Считают, что иконе св. Николая, именуемой «Никола Ратный», более половины тысячелетия. Предание гласит, что в XVII - XVIII вв., в неизвестный год, 5 мая жители селения Устинка (ныне Шебекинский р-н Белгородской обл.) и насельники расположенной неподалёку Коренской Николаевской мужской пустыни, у реки Коренёк (не путать с Курской Коренной пустынью!), устрашили татар-набежчиков из Дикого поля.
«...Настоятель той пустыни взял из церкви икону святителя Христова Николая, и, неся оную с братиею той пустыни и жителями селения сего, пришли к плотине и творили молитвословие, что увидевше татаре, к берегу идти против православных не дерзнули, и, обращаясь на той же плотине вспять, пришли в замешательство, отчего многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю святитель Христов Николай назван Ратным».
Существует также суждение, что икона святителя Николая, находившаяся в Никольской Коренской пустыни, получила наименование «Ратной» даже до отражения ею татар в Устинке. Напоминают, что ещё в 1556 г. при Иване Грозном в Казанском Спасо-Преображенском монастыре была построена церковь во имя Николая Ратного, а недалеко от неё находилась ещё более древняя церковь Николая Ратного, то есть гораздо ранее события в Коренской Устинской пустыни. Сторонники этой версии считают, что икона Николая Ратного была перенесена из древней Москвы в Казань, а оттуда в Коренскую пустынь.
Через чудотворную икону Господь не раз помогал защитникам земли русской одерживать победы над врагом. Существует устное предание и о том, что этой «ратной» иконой фельдмаршал М.И. Кутузов сам благословлял русское воинство в 1812 г.
5 июля 1765 г. по указу Белгородской духовной консистории, упразднившему Коренскую Ратного Николая чудотворца пустынь, икона была перенесена из Устинки в Свято-Троицкий собор Белгорода, который и стал её постоянным местом пребывания. Однако каждый год она 5 мая возвращалась в Устинку с тридцативёрстным крестным ходом, оставалась там до 11 мая, а затем переносилась обратно в Белгород.
К иконе св. Николая Ратного прикладывались, молились у неё российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II... А в память о пребывании Государя Николая II в соборе была установлена доска: «1904 года мая 4 дня, Его Величество Государь Император Николай Александрович в 9 1/2 часов утра изволили проследовать с вокзала в Свято-Троицкий монастырь, где после краткого молебна приложился к чудотворной иконе Св. Николая Ратного и поклонился почивающему Иоасафу».
В книге А.М. Дренякина «Белгород с уездом», изданной в Харькове в 1882 г., об этом событии, свершавшемся при «несмолкаемом радостном приветствии 60-тысячной толпы», рассказывается так: «...Со вступлением его величества в церковь громовые клики народные сменило тихое стройное пение архиерейскими певчими тропаря Святителю Николаю "правило веры и образ кротости" <...> Последовало краткое молебствие о здравии государя и всего царствующего дома, с возглашением обычного многолетия; его императорское величество благоговейно выслушав молебствие, приложился сначала ко кресту, а потом, по приглашению владыки, и к поставленной около левого клироса чудотворной иконе Святителя Николая, именуемого "Ратным". Преклонив колена и облобызав св. икону, государь милостиво выслушал затем приветствие курского архипастыря <...> Поклонившись мощам Святителя и соблагословив принять тут же поднесенные ему брошюры "Святитель Иоасаф Горленко" и "Сказание о чудотворной иконе Св. Христова Николая, именуемого Ратным", государь император <...> отбыл при пении "Спаси Господи люди твоя..." в сопровождении всего белгородского духовенства. Опять могучей волной разливается в воздухе звучное, радостное "ура" учащихся, подхваченное и поддержанное тысячной грудью всколыхнувшегося за монастырской стеною народа... <...> Его императорское величество, при несмолкаемом выражении народного восторга, изволил отбыть на городской полигон, чтобы лично осчастливить отеческим словом своих храбрых защитников, благословить их на брань с хитрым и дерзким врагом <...> На городском полигоне в походном строю расположились пять батарей 31 артиллерийской бригады со своими 40 орудиями новейшего образца, зарядными ящиками и обозом, а по сторонам полигона собрались из соседних сел и деревень тысячи простого народа. Государь император сел на коня, объехал войска, пропустил их церемониальным маршем и удостоил царского "спасибо". Затем, обратившись к вызванным командирам, офицерам и нижним чинам с милостивым пожеланием успеха в борьбе с храбрым и сильным врагом, а также и благополучного возвращения, Его величество благословил бригаду привезенным из Петербурга образом Николая Чудотворца».
