В марте 2013 года в галерее-ризнице "Чудотворные иконы Афона" по благословению епископа Обуховского Ионы (Черепанова) состоялась тематическая Встреча с хранителями знатных старинных русских фамилий, на которую прибыл из Швейцарии Александр Кочубей, потомок погребенного в Киево-Печерской Лавре Василия Леонтьевича Кочубея. На Встрече присутствовали профессор Виктор Чернышев, граф Алексей Стенбок-Фермор, граф Петр Бобринский. В феврале мы опубликовали беседу Лидии Довыденко, главного редактора журнала БЕРЕГА (Калининград) с профессором Виктором Чернышевым.
В июне Александр Кочубей посетил родовое поместье в селе Дубовичи на Сумщине. Своими мыслями о событиях наших дней делятся Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич), наши соотечественники потомки знатных киевлян, прихожане РПЦЗ князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский (Лондон), Александр Кочубей (Швейцария), граф Алексей Стенбок-Фермор (Бельгия - Киев), граф Петр Бобринский (Париж - Киев).
Высокопреосвященнейший Владыко! На Ваш взгляд, почему христианская церковь, просветитель Европы на протяжении XIX столетия, не протестовала против Первой мировой войны?
Митрополит Иларион (Капрал): Святоотеческое предание оставило нам об этом свидетельство: потому что она была слишком слабой во всем. И даже если бы она и возвысила голос протеста, никто бы ее не послушал. Но почему церковь оказалась столь немощной и безголосой в тот роковой исторический момент? Она оказалась бессильной, потому что была расколота на части и походила на архипелаг малых островков в волнующейся безбрежной пучине. Церковь не была способна к протесту, поэтому была готова уступить любой временной силе. На новом витке события европейской истории столетней давности сейчас повторяются в Восточной Европе.
Но 2014 год не следует связывать исключительно с грозными предзнаменованиями. В этом году мы отметили 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое, промыслительное значение как для основанной преподобным Троице-Сергиевой Лавры, так и для судеб всей исторической России. По слову историка В.О. Ключевского, при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение государственное. Христианские монахи обыкновенно наказывали сами себя, когда мир посещали великие беды. Себя самих считали они подлинными виновниками несчастий и не обвиняли никого другого. По всей вероятности и церкви должны были бы прибегнуть ныне к этому крайнему методу покаяния - во благо самим себе и всему человечеству.
Живший в самом сердце Европы, святитель Николай Сербский свидетельствует о том, что церкви Франции, Италии, Сербии, Румынии, Бельгии и Болгарии находились в распоряжении военных правительств соответствующих стран. Ни одна церковь не воспротивилась позиции своего правительства. Судя по всему, у них не было собственной точки зрения на мировую войну. Словно она вспыхнула впервые и внезапно, как нечто новое в истории! А ведь еще в русско-японской войне имело место абсурдное явление: сначала - негодование на японцев за беззастенчивый цинизм в попрании международного права, но сразу же после того - изумление и рукоплескания самураям, одерживающим победы. Не это ли мы замечаем и сейчас в Восточной части Европы, именуемой Украиной?
Война всегда ведет за собой иную новую войну. «Куда же выпорхнула европейская душа?» - вопрошает подвижник XX века, свидетель всех европейских войн нового времени святитель Николай Сербский. На этот вопрос ответила Первая мировая война. Цель этой войны - не разрушить мир, а обнажить нищету Европы и возвратить ей ее душу.
Поэтому одна из главных задач Русской Православной Церкви, во отечестве и в рассеянии сущей, является сегодня воцерковление русского народа, дабы через этот процесс мы могли бы вернуться к благочестию наших предков Святой Руси, ведущей всех ко спасению.
Высокопреосвященнейший Владыко! В тяжёлых исторических условиях Вам приходится окормлять Вооруженные Силы Украины. Вы посетили многие "горячие точки" планеты. На Востоке нашей страны кто против кого сражается? Наши военные, очевидно, пребывают в сложном положении: ведь во время боевых операций от их рук могут погибнуть и мирные жители, ни в чем неповинные люди...
