-Вы занимаетесь проектами в сфере культуры, являясь при этом действующим православным священником. Насколько эти вещи совместимы?
- Я убежден, что эти два понятия совершенно не противоречат друг-другу.
Напротив, есть понятие "Православная культура", которая несомненно помогает человеку в духовно- нравственном развитии и воспитании личности. Тема христианства испокон веков использовалась великими русскими живописцами, писателями, зодчими, чьи работы во всем мире признаны достоянием великой русской и даже мировой культуры. Или псалмы царя Давида в переводе на церковно-славянский, содержащие в себе не только величайшую мудрость, но и красоту слога. К примеру, Достоевского невозможно понять в отрыве от Православия. Религия глубоко связана с культурой. Как писал русский философ Н. Бердяев: "Культура развивается из религиозного культа". Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. А Православие является культурообразующей религией России. Сегодня в России действует множество православных кинофестивалей, выступают православные музыкальные коллективы, проходят художественные выставки и т. д.
- То есть для Вас культура - это то, что учит нравственности?
- Конечно. А иначе это уже бескультурье. Если какое-то произведение развращает душу человека, предлагает ему стремиться к дурным вещам, способствует развитию аморальных наклонностей, то какая же тут культура? Это нонсенс уже.
- Но ведь понятия «плохого» и «хорошего» довольно относительны...
- Видите ли, в каждом из нас заложено нравственное начало. Если, конечно, он не извращен и не испорчен с детства неумными учителями. Древние говорили: «Душа по природе своей христианка». Она стремится к Богу, к нравственности. Но иногда ее заполняют суррогаты, искажающие реальное представление о хорошем и дурном. Подобно тому как человек, неудовлетворенный чем-либо человек, начинает употреблять алкоголь, наркотики, пытаясь заполнить внутреннюю пустоту.
- А разве культура не предполагает свободу? Свободу творчества, самовыражение?
- Вседозволенность не допустима. Для кого-то свобода - это когда захотел - ударил, захотел - изнасиловал или убил... Но можно ли подобное назвать культурой? Нет. У каждого из нас должны быть внутренние ограничения, т.н. духовные тормоза, иначе у нас будет общество дикарей. И не дай нам Бог жить в государстве, где будет царить безграничная свобода, где каждый может делать все, что ему хочется. Это же будет страшная анархия. Поэтому государство законодательно ограничивает нас от этой безудержной свободы. То есть, свободу человека, действительно, можно понимать только, как способность человека проявлять себя в рамках тех ограничений, которые обуславливает внешний мир и сам он, как таковой.
- По-вашему «Тангейзер» Тимофея Кулябина - был шагом к анархии?
- Это сознательный плевок в души миллионов людей, желание оскорбить, вызов обществу. Для меня Церковь - Мать. Я отдал ей 30 лет жизни. И оскорбить ее, это все равно, что оскорбить мою мать. Вот скажите, можно ли назвать культурным человека, который говорит: «раньше были казаки ряженые, сейчас попы - шуты гороховые»? Человек имеет право на самовыражение. Но где же тут культура, если это самовыражение оскорбляет чьи-то религиозные чувства? Возможно, таким образом Тимофей Кулябин хотел сделать себе имя. Но он просто опозорил себя перед многими людьми. Я лично знаю немало тех, кто стал его презирать.
- А вы видели постановку?
- В записи. Зачем я буду платить деньги за то, чтобы мне плевали в душу? Но ко мне приходили верующие люди, которые попали туда, считая, что идут на классику, на настоящего Вагнера. Помнится, бывший директор Оперного театра Мездрич заявлял в интервью, что не было ни одного возмущенного голоса. Но это откровенная ложь! Ко мне приходила женщина, которая с возмущением вышла после первого акта постановки, и написала все, что думает в книге отзывов. У меня есть фотография ее записи. «Я пришла, заплатила деньги, и мне за эти деньги наплевали в душу!» - говорила она. И это был не единичный случай.
Тимофей Кулябин пошел на такой скандал осознанно. Тем более, что православных можно трогать. А почему нет? Они же за это в лоб не настучат. А это подленько - обижать человека, который не может тебе ответить тем же. Неужели такой грязный пиар можно назвать культурой? Это полное бескультурье!
Кстати, СМИ старательно скрывают, что мусульмане тоже были глубоко возмущены. Во время пятничной молитвы во всех мечетях Новосибирска было объявлено, что будет митинг, и что они как правоверные должны на него прийти. Потому что был оскорблен почитаемый ими пророк Иса (так в их религии называют Иисуса Христа). В итоге в митинге участвовали и мусульмане тоже. Кроме того, духовные лидеры четырех традиционных религий России на расширенном заседании Межрелигиозного совета России также осудили эту постановку Кулябина. Была масса критических оценок в адрес "псевдовагнера" со стороны деятелей искусства. Но и здесь СМИ стыдливо замалчивали такие заявления и старались однобоко подавать материал.
