Война глазами священника

Фрагменты доклада протоиерея Александра Сорокина (г.Авдеевка, Донецкая епархия) «Пастырское служение в зоне военных действий» в первый день работы ІХ Всеукраинской молодежной конференции в Коблево (11-17 мая 2015)

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
273
Время на чтение 11 минут

* * *

Вы знаете, я хотел рассказать не просто о каких-то наших трудностях - все они наверняка известны вам из СМИ. О них можно прочитать в интернете, в фейсбуке, и я уверен, что вы и так знаете, сколько жертв, кто погиб и как всё там у нас происходит.

Хочу свой доклад построить на том, что видел я, что пережил я и близкие мне люди, собратья-священнослужители.

Это - взгляд изнутри. Это наш личный опыт и попытка преодоления этой беды, а также осмысление пастырского служения в совершенно иных, непривычных и экстремальных условиях.

Война и ценность человеческой жизни

Что я хочу сказать о войне.

Для меня самый яркий и главный тезис такой: война - это место, где человек обезличивается, расчеловечивается, теряет свою ценность как личность. Когда на войне отчитываются о количестве жертв, говорят, что погибло столько-то и ранено столько-то. Все мы становимся «массой», превращаемся в цифры, в статистику.

С тобой никто не считается. Ты понимаешь, что ты никому не нужен - ни ты, ни твоя семья, и никто о тебе не побеспокоится, кроме Господа Бога и тебя самого. Ты сам должен как-то обезопасить себя и своих близких. А если ты еще и пастырь, то, конечно, и тех людей, которые тебя окружают.

 

0018

 

Храм святителя Игнатия (Брянчанинова) в Киевском районе города Донецка. Повреждение купола

Но от всех ужасов войны, прежде всего, страдает человек. Мы, священники, тоже люди, обыкновенные люди, и нам, как и другим, по-человечески тяжело.

Война и похороны

Мы сталкиваемся со смертью человеческой, причем смертью внезапной, ужасной.

На глазах людей гибнут их дорогие и любимые. Это усугубляется тем, что ты не можешь вызвать скорую помощь - потому что продолжается бомбежка. Ты не можешь отвезти человека в больницу, потому что в хирургическое отделение попал «град».

Ты не можешь даже похоронить человека, потому что идет обстрел, а кладбище - это окраина города, где стоят орудия и летают снаряды.

Иногда люди погребали своих родственников прямо в огородах, без гробов - просто в ковер завернули, положили, закопали, поставили крест. Это реально страшные вещи.

Война и ранения

Те, кто выжил, несут на себе последствия ранений.

Очень много людей, у которых оторваны ноги, руки. Много покалеченных - это кошмар и ужас, потому что нынешнее вооружение очень страшное. Небольшой осколочек рельсу прошивает как масло. Что уже говорить о человеке...

Отсутствуют врачи, лекарства - потому что автобус, который возит медикаменты, не может проехать в какой-то отдалённый участок. Хотя волонтеры есть - люди отважные, отчаянные, которые прорываются и поддерживают нас продуктами и лекарствами.

Война и страх

Люди - жертвы в психологическом плане. Уже выработалась реакция на любые громкие звуки.

Вчера микрофон упал - и у меня сразу давление, и сердце как на взрыв реагирует, тут же выброс адреналина в кровь. И так на любой громкий звук - салюты, хлопки, выбивание ковра... Мы от всего этого уже дёргаемся, прячемся под столы. Мы искалечены психологически от постоянного стресса и постоянного страха.

Что касается моих прихожан, то на исповеди люди говорят об одном - о страхе, о том ужасе, который они уже пережили, о том, что ещё может произойти, о том, что ещё будут бомбежки.

Бывает, стресс проявляется так, что ты не подаешь виду. Не хвастаюсь, но, на удивление, я спокойно всё переносил, и моя матушка тоже.

Война и богослужение

На Преображение мы шли с ней на службу. Приход наш - святителя Николая Чудотворца и источник находятся в лесу. С одной стороны стоят войска ДНР, с другой - ВСУ, между ними лес и в лесу наш храм.

 

img 1728

 

Храм на Источнике раньше

Шли я, матушка, еще один человек и наша собака. Метрах в 400 от нас начали падать «грады». Стали лететь осколки, мы попадали на землю, оглохли ненадолго. Потом встали, дошли до храма, стали молиться на богослужении. У нас есть нижний храм, в цокольном этаже, монолитный, из бетона всё, так что не очень страшно. Но, чтобы вы понимали, семисвечник всю службу ходуном ходил, потому что снаряды падали метрах в 100 от храма.