Это был первый визит в Белгород Николая II, отбывшего затем в Харьков. Шёл четвёртый месяц Русско-японской войны.
Белгородский образ Николая Ратного исчез в безбожное время и был обнаружен в самом конце 1980-х в подсобном помещении Николо-Иоасафовского собора, на старом кладбище, в центре Белгорода.
Небольшая группа богомолиц прошла с ней в Устинку, а потом возвратилась в Белгород. С тех пор крестные ходы возобновились и стали совершаться ежегодно. А когда в 1990 г. Церкви был возвращен Преображенский собор, святыню перенести туда.
В наши дни икона располагается в специально сооруженном киоте на северном столбе в кафедральном Преображенском соборе Белгорода, том самом, где в гробнице, под сенью покоятся честные мощи святителя Иоасафа Белгородского; в храме также некоторое время пребывали недавно обретённые мощи священномученика Никодима Белгородского (Кононова). В любой день прихожане могут помолиться и приложиться к чудотворной иконе. Раз в неделю здесь, у иконы Николая Ратного, проходит молебен с акафистом святому.
Образ белгородского Николы затемнён - лик чудотворца и вся его фигура едва проступают сквозь сумрак олифы, но, прикладываясь, вы видите воздетые руки угодника Божия, как видите и множество пожертвований, украшающих образ, - драгоценных изделий, по традиции нанизанных на цепочки.
Свидетельствуют о защите Николы Ратного и в наши дни. Герой России Владимир Бурцев рассказывал, как в середине 1990-х в горах Северного Кавказа с небольшим отрядом СОБРа попал в окружение, и когда один боец достал из нагрудного кармана образ Николая Ратного, который привёз из родного Белгорода, и обратился к нему за помощью, из-за горы неожиданно появились наши вертолеты, которые огнём помогли бойцам вырваться из кольца.
Говорят также, что все белгородские воины, молившиеся у Николы Ратного, отбывая в «горячие точки», вернулись домой живыми.
* * *
Есть свидетельства, что и в безбожное время, в годы наибольших гонений на веру и Церковь православные совершали крестный ход даже малым числом, тайными тропами, по лесам, подвергаясь постоянной угрозе ареста и репрессий.
Старинная традиция была возобновлена 18 мая 1995 г. - со вновь обретённой иконой св. Николы Ратного состоялся крестный ход в Устинку, в котором приняло участие несколько тысяч человек. В 2005-м первый раз прошел молодёжный пеший крестный ход. Возглавляющий Шебекинское благочиние протоиерей Пётр Иванов замечает: «Раньше в нём часто принимали участие воспитанники военно-патриотических клубов, сейчас приходят и люди старшего возраста. Когда мне самому доводилось идти в Устинку, я чувствовал, что прикасаюсь к чему-то великому - ведь этими тропами сотни лет с молитвами ходили наши православные предки».
В нынешнем, 2015-м году от Рождества Христова, исполняется три юбилея: 250-летие перенесения иконы св. Николая Ратного из Устинки в Белгород, 20-летие со дня второго обретения иконы и 10-летие молодежного крестного хода в честь этой святыни.
Отец Пётр в пушкарском Михайловском храме благословляет нас на крестный ход, и я тоже думаю о своих предках; приложившись ко кресту, идти отсюда в Устинку буду и вместе со своими усопшими Минаковыми.
А живых крестоходцев нас - двенадцать. Можно сказать и «всего лишь», но мы кое-что помним про это число. По ходу движения группа будет то прибывать, то убывать. Можно и сравнивать: до Октябрьского переворота и массового помрачения в устинском Николо-Ратном крестном ходе принимало участие до 30 тыс. человек.
* * *
Успеваю взглянуть на родной город от Пушкарского кладбища, где покоится сонм Минаковых. Малую часть детства провел в Пушкарном, на короткой, в несколько домов, улице Крылова, и я. В поле зрения теперь попадает городское водохранилище на Северском Донце, центр города, цветущая сирень, храм Архангела Михаила, построенный в 1844 г. Это мой храм. Ну, в каком смысле «мой»: тут полтораста лет крестили, исповедовали, причащали, соборовали, венчали и отпевали Минаковых, живших в Пушкарной слободе.
