенный по лекалам гламурных журналов. Но как же страшно на него решиться!

- Когда я сказала маме, что хочу еще детей, она всплеснула руками: «Да ты одного бы вырастила!». И это моя православная уже на тот момент мама! Что говорить о людях, далеких от веры...

Татьяна признается, что по поводу «регулирования рождаемости» ей порой приходится слышать не очень приятные реплики в свой адрес. Особенно тяжело общаться с медиками. Бывало, приходилось выдерживать настоящий прессинг со стороны врачей, настаивающих на чем-то, что шло вразрез с религиозными убеждениями женщины.

- Вначале мы не задумывались о планировании беременности. А потом уже просто иначе быть не могло. Это же вопрос доверия Богу, - говорит Татьяна. - Ну и надо сказать, государство все-таки сейчас многодетные семьи поддерживает. Материнский капитал, программа «Детский сад на дому» - большое подспорье, а уж когда нам «Газель» подарили, после того как седьмой ребенок появился, мы вообще были несказанно рады. Я бы хотела сказать: не надо бояться! Если доверяешь Господу, Он не оставит.

Фото автора и из архива Дмитрия Штокгамера

Газета «Православная вера» № 13 (537)

Ольга Протасова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/mnogodetnost-ot-doveriya-bogu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18