 

20150208 110553 1

 

Разрушение территории при храме на Источнике

Я своей матушке просто поражался - настолько она была спокойна.

Война и привычка

Сам удивляюсь тому, насколько мы держались... Когда попали с семьей под обстрел в нашем доме, в 7.30 утра, в 20 м от дома упал снаряд, с люстры сыпались стеклянные украшения, а сын Андрюша как спал, так и не стал вставать.

К чему я это веду. Потом я отвез семью к родителям под Киев, и только там всё начало проявляться. Когда мы попали в тишину, в мирное пространство, у нас стали сдавать нервы - тряслись руки и прочее.

Как ты реагируешь на войну и взрывы ТАМ, не имеет значения. Всё обязательно скажется потом. У меня давление было пониженным, теперь оно постоянно повышенное.

Что еще хочу сказать по поводу психологических последствий. Это - страх, паника, равнодушие. Ты уже не удивляешься, когда кого-то убили, вырабатывается чувство привычки, и это страшно. Когда кого-то убило, когда кому-то голову оторвало, понимаешь, что тебе нужно хоть как-то реагировать. Для нас эта реакция, естественно, - молитва. Ты должен помолиться о человеке, и в этом мы находим великое утешение.

Как себя вести во время взрывов? Если находитесь на улице, нужно падать на землю, потому что осколки разлетаются в основном по восходящей траектории. Если будете лежать, есть шанс, что осколки вас не заденут. Тут же нужно падать, открывать рот, закрывать уши, накрывать голову руками.

20150118 114623

Вот такие на территорию храма прилетают снаряды. Фото с сайта храма

Если находитесь в доме, он может стать для вас могилой. Самое лучшее - это погреб на улице.

У нас нет погреба ни в доме, ни на улице. Поэтому мы нашли в доме место под лестницей. Эстакада лестницы монолитная из бетона, это внутренняя часть дома, мы там все постелили и периодически туда забегаем.

Война и воюющие стороны

Приходится часто сталкиваться с людьми, которые воюют - с обеих сторон. Как правило, с батюшкой все проявляют себя наилучшим образом, пропускают на блокпостах. У меня в автомобиле всегда лежала стопка икон: раздаю солдатам, всем-всем. Всех благословляю: «Ребята, дай Бог, чтобы вас никто не убил, и вы никого не убили».

При любых условиях батюшка должен оставаться батюшкой и нести Евангельскую весть, быть всем для всех.

Война и дети

Отдельно хочу сказать о детях. Страшно представить, что они чувствуют. Ребенок не понимает, что происходит, ему просто так не объяснишь, не успокоишь. Поэтому детей обязательно нужно увозить. Это 100%. Если в нас, взрослых, это всё откладывается, можете себе представить, какова будет реакция ребенка.

Классный руководитель моей дочери своего 9-летнего сына из Авдеевки вывезла под Иловайск, к бабушке. Как раз тогда, когда в Иловайске всё произошло. Они очень долго просидели в подвале. В итоге у ребенка сильно расстроена психика, он от мамы не отходит ни на шаг, она не знает, что с ним делать, как его реабилитировать.

Война - это всегда страшно. А когда дети еще и гибнут - это вообще кошмар и ужас.

Война и «свой уголок»

Что еще хотелось бы сказать по поводу того, как страдает человек.

То, что нарушается психическое и физическое здоровье - это очевидно. Но представьте себе, что чувствует человек, когда разрушен его дом, когда ему некуда возвращаться. Он теряет то, для чего всю жизнь работал и копил деньги - дом, имущество. И вот всё сгорает, или дом разрушается, или приходят и грабят. Здесь идет очень сильная переоценка ценностей.

Люди остаются без ничего, а зачастую это люди уже преклонных лет. У них было что-то свое - уголочек, хозяйство. И вот человек всё теряет, и остается только Господь. И если у человека нет Бога в сердце, нужно обязательно сказать ему: «Вот, есть Господь, и Он - твое самое главное богатство и сокровище». Многие переосмысливают свою жизнь и приходят к Богу.

Война и панельные дома

Дальше. Разрушенная инфраструктура. Мы прожили зиму в Авдеевке, у нас не было света, воды, тепла - можете себе представить, что это такое, особенно, в многоквартирных домах. Дома панельные, люди укутывались в одеяла, слава Богу, иногда был газ.

В связи с этим тоже сильнейший стресс.

Война и производство

Остановка предприятий. Люди потеряли работу, магазины не работали (только некоторые были открыты), аптеки не работали.

Наш Авдеевский коксохимзавод, слава Богу, не останавливался практически ни на день, несмотря на жесточайшие обстрелы.