Митрополит Августин (Маркевич): К Святоотеческому Преданию в вопросе о европейских войнах 20 века считаю уместным добавить и наше наблюдение о большой ошибке современной Европы, исключившей из Преамбулы Евро-конституции упоминание о христианских ценностях, дистанциирующейся от христианской этики, пропагандирующей новый этический стандарт "just war" в странах НАТО - теорию справедливой войны. Кстати, мне довелось дважды побывать в Ираке: первый раз - до войны, а во второй раз - посещал наших воинов-миротворцев. И вот, находясь там и пребывая под впечатлением жестоких реалий современного Ирака, я подумал: что бы случилось со мной, будь я взят в заложники боевиками? Что бы я ответил на вопрос своих воображаемых похитителей: «Зачем ты приехал сюда, что ты делаешь в нашей стране?» Никто бы не удивился, если бы с криком: "Аллах акбар!" - они казнили меня: хватило бы одного лишь факта: в Ираке украинские войска - союзники Соединенных Штатов. Каждый раз на ежегодных международных конференциях руководителей капеланских служб я поднимаю вопрос о религиозном долге военного священника напоминать, настаивать, делать всё возможное, чтобы его верующие командиры и воины не были причастны к пролитию невинной крови, насилию, мести и жестокости.
В юбилейный год преподобного Сергия Радонежского хотелось бы напомнить о неизвестной Европе традиции русского старчества. В 14 веке оно было связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, в 18 веке народ особо чтил преподобного Паисия Величковского. В 19 - начале 20-го веков старчество процветало во многих церковных центрах: Киево-Печерской Лавре, Троице-Сергиевой Лавре, Оптиной пустыни, Саровском и Валаамском монастыре. К старцам - преподобному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому - съезжались из всей страны. Старчество - это репутация, мнение народа Божьего о том или ином человеке, - присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Издавна служение старцев было таинством общения духа подвижника и его ученика, часто оно не выражалось словами. Человек, обращавшийся к старцу, открывал ему свои помыслы, просил об исцелении души. Не практические вопросы взвешивались старцами (как это часто случается в наши дни), а вопросы духовные. Исцеление души происходило рядом со старцем постепенно, и не потому, что он произносил постоянно какие-то поучения, а потому, что сокровенно молился и передавал силу духовную своему ученику, если сердце ученика было открыто для такого восприятия. Старец Софроний (Сахаров) в своих беседах с учениками (1990-1993 г.г.) призывал их к духовной зрелости, взрослости, ответственности, предостерегал их от того, чтобы постоянно произносить слова, подобные тому: "Когда вы спрашиваете духовника, и он говорит вам какое-нибудь слово, а вы потом поступаете по слову духовника, никогда не говорите, что я сделал так, потому что мне сказал духовник... Не "меня благословили" - а я так поступаю, и вся ответственность лежит на мне." Многие старцы считали, что жить нужно средним, "царским путём": исповедоваться у своего приходского священника, жить в согласии с братьями единомышленниками и по Церковным Уставам.
Никита Дмитриевич, что Вы можете сказать о событиях, происходящих в нашей стране, с точки зрения первого заместителя Председателя Международного Совета Русских соотечественников?
Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский:
Нынешнее состояние Украины объяснимо тем, что ни одно её правительство не соглашалось дать элементарные права русскоговорящему населению. Эти права меньшинств четко прописаны в Уставе ООН. Все последние 3 лидера грабили страну и мало чем другим занимались. Года 4 назад я выступал в ООН на презентации Международного Совета Русских Соотечественников (МСРС), созданного в 2002 году, являющегося крупнейшей международной неправительственной организацией. Совет имеет ассоциированный статус при Департаменте общественной информации ООН, при Экономическом и социальном Совете ООН. В штаб-квартире ООН за круглым столом были подняты темы нарушения рядом стран основополагающей конвенции ООН в применении их к русскоязычному населению, а также проблеме массового безгражданства русских в Латвии и Эстонии - этого позорного явления. Представитель от Украины Вадим Колесниченко обратил внимание на проблему вытеснения русского языка на Украине. Теперь оказался изгнанным из страны.
Помимо правозащитной работы, МСРС занимается вопросами гуманитарного характера. Например, решением московского правительства будет построена вторая часть известного Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. В его залах планируется разместить постоянные экспозиции и проводить выставки культурно-исторического наследия русского зарубежья. Одна из решаемых Советом соотечественников задач - возвращение предметов искусства на историческую родину. Теперь русский человек, скажем, в Буэнос-Айресе или в Нью-Йорке, передавая картину, реликвию или скульптуру в дар России, будет знать, что это будет там на учете и не пропадет. И это очень важно людям моего поколения, потому что очень часто нам некому оставить художественные ценности, ибо дети и внуки этим не интересуются. Я лично приобретал на аукционах культурные ценности и передавал их в дар России и Украине.
