Мы стоим на Фаворе, у большого деревянного поклонного Креста. Крест, с прибитым к нему «терновым венцом», серый от дождей и ветров, расположен на небольшой травяной полянке, в сущности, полностью занимающей плоскую вершину здешнего Фавора, который уместно назвать «Горнальским».
Притекающие в Горнальский Свято-Никольский Белогорский мужской монастырь, старая стена коего расположена в нескольких десятках метров отсюда, конечно, обязательно приходят на Фавор, по узкой тропке - над рекой, меж дерев и ульев монастырской пасеки.
Отец Меркурий рассказывает: совсем недавно появились сведения, что здесь, на Фаворе, в годы безбожия были расстреляны несколько насельников монастыря. Изыскания ведет и лично игумен Питирим (Плаксин), историк по образованию.
С Горнальского Фавора, являющего собой высокий берег реки Псёл (монастырь стоит на мысу правого берега), нам видны заливные луга - уже на той, «нэзалэжно-украинской» стороне, в 300 метрах, за незримой границей... За ними, вдалеке, - лес и село Мирополье Краснопольского района Сумской области (в самые правильные времена это всё была единая Курская губерния, русская Слобожанщина), где находится Свято-Николаевское Миропольское монастырское архиерейское подворье Сумской епархии, Украинской православной церкви Московского Патриархата.
С Фавора хорошо видна и часть проселочной дороги, ведущей вдоль мелеющего с каждым годом Псла, исчезающей меж деревьями. Именно по ней ежегодно направлялся в субботу по Троице крестный ход с чудотворной иконой Богородицы «Пряжевская». Традиция была возобновлена 17 октября 1996 г., с 2002-го
С 2013-й 16-километровый крестный ход проходил из Горнальского монастыря (возрожден в 2001-м) в Мирополье и всегда был посвящяем братскому единению Великой, Малой и Белой Руси, и это был единственный в России ежегодный крестный ход, выходивший за государственную границу.
В частности, 29 июня 2013 г. он был посвящен 1025-летию Крещения Руси. Тогда сумская епархиальная пресса сообщала, что от р. Псел, то есть от российско-украинской границы, архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий возглавил многотысячное шествие паломников из разных уголков России и Украины с чудотворным образом, которое направилось через российско-украинскую границу в Свято-Николаевское Миропольское монастырское архиерейское подворье Сумской епархии. Участвовало также духовенство УПЦ и губернатор Сумской области Ю. Чмырь. По окончании торжественного молебна и братской трапезы, которые прошли в Николаевском храме архиерейского подворья Сумской епархии села Мирополье, крестный ход направился в обратный путь».
Но в военном, кровавом 2014-м, сюжет был уже иным; и сумская епархиальная пресса писала вот что: «14 июня утром в Никольском храме архиерейского монастырского подворья с. Мирополье архиепископ Сумский и Ахтырский Евлогий возглавил Божественную литургию в сослужении отцов благочинных и духовенства епархии, прибывшего для участия в шествии. В это же время митрополит Курский и Рыльский Герман возглавил богослужение в Горнальском Николаевском Белогорском монастыре, где постоянно пребывает Пряжевская икона Божией Матери. После окончания богослужений молитвенное шествие из обеих обителей направилось к государственной границе, где у пешеходного перехода состоялась встреча иконы. Архиереи двух соседних епархий возглавили молебен, за которым духовенство и верующие совершили особую молитву о мире в Украине. С обеих сторон звучали пасхальные приветствия, люди выражали взаимную поддержку и призывали к миролюбию».
Да, радостная встреча русских православных, шествовавших с двух сторон, происходила и в прежние годы. Однако в тот раз украинские пограничники не пустили граждан России на украинскую сторону. Русским людям с украинскими паспортами разрешено было приложиться к принесенной чудотворной иконе только на мостике через реку, под охраной пограничников. Куряне, все граждане России находились немного в отдалении, на своей территории. Позволено было только митрополиту Герману поприветствовать владыку Евлогия возле моста.
Очевидцы рассказывают, что православные, пришедшие с украинской стороны, кричали в тот момент: «Русские братья, спасите нас!». И люди рыдали, с обеих сторон...
C прошлого года туда никого не пускают вообще. Мост через Псёл с украинской стороны - разобран. Увы, митрополит Евлогий - из тех архиереев УПЦ МП, кто летом 2014-го благословлял на отправку в Донбасс с карательной операцией «воинов АТО», окроплял святой водой и сумские блокпоcты Вооруженных сил Украины, быстро возведенные на защиту от «агрессора». Однако нацисты-правосеки, нацеленные на изничтожение всего русского, все равно атаковали, с целью захвата, некоторые храмы Сумской епархии. Уже тогда было понятно, что они сами по себе не остановятся.