20150118 114623

Осколки на территории храма. Фото с сайта храма

Хочу отметить еще такой факт, что война - хорошая среда для передела бизнеса. На войну можно списать что угодно. Поэтому происходят такие печальные вещи, как прицельный огонь по предприятию для каких-то своих определенных корыстных целей. А страдают люди - обыкновенные работники. Коксохимзавод - там ведь сотни тонн раскаленного кокса, бензол и куча всякой химии, что может привести к экологической катастрофе.

Воина и уборка города

Хочу сказать о примерах проявления положительных человеческих качеств.

Люди настолько удивительно стали проявлять себя - в том плане, что взаимопомощь была сумасшедшая, самоотдача, жертвенность. Ремонтные работы электролиний, водоснабжения, тепла велись под обстрелами. Этим людям нужно поставить памятник...

Уборка города: это же битые стекла, вырванный с «мясом» асфальт, обрушившиеся стены домов. И при всём этом город убирался постоянно - силами людей, нашими коммунальными службами.

Война и благодарность

Гуманитарная помощь - вообще отдельный пункт. В прошлом году я впервые попал сюда, на конференцию, и очень благодарен Богу за это. В том смысле, что благодаря многим из вас наш город всё это время получал гуманитарную помощь.

Ионинская «молодежка» помогала, отец Николай Данилевич из Киева присылал помощь, причем сам нас искал, выходил на нас. Город Хмельницкий, общественная организация «Покров», Ксения Шевчук, которая сейчас здесь; община Свято-Георгиевского храма г. Хмельницкого, о.Александр, Мукачевская епархия, Паша Форкош - это те люди, которые помогали нам весь этот год.

Мы кормили людей на стадионе - с помощью полевой кухни и там раздавали помощь. Спасибо вам огромное!

Война и милосердие

Однажды на меня вышел священник из Херсона, из «киевского патриархата». Он хотел привезти жителям Авдеевки гуманитарную помощь и просил меня, чтобы я ее раздал. Он приехал сам на своем автомобиле, доверху забитом продуктами и всем необходимым.

Я разговаривал с ним, и, по-моему, получился конструктивный диалог... Этот священник - очень активный в соцсетях, причем крайне агрессивно настроенный по отношению к нашей Церкви. Но в частной беседе ничего подобного я не услышал.

Я понял одно: делание доброго дела, помощь страждущим может примирить, угасить разногласия, накал страстей. Общее доброе дело может объединять совершенно разных людей.

Война и негативный пример

Что касается пастырской деятельности, самый негативный пример - это политическая заангажированность священников, которые в соцсетях, на проповеди в храме начинают накручивать своих прихожан. Это крайне негативный пример. Владыка наш даже издал распоряжение о том, что священникам нашей епархии запрещаются публикации в интернете политических статей и прочих подобных вещей.

Война и священник

И вот один из самых интересных пунктов - священник на войне. Не знаю, как это быть капелланом, там своя специфика, но я знаю, что такое, когда твой храм и твой приход оказываются в зоне боевых действий, и всё становится с ног на голову.

Что я понял: людям нужно совсем мало - просто находиться рядом с ними. Просто быть рядом со своей общиной, рядом с жителями своего города.

«О, батюшка приехал!..» - для них это значит, что всё будет хорошо. Одним своим присутствием ты подаешь надежду. А когда ты еще взял и воду святую, прошелся по улицам, покропил дома, зашел к каждому в дом со словами «Спаси, Господи, дом сей и всех живущих в нем! Спаси, Господи, град сей!», так тут вообще их счастью нет предела.

Война и просфоры

Как живет приход на войне.

Когда тебе нужно служить Литургию, а приход находится в лесу, который постоянно простреливается, о какой вечерне в 16.00 или 17.00 может идти речь... Поэтому вечерние службы мы на приходе служим в 12.00.

Что делать, когда из города уехали все просфорницы? Приходилось ехать в ближайшее мирное село или город, где продолжается нормальная церковная жизнь, и просить просфоры для служб. О простых просфорах я уже не говорю, лишь бы были служебные.

Война и клирос

Представьте себе, когда певчие тоже все уехали, вообще никого нет.

Признáюсь - последние полгода я служу на приходе сам - служу и пою. Как это всё происходит технически? Тайные молитвы читаю вполголоса. Люди слышат, что нет паузы, совершается молитва. Можно их даже вслух читать, и тогда люди полностью участвуют в богослужении.

На Пасху я служил сам - 4 часа пения и молитвы, боялся, помру. Нет, не умер.