Можно провести параллель между Болгарией, - страной где я родился и провёл юность, включая тюремный срок, который я "отмотал" в 12 лет за своё происхождение, - и Украиной, страной, которая мне напоминает Болгарию. Из болгарской тюрьмы меня освободили благодаря вмешательству ООН. Само собой напрашивается сравнение с прошлогодней февральской отставкой болгарского премьер-министра Бойко Борисова. Это произошло после череды массовых протестов против высоких цен на электроэнергию и правительственных мер экономии. Болгария - самая бедная страна Еврозоны и, подобно Украине, сильно коррумпирована. Решению премьера об отставке предшествовал ряд столкновений, в ходе которых пострадали люди - 8 человек. Выступая перед парламентом премьер-министр заявил, что "отказывается состоять в правительстве, при помощи которого полиция избивает людей." В Украине мы видим, что не только само правительство избивает людей, но уже идёт гражданская война - люди стали защищаться от действий правительства... Это свидетельствует о глубоком кризисе украинского общества, искусственно созданного Лениным в 1922 году. Поэтому попытки запрещения коммунистической партии Украины выглядят по меньшей мере абсурдными. Напрашивается еще одна параллель с Болгарией, когда в 2001 году Народное собрание Болгарии избрало премьер-министром бывшего болгарского царя Симеона Второго, лишенного трона малолетним, в 1946 году. Стоит отметить, что на то время президентом страны был член компартии Болгарии. Выступая перед парламентом в качестве премьер-министра, Симеон Второй, потомок германской Саксен-Кобургской династии, исповедующий Православие, подчеркнул необходимость сохранения преемственности во всем положительном, что было совершено в стране до сих пор. В украинском правительстве мы не наблюдаем подобного стремления, а видим разрушительную безответственную деятельность, не опирающуюся на опыт предшественников. Деструктивная политика руководства страны привела к гражданской войне. Это свидетельствует о том, что правительство страны слабо знает её традиции и историю, а также руководствуется в своих действиях не чаяниями каждого гражданина государства, а навязанными извне ценностями, ему не присущими.
К примеру, в Болгарии в 1946 году состоялся референдум, в результате которого провозглашенный царём, по смерти в 1943 году отца царя Бориса Третьего, 9-летний монарх Симеон Второй покинул Болгарию. Долгие годы Симеон занимался бизнесом, жил в Мадриде, имея испанское гражданство с фамилией графа Рыльского. Он создал Национальное движение Симеона Второго (НДСВ), которое победило на парламентских выборах в 2001 году и получило право на формирование правительства.
Виктор Михайлович, представляется ли жизнеспособным Союз Славянских народов, объединенных Православием? Желали ли этого наши сограждане на "евромайдане", захватившие власть в нашей стране? Не о подобных ли проявлениях состояния душ человеческих Достоевский написал роман "Бесы"?
Профессор Виктор Михайлович Чернышев:
Развивая мысли о Славянском Союзе, хочется напомнить, что славянофильская идея заключается в том, что всех соединить в Истине может только тот, кто владеет ее полнотой. Поэтому славянская идея, по Достоевскому, это: «Великая идея Христа, выше нет. Встретимся с Европой во Христе». Сам Спаситель сказал: «Вы - свет миру; вы - соль земли. Если соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою...» Такой все осоляющей солью в записи мыслей Достоевского является именно идея Православия. Он пишет: «Наше назначение быть другом народов. Служить им, тем самым мы наиболее русские... Несем Православие Европе».
Достаточно вспомнить вклад русской эмиграции в дело православной миссии, которое связано с именами прот.Иоанна Мейендорфа, Георгия Флоровского, Сергия Булгакова, Василия Зеньковского, Владимира Лосского, И.Ильина, Н.Бердяева .
