Он сам себя отпел

0
454
Время на чтение 5 минут
Собор новомучеников и исповедников российских начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой - Патриарх-исповедник Тихон. Именно он считается главой сонма российских мучеников и исповедников за веру Христову. «Если пошлёт Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить всё, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется безплодным подвиг наш, подобно тому как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову», - писал Патриарх. Сегодня наш рассказ о сщмч.Михаиле Павловиче Чельцове (1870-1931), который мученически завершил свою земную жизнь со словами Рождественского тропаря на устах. Вернее, он сам расскажет о себе, о том, как в заключении менялся, укреплялся его дух. Перед нами странички из его дневника «Воспоминания смертника».

«Во всякой тюрьме, а в одиночке тем более, следят за чистотой камеры. Дня через два пришёл отделенный... и сказал, что нужно даже ежедневно мыть пол и прочее. Я этим делом прежде никогда не занимался и не знал, как к нему приступить. Налил в чайник воды из умывального крана и обильно полил пол и стал тряпкой вытирать. Но дело не клеилось: вода по асфальтовому полу переливалась с места на место, а пол не приобретал ни чистоты, ни лоску. Это было в среду. В субботу повторил то же; но уже вышло лучше. Воды на пол не лил, а лишь мокрой тряпкой вытирал пол. Снял подрясник, засучил рукава рубашки... А как быть с клозетом? Решил и его мыть. Сначала как будто и неприятно было, но вспомнил маму (жену), которая едва ли не ежедневно совершала эту операцию. И принялся мыть и очищать клозет во всех его частях.

Не забуду я никогда и Сергиева дня (5 июля по старому стилю). Накануне я лёг спать в своё обычное время. Долго не засыпал. Что-то тяжёлое было на душе. Вдруг слышу: раздался гулкий удар колокола - один, другой и т.д. Что же это за благовест? Откуда и почему в такую позднюю пору (вероятно, было уже часов 11-12 ночи)? И... вспомнилось. Ведь завтра память Преподобного Сергия Радонежского, и благовестят в Сергиевском соборе, а собор совсем близко от тюрьмы. Утро прошло обычно, по-тюремному. Часов в двенадцать с половиной дня вдруг открывается форточка в двери, и дежурная надзирательница подаёт мне небольшой свёрток в красном платке и как-то взволнованно полушёпотом говорит: «Возьмите скорее. Тут что-то вроде Причастия... Осторожнее... Не пролейте...». Благоговейно беру, с трепетом душевным развёртываю. В платочке небольшой позлащённый ящичек, а в нём только что освящённые в храме за Литургией Св.Дары, Кровию Спасителя напоённые. Отделяю себе следуемую, как казалось, часть. Завёртываю снова как было и жду прихода за ящиком. Через полчаса приходят за ним. Я остаюсь со Св.Дарами. Но что делать? Сейчас же и принять их? Но я не готов, да и пообедал уже. Решено оставить до завтра. Но доживу ли? Решено, что Св.Дары, завернув в чистую бумажку, положу в укромное местечко, и если ночью придут за мной для расстрела, то первым долгом возьму Св.Дары и потреблю их. Если же этого не произойдёт, то Св.Даров мне хватит дня на 4-6. Этот неожиданный подарок очень обрадовал меня. Меня очень огорчало и волновало до сего дня, что меня могут расстрелять, не давши мне возможности причаститься. А тут вдруг присылают Св.Причастие. Как радостно и торжественно было на душе!.. Это Преподобный Сергий прислал...

Тяжело умирать, как и теперь сидеть в тюрьме, от сознания, что научных и жизненных знаний у меня достаточно, и умственных и физических сил не занимать стать, и желания работать. И вдруг смерть... Но тут сейчас же всплывали примеры милостей Господних к падшим из евангельской истории по их молениям к Нему, и я опять ободрялся и светлел. Вера сильно поддерживала, молитва подкрепляла, и я не падал духом. С течением времени мысль о смерти не только не пугалась будущих мучений, но их как бы совершенно не страшилась... В конце сидения в ДПЗ казалось умереть даже лёгким и желательным, и именно теперь - при совершенно несправедливом ко мне суде, при постоянных горячих молитвах, при обилии пролитых мною, и особенно за меня, слёз, и умереть через расстрел, т.е. всё-таки мучеником. Но... плотские привязанности родства осиливали, и духовная радость от мысли о смерти исчезала. Тем не менее я всё больше и больше сживался с мыслью о предстоящей мне смерти и стал окончательно готовить себя к ней.