В храме нет света, нет тепла - очень выручают буржуйка и генератор. Мы оборудовали храм всеми этими вещами. Зарплату, я уже говорил, год не получаем. Но, слава Богу, Господь не оставляет, добрые люди периодически помогают.

Война и одиночество

Отдельная тема - разлука с семьей.

Год без семьи, психологический разрыв с матушкой и детьми очень сильно сказывается. У нас в Авдеевке все священники отправили свои семьи к родителям. Моя семья под Киевом, семья отца благочинного - в Запорожье, о.Андрея - на Западной Украине.

И мы сбиваемся в кучки. Как брошенные домашние животные сбиваются в стаи, так и мы, батюшки, сбиваемся в кучки, живем вместе, поддерживаем друг друга.

Война и третий фронт

Что касается проповеди. У каждого человека своё мнение, свои политические взгляды. Община разделена, но это никак не проявляется в отношениях, если есть любовь друг ко другу.

Нужно правильно ставить акценты на проповеди. Я говорю так: братья и сестры, мы должны понять, что мы - третья сила. Мы тоже воюем, но воюем совсем с другой стороны. Наш приход, Источник Николая Чудотворца, находится в зоне боевых действий, и Литургия в храме в такое время - это настолько необходимая вещь! Это как бой. Они бомбят - давайте служить, звонить в колокола! Те туда пуляют, а эти сюда, а мы в ответ им - колоколами, молитвой, Литургией.

Это вещи очень важные, и я чувствую, что это работает, что мы держим какой-то свой фронт, фронт духовный, пытаясь потушить, в первую очередь, злобу человеческую. Потому что человек, отказавшийся от злобы, может общаться, находить общий язык, идти на какие-то компромиссы.

Война и твоя любовь

Что такое быть миссионером на войне? Я немного уже касался этой темы. Люди настолько открыты, они, как дети, впитывают всё, что бы ты им ни говорил. Бывает, правда, что человек наоборот, замыкается, но это редкий случай.

У кого нет проблем с соседями в частном доме? У каждого бывали конфликты. Даже с этими людьми наладилось - всё хорошо, слава Богу.

Миссионерская деятельность на войне сводится к твоему вниманию к каждому человеку, к твоей любви к людям. Они смотрят, как ты себя ведешь: не убежал ли, видят, что остался, помогаешь...

И немного юмора...

Немного о юморе нашем, специфическом юморе.

Обычно молятся «о Богохранимей стране нашей», а мы иногда в шутку молимся о «бомбо-бомбимей стране нашей...»

Вот в кратце о том, какой мы за этот год приобрели пастырский опыт. Думаю, он тоже может быть в чем-то полезен...

Записала Юлия Коминко

http://sinod-molodost.in.ua/stati/3107-vojna-glazami-svyashchennika.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Украины
«Друг друга они еще не сожрали»
Если формируется определенный консенсус вокруг Трампа, это значительно хуже, чем если бы продолжалась упорная борьба всех демократов против всех республиканцев
05.11.2024
Никогда такого не было, и вот опять
Единственный выход спасения ЕС от климатических катастроф – отказ от помощи режиму Зеленского и признание наших границ по итогам Второй мировой войны
05.11.2024
Украину одолел паралич разума
Главная причина – ярко выраженное желание немедленно получить все блага мира, не прикладывая к этому никаких усилий, кроме провозглашения себя европейцами
02.11.2024
«Я – памятник себе…»
На примере Украины Фанар реализует стратегию «объединения христианства», которая впоследствии может быть применена на более широком уровне
01.11.2024
«Европа выдавливает украинцев на фронт, чтобы они там погибли»
Европейские политики уже не скрывают, что Украина и ее население — лишь расходный материал в противостоянии Запада против России
29.10.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
К 285 летию со Дня рождения князя Потемкина.
Новороссия в русской мысли. Часть 3
28.10.2024
К 285 летию со Дня рождения князя Потемкина.
Новороссия в русской мысли. Часть 2
26.10.2024
Мелитополь и Стамболи //
«История России. Новое Приазовье»
25.10.2024
Ганнибал-полководец: о чём молчит Херсон //
«История России. Новое Приазовье»
25.10.2024
К 285 летию со Дня рождения князя Потемкина.
Новороссия в русской мысли. Часть 1
25.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
06.11.2024 13:15
С Днем народного единства!
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 13:07
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:53
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Наблюдатель
06.11.2024 12:47
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от Владимир С.М.
06.11.2024 12:45
Какова ваша позиция, депутат Затулин?
Новый комментарий от Александр Волков
06.11.2024 12:28
Победа Трампа внушает осторожный оптимизм
Новый комментарий от Могилев на Днепре
06.11.2024 12:18