«Славянофилы ведут к истинной свободе, примиряя. Всечеловечность русская - вот наша идея», - записывает в своем дневнике Достоевский. И сущность свободы - не бунт против Бога, ведь первым революционером был дьявол, восставший против Бога; подобным же образом протест против монаршего мироустрой ства поднял и Толстой, став в одночасье «зеркалом русской революции». Тогда как о Достоевском следует заметить, что Евангелие открыло ему тайну человека, открыло, что человек не обезьяна и не святой ангел, но образ Божий, который по своей изначальной богозданной природе добр, чист и прекрасен, однако в силу греха глубоко исказился, и земля сердца его стала произращать «тернии и волчцы». Поэтому-то состояние человека, которое называется теперь естественным, в действительности - больное, искаженное, в нем одновременно присутствуют и перемешаны между собой семена добра и плевелы зла. Не случайно все творчество Достоевского - о страдании. Все его творчество - теодицея: оправдание Бога перед лицом зла. Именно страдания выжигают плевелы зла в человеке: «Большими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное»; «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие пойдут ими... Стремитесь войти тесными вратами - ибо тесные врата и узок путь ведут в жизнь вечную» - свидетельствует Писание.
Безбожное стремление к счастью есть несчастье и гибель души. Ведь подлинное счастье - это стремление научиться делать счастливыми других: «Мы ничего не имеем, но всех обогащаем» - утверждает апостол. А ты говоришь, что «...богат, разбогател и ни в чем не имеешь нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и наг, и нищ, и слеп...» (Откр. 3:17).
У коммунистических идеологов, приход которых по сути и санкционировал Толстой, понятие свободы коренится не слове Евангелия, а в повествовании о грехопадении человека (роман «Бесы»), который срывает плоды с запретного дерева, чтобы «самому стать Богом». Свободе как послушанию Божьей воле гордец противопоставляет свободу революционного почина (безбожный Интернационал). Борьба этих двух свобод представляет собой основную проблему всего человечества: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца человеческие» (Достоевский).
Писатель через без-образие революционных идей стремится прозреть горнюю Истину, которая спасет мир. Осмысление Красоты и самой идеи спасения мира Красотою невозможно вне раскрытия природы этой Красоты. Русский философ Николай Бердяев писал: «Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное, единственное чувство Христа, какую-то иступленную любовь к Его Лику. Во имя Христа, из бесконечной любви к Христу порвал Достоевский с тем гуманистическим миром, пророком которого был Белинский. Вера Достоевского во Христа прошла через горнило сомнений и закалена в огне».
«Красота спасет мир» - эти слова принадлежат Ф.М.Достоевскому. Но «Путь красоты не яркая звезда, как путь войны, он труден и не мирен...» - говорит апостол Павел.
Александр Андреевич, Вас считают именно тем человеком, кто мог бы возглавить Международный Русский Конгресс. География Ваших путешествий впечатляет: из родового поместья Кочубеев в русской глубинке на Слобожанщине Вы летите в Нью-Йорк, где и родились, а, затем, в Швейцарию, где живёте вместе с семьей! Фамилия обязывает?
Александр Андреевич Кочубей:
Миссия Международного Русского конгресса - это создание важной объединяющей Русский мир активной организации. Полагаю, что через какое-то время она станет реальностью. Даже если русская миссия в мире сейчас выглядит несколько разобщенной, но эти оазисы, островки, где существуют объединения русских людей излучают то, что мы, приезжая, находим на родине, где жили наши предки. Недавно я вернулся из русской глубинки - замечательного по красоте поместья моих прадедов в деревне Дубовичи. Есть два аспекта, которые тронули меня. Духовная составляющая - это был торжественный праздник! Литургию служили прямо возле источника под открытым небом. Чудотворную Дубовицкую икону привезли из Луганской епархии. Ощущение этой чистоты и святости неописуемое. Игумен обители, где пребывает икона, сказал, что это список с той иконы, которая находилась в домовой церкви Кочубеев. Впечатление очень сильное от тех переживаний, которые даёт духовная жизнь в селе. Это свидетельствует о том, что надежда есть, что село развивается, а с ним и Сумская область. То, что прибыл епископ - это важно, и очень трогательно. Что касается восстановления храмов и вообще реконструкций памятников архитектуры - это на перспективу. Сейчас важнее обустроить семьи священников, их детишек. Дать им кров, к