Дней за пять до выхода из Особого яруса я заставил себя прочитать себе отходную. Как было тяжело вначале читать себе самому последнее «прости»! Слёзы капали из глаз, слова не поддавались пониманию. Но потом я увлёкся хорошим, сердечным содержанием отходной и кончил её совершенно успокоенным. На второй день, уже вечером, меня что-то тянуло к этой отходной молитве, и я читал её с восторгом и упоением.

Возможно, что в значительной степени благодаря отходной и вообще к концу сидения в ДПЗ установившемуся у меня примирению со смертью я как бы совсем отошёл от жизни, всё более и более позабывал о семье и о её горе без меня; я ушёл в себя, в свои мысли о будущей жизни; я стал как бы действительно живым мертвецом. Поэтому когда 14 августа было объявлено мне помилование Московского ВЦИКа (замена расстрела пятью годами тюрьмы), то я отнёсся к этому безучастно, оно не произвело на меня особенно радостного впечатления. У меня явилось как бы даже недовольство и разочарование: вот-де готовился, готовился к смерти, а её отменили. Весь день я ходил по камере, не понимая значения этого постановления для моей жизни и недовольный тем, что придётся изменять жизнь со всеми мыслями и настроениями.

На другой день ко мне пришли на свидание родные - семейные. Я шёл, опять-таки не понимая, кто и зачем пришёл, зачем меня тревожат. Никакой радости я не испытывал. Я встретился и поздоровался с ними холодно, не знал, о чём с ними разговаривать, и не был недоволен, когда свидание наше прекратили. И только придя со свидания к себе в камеру, оставшись наедине с собою, я стал мало-помалу приходить в себя, правильнее оценивать происшедшее, вспоминать лица и разговор на свидании. Я виделся и говорил с дорогими мне лицами, но душой и мыслями был я не с ними... Не так я вёл себя во время второго свидания, бывшего у меня в этот же день. Часа 2-3 спустя после первого, тоже с детьми, другими. Когда меня вызвали на свидание, я прежде всего увидел, что одежда моя очень рваная и истрёпанная, и я постарался прикрыть её рясой; в первое свидание я этой изношенности одежды не замечал. Я был рад и доволен, что пришли дети на свидание, и мне хотелось с ними долго, долго говорить. С этого второго свидания я пришёл уже другим человеком, как бы выздоравливающим к новой жизни. Я был рад и восторженно стал думать о предстоящей мне, хотя и через пять лет, свободной трудовой жизни.

Священномученик Михаил Чельцов - сын сельского священника Рязанской губернии, закончил Рязанскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную Академию. Преподавал в Калужской Духовной семинарии, заведовал миссионерскими курсами, преподавал историю и обличение русского раскола и старообрядчества. С 1899 года был назначен на должность «противораскольнического миссионера» в СПб Духовной семинарии. В 1918 году протоиерей Михаил Чельцов уже был профессором Богословского института в Петрограде, председателем Петроградского епархиального совета, с 1918 по 1920 год - настоятелем Троицкого собора на Измайловском пр.

С 1918 по 1930 год отец Михаил подвергался множеству арестов, заключался в тюрьмы: по делу партии кадетов месяц провёл в Крестах, в тюрьме на Гороховой ул. сидел по делу митрополита Вениамина, был арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей», провёл в камере смертников 40 дней, после чего расстрел был заменён двумя годами тюремного заключения с конфискацией имущества. В 1930 году он был арестован по групповому делу, названному его именем, и приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Протоиерей Михаил Чельцов был расстрелян в Ленинграде 7 января 1931 года. В вину о.Михаилу было вменено то, что он, как духовник графини Е.Зарнекау, дочери принца Ольденбургского, отслужил молебен на квартире графини перед её бегством из Советской России. Один из конвойных потом рассказывал вдове о.Михаила: «Ну и старик был, его на смерть ведут, а он тропари Рождеству поёт...».

16 июля 2005 года по представлению СПб епархиальной комиссии по канонизации святых Синод Русской Православной Церкви постановил сопричислить протоиерея Михаила Чельцова к лику святых в чине новомучеников и исповедников российских. Память его отмечается 7 января. А 8 декабря 2011 произошло очень важное, знаковое событие для Свято-Троицкого Измайловского храма: была освящена икона бывшего настоятеля сщмч.Михаила Чельцова.

Подготовила Ирина РУБЦОВА

http://www.pravpiter.ru/pspb/n282/ta008.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Николаевна Рубцова
Все статьи Ирина Николаевна Рубцова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18