- Тем не менее, суд Кулябина оправдал. Как вы это объясните?
- У обвинителей была очень слабая подготовка. Но больше всего, в событиях, меня возмущает позиция некоторых городских чиновников.
- Почему?
- А почему они призывали всех на митинг в поддержку Тимофея Кулябина? Студенты говорили мне, что их обязывали выходить на площадь в обмен на зачеты... Зачем говорить о свободе творчества, если речь идет о принуждении людей под страхом наказания? Мои знакомые тоже были там, наблюдали за происходящим. Так вот, немало людей, стоящих на площади Ленина, просто общалась между собой, даже не вникая в то, что происходит вокруг. Определенному кругу людей нужно было просто создать массовку. Это грязная технология. И вся эта возня не закончится, пока такие как руководитель департамента культуры мэрии Новосибирска Терешкова будут сидеть на своем месте. Ведь когда приехал новый директор Оперного театра Владимир Кехман, муж Терешковой откровенно ему сказал: «если надо мы и десять тысяч на улицу перед театром выведем"... Плохо, когда власть находится в руках таких людей.
- Подождите, так власти же вас вроде бы поддерживают. Или это только так кажется со стороны?
- Очень жаль, не состоялся открытый разговор ни с кем из высоких чинов, нас никто не приглашал. Я это расцениваю как неумелые действия по поддержанию согласия в обществе. Мы бы попытались объяснить, донести хоть до губернатора, до мэра, до депутатов, что на бескультурье и пороках, нечистоплотными людьми ловко зарабатываются деньги. Проще всего развратить обывателя, и потом делать на этом деньги. К примеру, народ требует хлеба и зрелищ, и он это получает.
- Что тут плохого? Есть спрос, есть и предложение - закон рынка.
- Но в том-то и дело, что изначально спроса не было. Нам грубо навязывали пошлятину, нагло противопоставляя ее высокой культуре, и в результате из россиян сделали суперактивных потребителей дешевки, настолько активных, что пошлый телебизнес стал невероятно прибыльным! И не только телебизнес. Это касается и кино, и театра, и живописи, и литературы. А какой это замечательный рынок сбыта! Открываются т. н. "Центры Современного искусства". Предлагают даже не самый низший сорт, а настоящую тухлятину, убеждая, что это «хорошее качество». В нас намеренно формируют патологическую тягу к безвкусице, пошлости. Народ надо подготовить к низкопробному, а затем вместо "пищи для ума" подавать ему "жвачку для мозгов". Например, на центральных каналах почти нет нормальных фильмов. А достойные работы показывают только на фестивалях, на телевидении они «не формат». Знаменитый французский психолог, основатель социальной психологии Гюста́в Лебо́н в одной из своих работ «Психология народов и масс» говорил о том, что у человека, пусть и благоразумного, думающего, старающегося критически относиться к происходящему, когда он оказывается в толпе, «происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, самостоятельность, критичность, исчезает личность как таковая». Эти люди, считает Лебон, приближают себя к примитивным существам. Вот она - мечта тех, кто хочет управлять управлять массами! Вот к чему стремятся растлители - чтобы народ превратить сначала в массы, а потом уже и в эту самую толпу «примитивных существ», которая сама по себе будет в изобилии распространять вокруг себя вирус культурного разложения и духовного упадка. А это всегда приносит дивиденты.
- То есть, по Вашему мнению, власти нашего города не уделяют достаточного внимания тому, что людей приучают к дурновкусице, чтобы потом зарабатывать на них деньги?
- Я Вам конкретно перечислял вещи, которые направлены против нравственного пространства наших сограждан в Новосибирске и области. Позиция некоторых чиновников, в частности известной Анны Терешковой, руководителя департамента культуры мэрии, противоречит тому, для чего она там поставлена. А выводы читатели пусть делают сами.
- Тогда давайте попробуем посмотреть на проблему со стороны тех, кто считает, в том числе, ваши действия «религиозной агрессией». Прежде всего, скажите, вы считаете, что занимаетесь агрессией?
- Если говорить о митинге, то мы всего лишь защищали свои конституционные права. Ведь в Конституции написано, что за оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием с этой целью средств массовой информации или в иной публичной форме, ...предусмотрены уголовные санкции (ст.214 УК). При этом мы не устраивали погромов, никому не угрожали. Народ требовал: «защитите наши религиозные чувства». Граждане своей страны выбрали законные методы противостояния: обратились в прокуратуру и суд. В чем же тут агрессия?