В нынешнем, 2015-м году владыка Курский и Рыльский Герман благословил совершить крестный ход с Пряжевской чудотворной от Горнальского монастыря до райцентра Суджа, причем пройти пешую его часть - до села Гуево, пять километров. В анонсе для паломников-крестоходцев так впервые и указывалось: без посещения Украины.
А установлен этот крестный ход был давненько - с 1867 г. в благодарение за спасение Государя Александра II Николаевича при покушении в Париже, произошедшем 25 мая того года. А позже - в память спасения семейства Государя Александра III Александровича во время крушения императорского поезда под станцией Борки в Харьковской губернии 17 октября 1888 г., из Горналя стал отправляться второй крестный ход - в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и села уезда. В Горнальской Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе, в устроенном в его честь правом приделе Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.
* * *
Краеведы называют окрестности села Горналь (с нынешним населением в две
сотни человек) и «терра инкогнита под Курском», и «Горнальское чудо» -
имея в виду, как сказано в справочниках, и археологический комплекс
славянского и древнерусского времени, конца VIII-Х вв., расположенный у
села Горналь.
Утверждают, что организация ЮНЕСКО внесла Горналь в перечень самых красивых мест в мире.
В 2013 г. урочище Горналь указом губернатора Курской области отнесено к особо охраняемой природной территории. В документе говорится: «Помимо высокого биоразнообразия урочище обладает большой культурной и эстетической ценностью. В непосредственной близости от него расположены несколько археологических памятников, в т.ч. Горнальское городище».
Рядом находится полуразрушенный дворец П.Д. Долгорукова «малое Марьино». Известно также, что Горнальский монастырь посещал в 1878 г. Ф.М. Достоевский, проживавший тогда в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Горнальская обитель, как Оптина пустынь и другие монастыри, тоже обоснованно претендует на то, чтоб считать себя причастной к некоторым страницам романа «Братья Карамазовы».
* * *
Церковные историки сообщают, что обитель была учреждена здесь около 350 лет назад, в 1672 г. Первые монахи - Феодосий, Лаврентий и старец Нектарий переселились сюда из разоренного татарами Острогожского Дивногорского монастыря Воронежской губернии. Монахи принесли с собой икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 г. и была построена небольшая деревянная церковь. Обитель впоследствии в качестве царских дарений получала земли, мельницу на Псле под селом Великие Рыбицы, а также «в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь».
Первым настоятелем обители стал иеромонах Феодосий. Известно, что пустынь жила продажей извести.
Был построен большой храм Преображения Господня, за свою большую величину названный собором. Сохранилось описание того храма: «...Пол каменный из разноцветных плит, иконостас прочной и красивой архитектуры с неглубокой резьбой. В западном притворе иконы ярких и свежих красок. Другой иконостас греческого письма. Главная достопримечательность - икона Богоматери Пряжевская, писанная на полотне и поновленная уже после закрытия монастыря в 1792 г. с сохранением в неприкосновенности ликов Богоматери и Младенца тонкой и чистой живописи». Некоторые полагают, что образ этот - еще из иконостаса Острогожского монастыря.
Но в 1785 г. монастырь, как сообщают, был закрыт и превращен в приход. Остался лишь Преображенский храм, а новая церковь святителя Николая, кельи и другие строения были разобраны на кирпич.
Однако после закрытия обители, как гласит предание, в Преображенском храме стали сами собой возгораться свечи перед иконами. Удивительное повторялось до тех пор, пока не была обретена в 1792 г. Пряжевская икона Божией Матери.
Дошедший до наших дней каменный храм во имя святителя Николая чудотворца был заложен в пустыни при игумене Несторе, третья соборная церковь во имя Преображения Господня была заложена в 1888 г. Как видно по старым фотографиям, монастырь, подобно прекрасному граду Небесному, величественно венчал собой долину, чем-то визуально перекликаясь, скажем, с видом Почаевской лавры.
В 1905 г. в монастыре жили 85 монахов и несколько десятков послушников. Сейчас пока что - не более 20-ти.
Белогорский Николаевский монастырь был закрыт безбожной властью в 1922 г., но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери. В 1937 г. монахи были изгнаны, многие - репрессированы. В обители была размещена колония для малолетних преступников, а позже - школа-интернат для детей-сирот.
Сегодня пустынь зримо преображается: ремонтируются строения, оформляется территория, сад. Наместник Питирим рассказывает, что уже проделана большая реставрационная работа. Так, в 2008 г. завершена роспись Никольского храма, которую выполнили московские иконописцы-реставраторы Александр Лавданский и Алексей Вронский.
* * *
День крестного хода - 6 июня 2015 г. «Странная», по слову одесского духоносного старца, война, где помраченные «украинцы» убивают русских собратьев, идет в Донбассе уже более года, и важный посыл общего моления, каковым является и Горнальский крестный ход - умиротворение, прекращение геноцида, братоубийственной войны на территории бывшей Украины.