столу и одежду. Приоритеты важней человеческие, а не архитектурные. И это второй момент. Необходим разумный подход. Когда экономическое состояние будет позволять, вот тогда можно поднимать и архитектуру. Сейчас необходимо выделять средства для школы, детсада. И когда это поколение вырастет, лет через 20, начнёт отстраивать исторические памятники. Это замечательно, что уже на полуразрушенном господском доме есть охранная доска, как свидетельство истории. Свидетельство того, что у села есть корни. То, что народ признаёт нас - очень важно. Это значит, что народ признает и неискажённую историю, разберётся в сложных и, порой, запутанных исторических коллизиях. У села есть не только Кочубеи, но и активы Второй мировой войны. Даже памятники советской эпохи. Стирать печальные страницы истории - как, к примеру, убогий бюст Карла Маркса, своеобразное наглядное пособие, по дороге в школу - нет смысла. Незачем повторять то, что делали большевики, стараясь стереть следы былого величия Отечества... Если всё менять, то трудно будет понять как это было. Необходимо сохранять баланс. Но главное - это то, что в селе есть дети! Есть будущее. В других сёлах лишь бомжи и старушки. А в Дубовичах - цветы, ухоженные клумбы, сады! А это значит, что есть любовь. И это главное. У меня несколько гражданств и я часто себя спрашиваю: а кто я? Откуда я? У меня нет ощущения, что я вернулся домой в Дубовичи. Обратно дороги нет... Это фантазия. Я - гость. И, слава Богу, что желанный! Я это ощутил и увидел. Обидно, конечно, немного, что так всё случилось исторически... Ко мне подошёл человек и сказал, что то, что сделали Кочубеи за 350 лет никто не сможет повторить! Но и жертва эта тоже неповторима!.. Наша любовь к Отечеству выражалась в создании прекрасных строений не только в столичных городах, но и в глубинке. Признание, а значит понимание этого людьми - уже огромное достижение. И это положительный момент.
Я обещал посетить одно из многочисленных поместий Кочубеев в селе Дубовичи, поскольку там сохранились развалины дома моих предков - а это памятник деревянного зодчества. Обещания стараюсь выполнять. Так воспитан. На слове аристократа в нашем дореволюционном государстве держалось все! Слово было законом. А что мы наблюдаем с приходом в наше Отечество деструктивных культов? Я приехал в фамильное поместье Дубовичи, когда в стране было объявлено прекращение братоубийственной войны на Донбассе, но сейчас всё продолжается и гибнут мирные люди. Раньше эти земли принадлежали моему двоюродному пра-прадеду князю Виктору Кочубею, женатому на княжне Марии Барятинской, сестре князя Александра Барятинского, пленившего Шамиля, предводителя Кавказских мусульман, ставшего другом князю. Что касается Донбасских владений Кочубеев, Джон Юз купил у князя Кочубея эти земли и занялся угледобывающей промышленностью. Промыслительно то, что шахтёры считают своей Небесной покровительницей святую Зарубежной Церкви Великую княгиню Елисавету Феодоровну, принявшую мученическую кончину в шахте от рук деструктивной апокалиптической секты большевиков. Как мы видим, в шахтёрском крае идёт война.
Алексей Андреевич, Вы являетесь потомком по материнской линии Рюриковичей - князей Щербатовых и Барятинских. А также потомком британца Джона Юза основателя Юзовки, современного Донецка. Как воспринимаете Вы происходящее сейчас на землях, которыми раньше управляли Ваши предки?
Граф Алексей Андреевич Стенбок-Фермор:
Напомню, что Рюриковичи управляли Русью 700 лет, начиная периодом на 150 лет ранее Крещения Руси и до начала Смутного Времени, завершившегося избранием династии Романовых. Мой дядюшка князь Алексей Павлович Щербатов был профессором истории в США. Он был сыном предводителя Харьковского дворянства Павла Борисовича Щербатова, который принимал участие в Учредительном собрании о независимости Украины в Центральной Раде в Киеве в 1919 году. Об этом хорошо знал лидер украинских националистов Степан Бандера, о чем и сказал князю Алексею Щербатову во время их встречи в Мюнхене. Бандера, со слов Алексея Павловича, был образованным человеком. Видимо поэтому и был вскоре убит выстрелом капсулой с ядом агентом австрийской разведки, своим же односельчанином... Деструктивным силам было не по душе то, что лидер украинских националистов искал общий язык со старой русской аристократией и был уверен в успешном исходе, чего ожидали и русские, оказавшиеся выброшенными из своего Отечества группой политических авантюристов. Нечто подобное наблюдаем сейчас на Донбассе, где теми же деструктивными силами развязана братоубийственная война. О подобной войне