Священнослужителей и мирян и так преследовали и физически уничтожали в период советской власти. Убивали в ленинских и сталинских концлагерях. Сейчас у нас, как заявляется, демократическое общество. Но как только мы пытаемся в соответствие с этими демократическими правами рот открыть, нам сразу же говорят: «агрессивные», «экстремизм» или ещё что-то. Мы же не говорим: «давайте, мол, атеистов мочить!». Мы могли бы сказать: «Атеисты опять рот открыли!». Но не говорим. Так почему же нам говорят: «православные рот открывают». Неужели верующие - это люди второго сорта?
- То есть Вы боитесь, что мы можем вернуться к тем ужасам, которые творились в СССР?
- Я жил в то время и не хочу туда вернуться. Не хочу, чтобы мои дети боялись, что их буду притеснять за то, что они носят крестик. Чтобы священников считали людьми второго, если не третьего, сорта.
- Во многих СМИ Вас называют радикалом...
- Чего я о себе только не читал! Это по принципу: «чем больше грязи кинешь, тем, глядишь, больше прилипнет». Пусть говорят, что я радикал, экстремист. Я лично постараюсь объяснить свою позицию, если оппонент захочет ее услышать.
- Недавно Вас наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и нагрудным знаком «За противодействие экстремизму». Связано ли это было с ситуацией с «Тангейзером»?
- Ну, в желтой прессе пишут, что да. На самом деле награды с этой историей никак не связаны. «За противодействие экстремизму» я получил потому, что уже более 20 лет занимаюсь темой тоталитарных сект. Неоднократно принимал участие в следственных действиях. Меня не раз приглашали в качестве консультанта следственной бригады, расследующей особо опасные тяжкие преступления. Также я преподавал в школе милиции, читал лекции в управлениях силовых структур. Разработал компьютерный справочник «Секты современной России». То, что в это же время случился конфликт с «Тангейзером» - обыкновенное совпадение. Но некоторым, видимо, захотелось добавить в историю «перчинки» и связать эти два факта.
- Конфликт вокруг «Тангейзера» - не первый подобный в Новосибирске. До этого похожая ситуация была с концертом Менсона.
- Его просто отменили в ответ на обращение общественности и все. И правильно сделали. Мне неудобно говорить при девушке, как он обнаженный над Библией глумился. Ну как так можно? Или вот этот «Бегемот». Они на своих концертах демонстративно сжигали Библию, из-за чего на них было заведено уголовное дело в Польше. Эта группа и здесь вероятно собирались подобное устроить. Но им не дали, высказав активное негодование.
- Некоторые считают, что ситуации с Менсоном и «Тангейзером» - это не защита нравственности и церкви, а отстаивание коммерческих интересов. Говорят, что представителям церкви проплатили за защиту интересов бизнеса.
- Конечно, в нечистоплотности обвинить легче всего. Те, кто так рассуждает. просто не верят в то, что кто-то может трудиться и страдать за идею. Значит они просто судят по себе. К тому же бессмысленной толпой ведь легко управлять. А когда вдруг у народа просыпается самосознание, ощущение собственного достоинства и желание постоять за свои идеи - кое -кому становится страшно.
- Но ведь вы не можете отрицать, что отставка Бориса Мездрича с поста директора Оперного театра, к которой вы опосредованно тоже имеете отношение, явно была кому-то на руку.
- Если бы нам действительно платили, то все было бы гораздо проще. Вот я сейчас фильм снимаю, и не могу найти на него деньги. Хожу везде с протянутой рукой. А так - вывел 10 тысяч человек на площадь, вот тебе и деньги на фильм. И так на каждый чих, по пикету, глядишь и уже миллиардер...
- Как, по Вашему мнению, будет развиваться ситуация дальше?
- Всё зависит от того, кто стоит у власти. Если там будут люди честные, чистоплотные, нравственные, то будет в лучшую сторону двигаться. Если порочные, без совести, без чести, тогда ничего хорошего не может быть.
Вот очень важный документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он был принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (высший управляющий орган РПЦ) в 2000 году. Я вам зачитаю отсюда цитаты, чтобы вы до конца поняли позицию церкви.
«Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни.». А далее тут сказано: «Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения». То есть человек-христианин должен идти на самые тяжкие испытания, но не поступаться божественными принципами.
Интервью брала Мария Васильева
http://www.ansobor.ru/news.php?news_id=5806