Адрес Михайловского храма - ул. Донецкая, 84, а мы направляемся из города, вот уже и номера домов переваливают за полторы сотни. По ходу движения мы посещаем храм иконы «Всех скорбящих Радость» в Сосновке, совсем недавно возведённый возле исправительной колонии № 5, ещё не расписанный, без иконостаса, небольшой и уютный, кряжистый, плотненький, словно белый грибочек под шлемом, внешне отчасти отсылающий нас к храмам Древней Руси, в начале ХХ в. стилистически усвоенным архитектором Щусевым.
Доходим до новостройки посёлка Дорогобужино - название дано в память о выходцах из древнерусского города Дорогобуж. В этих местах пролегала линия знаменитой Курской дуги. Строительство части микрорайона пока «заморожено». Среди пустых малоэтажных бетонных корпусов зарастает травой фундамент первого в мире храма в честь священномученика Никодима Белгородского, образ которого мы тоже несём впереди крестного хода вместе с Николой Ратным и святителем Иоасафом. Есть надежда, что когда микрорайон оживёт, вырастет и храм.
Краевед Павел Альбощий, нашедший на территории бывшего Свято-Троицкого монастыря близ пещерки св. Иоасафа Белгородского место захоронения умученного и расстрелянного в 1919 г. чекистами епископа Никодима, а потом занимавшийся идентификацией погребения священномученика, рассказывает нам у фундамента дорогобужинского храма биографию подвижника, который учился в одной семинарии со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Удивительно, но с нами крестным ходом идут дальние родственники служившего вместе со священномучеником Никодимом иеромонаха Пантелеимона (Варварова), который застал в Белгороде мученическую кончину святого и закрытие монастыря, был духовником священномученика Александра Харьковского.
Священномученик Никодим причислен к лику святых в 2000 г. и ныне включён в четыре собора святых: новомучеников и исповедников Российских, новомучеников Соловецких, Санкт-Петербургских святых и всех новомучеников и исповедников Белгородских.
18 июня 2011 г. отмечалось 140 лет со дня рождения священномученика Никодима, коего в тропаре называют «святителя Иоасафа велегласным прославителем», поскольку именно епископ Никодим первым составил акафист св. Иоасафу. В том году благочинный протоиерей Олег Кобец благословил взять из кафедрального Преображенского собора на крестный ход единственную в Белгороде аналойную икону священномученика Никодима, и с тех пор икона святителя сопровождает крестоходцев в Устинку всякий раз.
* * *
После Дорогобужино мы пересекаем по мосту дивные плавни, где нас осеняет недолгими взмахами дивных белых крыл красавица-цапля, и вступаем в сосновый лес, где идём поначалу на свет, словно по райской дороге.
Где-то в здешних лесах на епископа Иоасафа, направлявшегося в Устинку, напали грабители, которых святителю удалось увещевать, и даже изменить судьбу одного из них.
На живописном берегу на учебно-тренировочной базе УМВД стоит уникальный деревянный храм-часовня в честь иконы св. Николая Ратного. База, разумеется, закрытая. Сквозь прозрачную ограду видим броневик пехоты «Тигр», грустно белеющую одинокую скульптуру пионера-барабанщика с подрисованными сажей усищами, почти как у конного командарма С.М. Будённого. Сразу вспоминается, что история 1-й Конной армии кровно связана с Белгородчиной. Много мы наворотили за сотню лет такого, что не разгребём до сих пор. Взыскующе глядит на нас из-за забора и голова «железного Феликса». Провиденциальные места: тут шли кровопролитные бои и в Гражданскую войну, и в Великую Отечественную.
Окормляющий сотрудников УМВД протоиерей Виктор Кравец уже пятый год благословляет крестоходцев, и их допускают на закрытую территорию.
Отец Антоний, возглавляющий наш крестный ход, вспоминает, как десять лет назад, в период своей мирской службы в УМВД, он был здесь в наряде, когда храм только построили.
Сержант на КПП наряден и любезен, препровождает нас в храм Николы Ратного, со ступенек коего виден меж сосновых стволов близкий мерцающий Донец, и если поглядеть влево, то уже видно гладь водохранилища, покрывшую «белгородскую Матёру», бывшее село Топлинка, словно напророчившее себе своим названием затопление большими водами, «на благо людям».