Мы возвращаемся с Фавора на площадь монастыря к Божественной литургии, которую возглавляет митрополит Герман, в сослужении духовенства епархии. Минуем часть старой краснокирпичной монастырской стены, еще не восстановленной. На сохранившемся угловом ее фрагменте уже который год гнездятся аисты, и теперь красавица-аистиха стоит на тонкой сильной ноге, общается со своими малышами, а паломнический народ ахает, умиляется и, почти поголовно оснащенный современными фотографическими устройствами, запечатлевает доверчивую большую птицу.
На большой площади возрождаемой обители стоит несколько разновозрастных групп, даже и с младенцами, - на исповедь к батюшкам, таинство свершается под ясным синим небом, фактически у врат главного храма, в виду живописной долины реки.
Успеваем зайти в Никольский храм, благоухающий троицкими березовыми ветками и сеном, устилающим деревянный пол, подать поминальные записки и поставить свечи, вместе с детворой, словно облепившей праздничную икону Троицы.
По окончании Литургии, в 11 часов, митрополит Герман поздравляет всех собравшихся с отданием праздника Пятидесятницы. «Всё можно испросить молитвой: милости Божией, прощения грехов, Его заступления и помощи, спасения, избавления от бед и скорбей, - говорит владыка. - И, конечно, после Господа в первую очередь молитвенно мы обращаемся к Богородице. "Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, как к нерушимой стене и предстательству". Молитва Богоматери заступает и ограждает нас. Многие святые подвижники и люди святой праведной жизни говорили, что человек, уповающий на заступление и милосердие Божией Матери и молящийся Ей каждодневно, не погибнет, он находится под особой Ее защитой». Владыка призывает всех подражать Богородице в Ее добродетелях - кротости, смирении и чистоте; и желает собравшимся помощи Пречистой Девы в том, чтобы наступил мир, прекратился братоубийственный конфликт на Украине.
На обед - дабы укрепить силы перед крестным ходом - в монастырской трапезной всех желающих угощают окрошкой, гречневой кашей с салатом из огурцов.
В палатках можно не только приобрести иконки, монастырский медок, пирожки с капустой и яблоками и другое, но и оплатить «монастырский кирпичик», который пойдет на восстановление Горнальской пустыни.
Перед выходом на крестный ход пред чудотворной Пряжевской читается коленопреклоненная молитва о мире на Украине. Это воистину космическое зрелище: на обрыве высокого берега древнего Псла, на большом монастырском дворе тысячи православных в молитвенные мгновения замирают на траве вместе с владыкой и священством.
* * *
Предание гласит, что Пряжевская икона Одигитрия (Путеводительница) явилась в конце XVII или начале XVIII в. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось, известно, что оригинал находился в центральной Малороссии, в церкви села Пряжева, в шести километрах к югу от Житомира. О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. Уже тогда существовал обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. В XVIII в. храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 г.
Рассказывают, что накануне возвращения храма православным некий ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал от села на несколько верст, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз, усмотрев на лике Пречистой капли слезной влаги, святыню возвратил.
В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна. Узнав об этом, императрица Мария, супруга российского императора Александра II и мать императора Александра III, в 1864 г. прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями - взамен прежней, медной. Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 г., которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев. В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Однако списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре.
Особое почитание снискал список Пряжевского образа, обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре. Есть предположение, что он датируется XVII в. и примечателен тем, что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными мастерами: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII в. Иваном Белым.
На обороте святыни имеется надпись: «Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году».
В 1862 г. игумен Нестор так писал об обретении иконы: «Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано, и обновлен так, как повелено было в откровении». Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое.
Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел, и эпидемии отступали.
Известен факт исцеления в середине XIX в. перед этим чудотворным образом суджанского купца Косьмы Купреева, который и решил благодарно восстановить Горнальскую Белогорскую обитель на свои средства.
Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 г. было разрешено восстановить монастырь как пустынь.
Косьма Иванович с сыновьями Феодором и Владимиром стали первыми насельниками возрожденного монастыря.
Образ в наши дни стал почитаться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Перед Рождеством Христовым 2005 г. икона просветлилась.
* * *
Массовый крестный ход всегда впечатляет глядящих и снаружи, и изнутри. Это тоже, или в первую очередь, «Бессмертный полк», где в одном строю шагают живые и мертвые - живые на земле и небесах, праведники и простые смертные.
Мы идем по русской земле, впереди казаки, как водится, возвышают хоругви, множественное священство, меняясь, несет на плечах большой киот с иконой «Пряжевской». В поле зрения, словно становясь в общий строй, попадает поселковая водонапорная башня, выкрашенная в российский красно-сине-белый триколор. Ход сопровождает полиция на красивых конях, это диковинки, а к машинам ГАИ и «Скорой помощи» все привычны.