писала в своем дневнике моя 15-летняя тетушка сестра Алексея Павловича - Елена Щербатова в 1919-20 годах в Новороссийске и в Ялте, где была дача их бабушки княгини Надежды Барятинской. Её, 80-летнюю, расстреляли в Багреевке возле Ялты по приказу большевистского апокалиптического правительства. Теперь на набережной в Ялте выстроена церковь памяти жертв расстрелов культа большевиков. Сейчас на Донбассе по данным ООН насчитывается более 1200 жертв и более 3000 ранены и пострадали. Правительство страны - родины моих предков, где я работаю вот уже 8 лет, но как иностранец, что абсурдно, - собирает средства на продолжение военных действий против своего же народа... Моя двоюродная пра-бабушка, сестра предводителя Харьковского дворянства Павла Борисовича Щербатова вышла замуж за сына Джона Юза, основателя Донецка. Мне особенно больно видеть те жертвы, которых всё больше в том регионе, к созданию индустрии которого были причастны мои предки. Я не могу принимать участия в решении участи родины моих предков по той причине, что не являюсь её гражданином. Но почему люди, которые, по существу, враждебны этой стране, о чем свидетельствуют их действия, ею управляют? В учебниках же по украинской истории изложена клеветническая информация о т.н. "иностранном капитале" Донбасса. Еще в 2006 году этот вопрос был затронут на Международной конференции в Нежине. Работала секция "Аристократия". Доклад о Донецке (Юзовке) прислал князь Кирилл Щербатов, последний хранитель фамилии Щербатовых. В докладе были проанализированы события времен индустриального развития Донбасса. Работая долгие годы в Киеве, мы сделали достаточно для того, чтобы государство оценило наш вклад и желание продолжать. Но у нас нет никаких доказательств со стороны государства в пользу нашего пребывания здесь.
Петр Львович, Вы, можно сказать, унаследовали титул Почетного киевлянина! С Киевом и Львовом связаны имена знаменитых Ваших предков. Почему, на Ваш взгляд, новая власть в государстве предпочитает военные операции развитию промышленности, образования и дипломатии?
Граф Петр Львович Бобринский:
В Киеве был застрелен террористом Дмитрием (Мордехаем) Богровым, сыном киевского адвоката, посещавшего Дворянское собрание, выдающийся премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин. Это мой прадедушка. Погребён подле могилы Василия Кочубея в Киево-Печерской Лавре. Абсурдно то, что я, потомок выдающегося дипломата, - создавшего закон об автономии и самоуправлении окраин России и мечтавшего воплотить этот закон в жизнь, - вынужден ежегодно продлевать визу позволяющую мне работать в Киеве! Не говоря о том, чтобы принимать участие в управлении страной и использовать язык, который стал уже одним из официальных даже в ООН - русский. Я не так молод, чтобы, являясь иностранцем на родине моих предков, изучить ещё один язык впридачу к тем пяти языкам, которыми я владею! А новой власти, взявшей её недипломатическим путём, а революционным, по сути своей разрушительным, есть чему поучиться у свох предшественников - моих предков. Но, повидимому, власти предпочитают не замечать наше присутствие. Как, впрочем, игнорируется изучение наследия промышленника-сахарозаводчика графа Алексея Бобринского, создателя Политехнического института в Киеве. Неужели в 19 веке люди были глупее чем сейчас? Зачем же благодарные киевляне соорудили памятник графу Бобринскому на Бибиковском бульваре? На протяжении всего 20 века тиражировались убогие памятники создателю УССР - Ленину и одному лишь писателю Шевченко, сочинявшему, к слову, прозу на русском языке! Гоголь не входил в число украинских литераторов, не смотря на тематику своих произведений. Может по той причине, что оказался великим предсказателем, создав образ непогребенной панночки из повести "Вий"? Также не погребен в мавзолее и вождь апокалиптической секты большевиков, уничтожавший различие не только между классами, но и половое... Что касается Галицкой Руси, мой пра-дядя 100 лет назад был назначен военным губернатором Львова и генерал-адъютантом Государя Николая II. А мой дедушка граф Алексей Бобринский был членом Государственной Думы и возглавлял Благотворительный Совет Галицкой Руси, зная хорошо нужды этой части государства. Существует замечательная газетная хроника о том, как восторженно встречали львовяне Государя и радовались воссоединению Руси.
Участники беседы за круглым столом галереи-ризницы «Чудотворные иконы Афона» ответили на вопросы Неониллы Пасичник. Подробнее об этих темах в журнале «Берега»(ссылка)
http://www.dovydenko.ru/113-neonilla-pasichnikvstretimsya-s-evropoj-vo-khriste.html