Как не вспомнить - ко времени и месту - слова 27-летнего паломника Антона Чехова, который в Николин день 1887 г., 9 мая по старому стилю, ниже по Северскому Донцу, в Святогорском монастыре «участвовал в крестном ходе на лодках», и об этом в путевом наброске «Перекати-поле» оставил такие строки: «...Оба берега - один высокий, крутой, белый с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой - отлогий, с зелёными лугами и дубовой рощей, - залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своею прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых веслами. Пение пасхального канона, колокольный звон, удары вёсел по воде, крик птиц - всё это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На её корме неподвижно, как статуя, стоял чёрный послушник».
Мы идём под дневную песнь соловьёв. Классик 130 лет назад внимал тому же: «Сосны буквально висят в воздухе и, того гляди, свалятся. Кукушки и соловьи не умолкают ни днём, ни ночью...».
* * *
...Дорога, конечно, райская, да ноги земные. Без православного пения идти было бы совсем затруднительно. Поём традиционную крестоходную молитвенную песнь: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, Богородицею помилуй нас!» Эти 25 км даются непросто. Ступни погуживают, ох, трутся-натираются, хотя и кроссовки мягкие, и идём теперь по песчаной почве.
А вот и долгожданная Маслова Пристань! Похоже, нас завидели издалека: здешний Михаило-архангельский храм встречает несомые нами иконы колокольным звоном.
Весь путь мне привелось нести перед собой образ св. Иоасафа; кто-то нёс икону страстотерпца Николая II, наш неутомимый доброхот Павел - образ новомучеников Белоградских и др. У каждого крестоходца - как водится, в руках иконки.
Под звон на ступенях храма список иконы св. Николы Ратного встречают прихожане, ведомые настоятелем храма протоиереем Сергием Бережным. Прикладываются ко святыням. Нас тут заждались. Ступаем с трудом, но поставленный батюшкой елейный крест каждому на лоб - придаёт нам новых сил.
Служится Всенощное бдение. Имеющие силы продолжить путь во второй день остаются на ночлег в Масловой Пристани, чтобы наутро после литургии отправиться дальше, проделав до Устинки путь ещё в 15 км. Кто послабей, как я, уезжают на отдых по домам.
Назавтра из сегодняшнего состава дальше отважатся пойти лишь четверо, но к ним присоединятся полтора десятка новых доброхотов.
* * *
Уже в день Вознесения Господня, в четыре часа пополудни торжественно встречаем оригинал иконы св. Николая Ратного у храма в честь Николая Чудотворца в Устинке. Наши крестоходцы подходят к храму хотя и изможденные неожиданной майской жарой (+25, как и накануне!), но бодрые: сегодняшний путь более короток. Чудотворную икону привозит из кафедрального Преображенского собора Белгорода митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Владыка выносит святыню, осеняет ею собравшихся у храма, передаёт встречающим.
Большой крестный ход несёт святыню, помещённую в большой киот, украшенный белыми и жёлтыми цветами с зеленью, к целительному источнику, на окраину Устинки (до него от храма полтора километра). Именно там «более 300 лет назад преградил путь татарской коннице святитель Николай, чей образ с тех пор назван Ратным».
Участники крестного хода впечатляюще «усилены» молодыми хоругвеносцами храма Воскресения Христова из недальнего посёлка Зимовенька, прибывшими под руководством протоиерея Александра Деревянко.
К молебну у святого источника, с акафистом святителю Николаю, совершаемому перед иконой собором духовенства, на берег стягиваются разновозрастные жители Устинки, Шебекино. Затем народ радостно набирает из больших бочек освящённую владыкой воду. Любо глядеть, как нарядные выпускники здешней школы омывают ею радостные лица.
Многим после молебна и водосвятия удаётся получить в качестве угощения пирожки, которые раздают от местного благотворителя девушки в красных платьях в белый горошек, они же угощают желающих компотом.
Высоченный камыш шепчет свои древние слова над узкой речкой Нежеголь, а тропарь озвучен людскими голосами: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей Истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим!».
Современные фото - автора
Специально для «Столетия»Фотографии
http://www.stoletie.ru/obschestvo/s_nikoloj_ratnym_849.htm