Владыка Герман идет с крестоходами весь путь, читает на ходу Евангелие и возносит со всеми молитвы.
В какой-то момент снова открывается величественный вид на Горнальский Белогорский монастырь, долину реки Псел и Украину за ним, далекое Мирополье. Ход - словно летит над просторами.
Здесь идут суджанцы, куряне, белгородцы, да и немногие, прибывшие с Украины.
С нами - Светлана Валерьевна Голубкова, заместитель главы администрации города райцентра Суджа, внучатая племянница служившего вместе со священномучеником Никодимом Белгородским (Кононовым) иеромонаха Пантелеимона (Варварова), который застал в 1919 г. в Белгороде мученическую кончину святого и закрытие Свято-Троицкого монастыря, был духовником священномученика Александра Харьковского (Петровского).
Идут и ее дочь Ксения с супругом Михаилом, оба - студенты 2-го курса БГТУ им. Шухова. Мы познакомились 20 мая с.г., на крестном ходе в честь иконы «Никола Ратный».
Идет здесь и дальняя родственница прославленного Героя Советского Союза Константина Ольшанского (1915-1944) Лилия Владимировна Мезенцева. Судьба воина Константина связует Слобожанские земли Харькова, Курска, Белгорода, а также Николаева, где и совершил геройский подвиг знаменитый десант Ольшанского в 1944-м.
Из Старого Оскола, с Белгородчины, прибыл на крестный ход с семьей мастер спорта международного класса по боксу, чемпион Европы, бронзовый призер Игр доброй воли, неоднократный чемпион России Михаил Гала, побеждавший таких известных бойцов, как Жон Дови (Франция) и Александр Поветкин, «ставивший удар» Федору Емельяненко. В ожидании крестного хода нам удалось побеседовать с Михаилом; запомнилось его выказывание, что тщеславящемуся спортсмену, в частности, боксеру, почти невозможно - как тому верблюду сквозь игольное ушко - «пройти в Царствие Небесное».
Идти жарко, солнце начала июня греет до 26 градусов в тени. Но зелёное Гуево встречает не только колокольным звоном, но и холодной, с лимончиком, питьевой водой, которую радушно разливают у храма Рождества Богородицы всем желающим в пластиковые стаканчики. Разгоряченные полуторачасовым шествием, пьем осторожно.
После молебствия в храме все оправляются в Суджу, уже на автобусах.
Конечная точка Горнальского крестного хода - Свято-Троицкая церковь в Судже, которая в 2014 г. отметила двухсотлетие, и в этой связи была основательно отреставрирована. Храм этот, даром что стоит на улице с диковинным большевистским названием «К. Либкнехта», неразрывно связан с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери.
Рассказывают, что в 1937 г., когда был закрыт Горнальский Белогорский монастырь, монахи с Пряжевским образом приехали в Суджу, и ночью им явилась Царица Небесная в сопровождении святителя Николая и повелела инокам изнести Ее икону из Успенского храма туда, где Ее встретит старец Симеон.
Наутро монахи стали тщетно расспрашивать местных жителей, где живет Симеон, и вот со стороны алтаря, где был престол в честь праздника Сретения, на апсиде Троицкой церкви увидели икону Сретения Господня. Пряжевская икона прошла здесь и через пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная пребывала в Судже до 1946 г., затем данные о ней были потеряны. Второе обретение образа произошло в 1996 г., когда при инвентаризации в храме на иконе, числившейся в описи как Смоленская, было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. Это и был чтимый список иконы Божией Матери «Пряжевская».
И вот - святыня снова здесь.
На молебне в Троицком храме слушаем владыку Германа, видим дивные новые стенные росписи.
На суджанской земле - я впервые в жизни. Заказываю заупокойный сорокоуст по отчиму моей мамы, Даниилу Никандровичу Козлову, уроженцу Суджи, фронтовику; в один послевоенный год привелось тут пожить и моей маме, школьнице начальных классов.
По окончании молебна народ течет к чудотворной иконе, очень красиво поют казаки, медленно движущиеся с очередью.
Пора домой. Мне и краеведу П. Альбощему возможность поездки в Горналь вместе с белгородскими крестоходцами снова предоставил и организовал паломнический центр Белгородской и Старооскольской епархии, за что мы неизменно благодарны.
Успеваем по дороге заехать и в село Уланок под Суджей, поклониться в храме Рождества Христова чудотворной иконе Божией Матери «Пасовская», и в белгородский поселок Ракитное, в Никольский храм, где много лет служил и у стен коего покоится старец Серафим (Тяпочкин). Это тоже воин южно-русского «Бессмертного полка», который всегда с нами.
Фото - автора и сайта Курской епархии
http://www.stoletie.ru/vzglyad/molitva_o_mire_na_ukraine_310.htm